В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Шанцев: Нам с Лужковым некогда ходить как Шерочке с Машерочкой Назад
Валерий Шанцев: Нам с Лужковым некогда ходить как Шерочке с Машерочкой
НОВЫЙ год для столичного правительства начался с бурных судебных процессов. Один из них, касающийся вопроса - быть вице-мэру выбранным или назначаемым, завершился в минувший четверг. Вынесенный судом вердикт оказался не в пользу традиции, по которой мэра и вице-мэра москвичи избирали в паре. Корреспондент "РГ" встретился с Валерием Шанцевым, который, вполне возможно, теперь войдет в историю столицы как первый и последний избранный вице-мэр.

- Валерий Павлинович! Вы никак не прокомментировали решение суда. Демонстрируете умение проигрывать?
- Судили-то не Шанцева и даже не мою должность, а то, какой ей быть после новых выборов. Если решение суда не пересмотрят, оно сначала должно прийти в Гордуму, депутаты которой внесут в Устав Москвы новую норму. Лично ко мне это не имеет отношения, так как меня выбрали в 1999 году. А поскольку закон обратной силы не имеет, я должен до конца выборного срока исполнять свои обязанности. Было бы предательством по отношению к избирателям заявить: "Извините, я в отставку пошел". Я на это не способен.
- Появление иска Генпрокуратуры кое-кто объясняет "черной кошкой", пробежавшей между Шанцевым и Лужковым, желанием ослабить ваши позиции...
- Для того, чтобы заменить меня, у мэра не было необходимости затевать такие громкие комбинации. Тем более что выборы не за горами - в декабре этого года. А вот то, что мы с Юрием Михайловичем нечасто бываем вместе на людях - правда. Восемь лет назад, в самом начале совместной работы, он сказал мне: "Город большой, везде требуется наше присутствие. Если будем все время ходить парой как Шерочка с Машерочкой, никогда не охватим всего, во что надо вникать". Вот некоторые и делают из этого время от времени выводы о том, что у Лужкова с Шанцевым холодные отношения. Что я скажу на это? Не дождетесь! Как и того, что решение суда сделает меня более покладистым, удобным, что меньше буду спрашивать. Я профессионал, привык работать. Как дотошно влезал во все, что мне поручено, так и буду влезать. Решение суда не ослабит ни мои позиции, ни даже позиции преемника. Все равно в Уставе города придется записать, кто конкретно исполняет обязанности мэра во время его отсутствия. Столица не должна оставаться без головы даже на короткое время.
- Тогда о самом насущном. Вы ведь курируете работу экономического комплекса столицы?
- Да.
- В "Приоритетах на 2003 год", опубликованных в "РГ" за прошлый понедельник, столичное правительство пообещало москвичам дальнейшее повышение уровня жизни. В частности, рост среднедушевых доходов на 18-20 процентов. Звучит заманчиво. Но что останется от этого, если в прогнозе бюджета страны уже сейчас заложена инфляция на 12 процентов, а в Москве, как известно, она бывает еще выше. Кстати, насколько?
- В среднем 15-17 процентов.
- Вот и получается, что инфляция съест почти всю обещанную прибавку.
- Не съест. Результат у нас всегда выше, чем прогноз. В прошлом году, например, средняя зарплата выросла на 38 процентов и составила 6,5 тысячи рублей, а среднедушевой доход - на 40 процентов. Он достиг уже 11 тысяч рублей. Что за этим стоит? Еще три года назад в Москве двое работающих могли содержать лишь одного иждивенца, так как на семью получалось три прожиточных минимума. Теперь супружеская пара в столице, зарабатывая пять минимумов, может прокормить уже троих иждивенцев - детей ли, престарелых родителей. Надеюсь, что в этом году благополучие станет еще прочнее.
- Так ведь и цены скачут! Известно, что есть решение о повышении тарифов на газ, электроэнергию, грузовые и пассажирские перевозки. Вот вы, как председатель межрегиональной энергетической комиссии, уже дали согласие на их повышение?
- Нет, пока только получил документы из "Мосэнерго", в которых предлагаются цены на электроэнергию поднять на 38, а на тепло - на 51 процент. Наши специалисты считают их явно завышенными.
