В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Что заменим на монеты? Назад
Что заменим на монеты?
Тема замены льгот на денежные выплаты, называемой иначе "монетизацией", широко обсуждается в обществе. На днях Госдума РФ одобрила в первом чтении правительственный законопроект, дающий старт этой широкомасштабной акции. Что сулит всем нам принятие закона? Об этом - беседа с заместителем Председателя Госдумы РФ Владимиром Катренко.

- Владимир Семенович, начнем с самого начала. Чем была вызвана необходимость проведения этой реформы?

- На то были объективные причины. Дело в том, что большинство из установленных в начале 90-х годов льгот носили вынужденный характер. Это объяснялось дефицитом бюджетов всех уровней в те годы: государство не справлялось со своими обязательствами, привычными стали длительные задержки и невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тогда пошли по пути предоставления гражданам многочисленных натуральных льгот.

Со временем стало очевидно, что основной недостаток существующей системы льгот - ее несправедливость. Девять из десяти льготников не имеют возможности получать санаторно-курортное лечение, две трети не пользуются льготами на городском транспорте. Особенно это касается сельских жителей. В результате одна часть льготных категорий граждан, в первую очередь жителей крупных городов, получает весь спектр льгот, другая же не пользуется ими вовсе.
Сегодня, когда появились реальные признаки укрепления российской экономики, существует возможность обеспечить льготные категории наших сограждан денежными средствами. Это позволит каждому конкретному человеку получить то, что ему нужно, в гораздо более полном объеме. Ведь живые деньги лучше виртуальных льгот.

- Но подобные преобразования не проводятся скоропалительно. По вопросу, который касается практически каждой российской семьи, неплохо было бы посоветоваться с самим народом, выслушать все мнения за и против. К чему такая спешка с принятием "льготных" законов?

- Вы правы, спешка здесь ни к чему. Вот почему наша фракция в Госдуме - "Единая Россия" с самого начала отнеслась к идеям правительства с большой долей настороженности. Как минимум надо было решить проблему справедливого соотношения "натуральная льгота - денежная выплата". Депутаты создали рабочую группу, которая начала интенсивные консультации с правительством в лице министра здравоохранения и социального развития РФ М.Зурабова и зам.министра финансов РФ Т.Голиковой. В результате удалось в 2-4 раза, в зависимости от категорий льготников, увеличить размер ежемесячных денежных выплат. Помимо этого, по соглашению правительства с АО "Российские железные дороги", будет введен льготный проездной билет на транспорте пригородного сообщения стоимостью 40 рублей в месяц, по которому каждый обладающий им может ездить сколько угодно. Приняты другие меры социальной поддержки за счет предоставления льготным категориям граждан так называемого "социального пакета услуг", включая обеспечение их лекарственными средствами.

- Как это будет выглядеть на практике?

- Каждому нуждающемуся из суммы социального пакета, которая будет ему выплачиваться (а она составит не менее 440 рублей в месяц) будет переведено 350 рублей в фонд медицинского страхования, и на эти деньги он бесплатно сможет получить все необходимые лекарства вне зависимости от их стоимости. То есть ни один человек, который нуждается в лекарствах, не пострадает.
То же касается санаторно-курортного лечения. На сегодняшний день из 30 миллионов льготников, которые имеют на это право, всего в год отдыхают около 200 тысяч человек. Если же полностью загрузить имеющиеся санатории, можно обеспечить отдых вне сезона примерно для 1 миллиона 200 тысяч человек. Для этого с каждого льготника из компенсации, которая ему предлагается, достаточно удержать всего 50 рублей. Сохранится и льготный проезд к месту лечения для категорий граждан в соответствии с медицинскими показаниями.

Кроме того, к числу льготных категорий, социальная поддержка которых будет осуществляться из средств федерального бюджета, дополнительно отнесены граждане, пострадавшие от Чернобыля, и приравненные к ним категории.

Словом, если в первоначальном варианте правительственного законопроекта предлагалось ограничиться размером выплат от 250 до 900 рублей, то в доработанном при участии депутатов от "Единой России" документе эти выплаты увеличились от 500 до 3500 рублей. И если сегодня государство тратит на обеспечение льгот порядка 25 миллиардов рублей, то в бюджете будущего года на их замену денежными выплатами будет выделен 171 миллиард.

- Не получится ли так, что за бортом социальной поддержки останется такая группа населения, как пострадавшие от политических репрессий?

- В первоначальном варианте правительственного законопроекта эту категорию планировалось финансировать из средств региональных бюджетов. Однако нет двух похожих субъектов Российской Федерации, уровень поддержки льготников в каждом из них сильно разнится. И поскольку изначально не давалось гарантий компенсации льгот на федеральном уровне, многие региональные выплаты могли бы свестись к нулю, особенно в высокодотационных субъектах РФ. Поэтому депутаты пришли к согласию с правительством в вопросе о том, что в процессе подготовки ко второму чтению в законопроекте будет прописано оказание мер государственной социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в виде предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета, при изыскании необходимых финансовых источников.

- Какие еще изменения были внесены в ходе первого обсуждения законопроекта?

- При подготовке ко второму чтению будут учтены предложения по сохранению положений Трудового кодекса РФ, регулирующих определение и повышение минимального размера оплаты труда. Решено также внести дополнение, фиксирующее невозможность снижения размера заработной платы у работников организаций бюджетной сферы, включая надбавки и доплаты, ниже уровня, установленного на 31 декабря 2004 года. При этом будут выработаны механизмы реализации государственных гарантий по оплате труда работников.

Сохранится возможность выплаты ежемесячного пособия на ребенка в перечне видов государственных пособий, увеличения размера ежемесячной денежной выплаты для детей-инвалидов, сохранения государственных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение образования, отдых, оздоровление и жилье.

Останутся без изменений основные социальные гарантии для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

- Отдельный вопрос - социальная поддержка наших заслуженных людей, которые составляют славу нации.

- Мы предложили исключить из рассматриваемого законопроекта две статьи, касающиеся Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Славы и полных кавалеров ордена Трудовой Славы. Правительство РФ должно подготовить специальный закон о статусе этих категорий граждан и внести его на рассмотрение Государственной Думы в октябре 2004 года. Думается, принятие такого документа назрело давно.

Хочу подчеркнуть, что основное бремя финансовых расходов по замене льгот денежными выплатами будет нести не только российский бюджет. В рамках федеративной реформы происходит разграничение властных полномочий и их финансового обеспечения. Впервые на региональный уровень передаются 47 полномочий и делегируются - 20, причем не декларативно, а с наделением регионов соответствующими налоговыми доходами. Для этого в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ будут внесены соответствующие изменения и дополнения.



07.07.2004
http://www.katrenko.ru/publication/view.html?id=3273

Док. 333314
Перв. публик.: 07.07.04
Последн. ред.: 07.07.07
Число обращений: 305

  • Катренко Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``