В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Много власти на Юге не бывает. Назад
Много власти на Юге не бывает.
Идею Северокавказской республики в Думе готовы обсуждать с привлечением широкого круга экспертов Осенью в Государственной Думе были образованы две комиссии - по расследованию теракта в Беслане и по проблемам Северного Кавказа. Вторая оказалась в тени первой. Чем занимается данная группа парламентариев и как они корректируют федеральную политику в Кавказском регионе, рассказывает глава комиссии, заместитель руководителя фракции "Единая Россия" Владимир Катренко.

- Руководитель комиссии по Беслану Александр Торшин не сходит с экрана, а вас почему-то не видно и не слышно.

- А мы никогда и не ставили перед собой цели любой повод использовать для появления перед публикой. В комиссии собрались очень серьезные, обстоятельные и конструктивные политики, для которых общественная польза гораздо важнее, чем личная.

- Есть ли уже какие-то достижения?

- Круг задач нашей комиссии более широкий: мы должны помогать президенту и его полномочному представителю на Юге России, помогать правительству и Думе формировать грамотную, последовательную, эффективную национальную и социально-экономическую политику на Северном Кавказе. Выработаны некоторые предложения, которые уже направлены в администрацию президента, председателю Государственной Думы и, естественно, полпреду президента в Южном федеральном округе. И ряд наших замечаний уже начал реализовываться. К проекту закона о противодействии терроризму мы внесли около 70 поправок, часть из которых уже поддержана профильными комитетами.

- А что это за поправки?

- Они ужесточают некоторые положения этого законопроекта, уточняя перечень тех лиц, которые должны нести ответственность за содействие террористам, тех лиц, которые не прямо, а косвенно могут влиять на развитие террористической деятельности во всех известных регионах нашей страны. Среди них могут быть, например, родственники террористов. Речь также идет о более четких и понятных формулировках, касающихся террористической угрозы.

- Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в ЮФО? Ряд политиков считают, что Москва уже не контролирует обстановку на Кавказе.

- На Юге России есть определенная почва, в первую очередь социальная, которую враждебные всем нам силы, конечно же, используют. Но ограничиваться рамками только Северного Кавказа было бы неправильно. Думаю, что те проявления терроризма, которые мы видим в России, - это звенья одной большой цепи, опутавшей земной шар и от которой ни одна страна в мире не чувствует себя огражденной. Но это не значит, что нужно только сетовать - мол, это объективное зло, надо, конечно, предпринимать меры для того, чтобы предупреждать его проявления. Что федеральная власть и делает, работая значительно эффективнее, чем прежде. О нынешнем уровне объединения усилия федеральной и региональной властей еще 7-8 лет назад и мечтать было нельзя. Но меня начинают тревожить раздающиеся в последнее время заявления, что Северный Кавказ -это, мол, черная дыра, сколько бы туда Центр денег ни давал, они все равно уйдут в никуда и никакого эффекта не принесут. Мне кажется, что это серьезное заблуждение. Без финансовой, административной и политической поддержки всего российского государства нам очень сложно будет на Кавказе противостоять нашим общим врагам.

- Многие считают, что выплачиваемые федеральным Центром деньги - это плата империи своим окраинам за то, чтобы они оставались ей лояльными и не бунтовали. Вы с этим согласны?

- Такая точка зрения действительно есть, и, может быть, она даже имеет право на существование. Но мне кажется, что давно канули в Лету те времена, когда России эти территории надо было удерживать подобными методами. Здесь, конечно, есть определенная специфика, от которой не уйти, строим ли мы при этом социализм или рыночную экономику, живем сейчас или через 100 лет. И нужно обязательно учитывать в том числе и менталитет кавказских народов. Здесь живет большинство людей, которые давно свой выбор сделали.
И если уж они считают нужным быть с Россией, считают себя частицей российского государства, то в этом можно не сомневаться. А сегодня в северокавказских республиках основная масса людей ассоциирует себя только с Россией. Юг России абсолютно объективно приобретает особый статус. И у представителя президента в ЮФО должны быть особые полномочия.

- В последнее время часто высказывается и другая идея - о создании Северокавказской республики.

- Собственно говоря, эта идея не нова. Она периодически возникала и раньше. Она имеет право на существование, и определенная логика в ней присутствует.
И мне кажется, что ее нужно детально изучить с привлечением широкого круга экспертов. Потому что кавалерийский подход к решению любых северокавказских проблем приводит только к беде. А вот что касается особого статуса, то он у полпреда должен быть обязательно. Я был, есть и останусь приверженцем того понимания, что на Кавказе власти много не бывает. Усиление полпреда президента будет с пониманием воспринято в регионе, потому что в национальных республиках традиционно уважают тех, кому поручено исполнять волю государеву.

18.02.2005
http://www.katrenko.ru/publication/view.html?id=3898

Док. 333484
Перв. публик.: 18.02.05
Последн. ред.: 08.07.07
Число обращений: 271

  • Катренко Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``