- И что же вы предпримете?
- На принятие решения есть месяц. Проведем совместные слушания, выслушаем энергетиков, сделаем свой анализ Если не найдем общего языка, обратимся в Федеральную энергетическую комиссию. Именно так мы поступили в прошлом году и выиграли процесс. В итоге вместо увеличения на 40 процентов на электроэнергию и на 70 - на тепло тарифы в среднем по городу поднялись на 16 процентов. Обещаю, что и нынче "Мосэнерго" не получит ни одного лишнего рубля.
- Все равно новый виток инфляции неизбежен. Странный процесс, в котором у нас каждый показывает себя жертвой. Почему во всем мире инфляция - 1-2 процента, в той же Литве уже не первый год меньше процента, а в Москве - 17 процентов! Кто остановит ее? Что зависит от федеральных властей, а что от правительства Москвы?
- От Правительства России требуются долговременные и понятные правила игры на рынке. Мы же работаем в условиях, когда все время меняется налоговая и тарифная политика. Причем чем лучше ты работаешь, тем больше у тебя отнимают. Москва тому - яркий пример. В соответствии с Конституцией РФ и всеми законами распределение полученных налогов между ней и центром должно производиться в пропорции 50:50, а составляет 69:31. Нам остается одно - каждый оставленный нам процент стараться максимально набить реальными рублями, чтобы доход города был в итоге все-таки больше, чем год назад.
- Получается?
- Получается, но лишь благодаря тому, что постоянно занимаемся реальным сектором экономики. Вопреки тому, что нам все время говорят: зачем правительству Москвы предприятия, давно ставшие акционерными обществами? Но если бы они проводили реконструкцию и техническое перевооружение за счет кредитов под 25 процентов годовых, как предлагают сегодня банки, все бы по миру пошли. В Москве же половина этой сумасшедшей ставки гасится за счет бюджета города. Получается уже совершенно другая экономика! Ежегодно 90-100 предприятий не только увеличивают собственные доходы, но и налоговые отчисления. За каждый вложенный таким образом рубль в бюджет поступает 4 рубля! Да такой бизнес еще надо поискать!
- "РГ" внимательно следит за тем, как обустраиваются рынки, покинув стадионы. Почему тем, кто работал на "Динамо", оказалось некуда съезжать? Там говорят, что Лужков якобы уже признался, что правительство Москвы погорячилось с изгнанием, сожалеет, что не дали времени на строительство новых помещений.
- Целых два года прошло после выхода постановления правительства города о том, что стадионы решено вернуть спорту, а торговлю, как и положено, вести в специально оборудованных павильонах. На "Лужниках" об этом знали и вовремя построили новую базу. На ЦСКА одна кампания припозднилась на три месяца, а другая - на полгода. Но тоже строятся. А вот на "Динамо", очевидно, как раз и рассчитывали, что когда подойдет срок, они обратятся к Юрию Михайловичу, и тот скажет: "Да, мы погорячились, торгуйте, ребятки, и дальше". Не было и не будет этого.
- Но строительство красивых павильонов оплачивается, по сути, из кармана горожан. Мой мясник Миша, которого хозяева вынудили перейти на новое место, например, лишь с осени повысил цену на говядину на 20 рублей. Покупателям объяснил прямо: "Входной билет в это здание мне обошелся 4,5 тысячи долларов, да на тысячу рублей теперь больше арендная плата. Я должен эти расходы покрыть?".
- Пока есть дефицит мест, хозяева будут этим пользоваться. Но недолго им осталось, от желающих построить новые рынки нет отбоя. Мы никому не отказываем - чем больше торговых мест и продавцов, тем выше конкуренция, а значит, и снижение цен неминуемо. Тем более что борьба за него сейчас ведется с разных направлений. Сначала развивали крупные торговые сети - типа "Метро", "Рамстор", "Седьмой континент", а теперь еще начали между ними насаждать магазины, расположенные в пешеходной доступности от дома.
- Валерий Павлинович! Идет еще один судебный процесс - по искам бывших заложников с Дубровки. Как вы к этому обстоятельству относитесь?
- Ну как можно относиться к людям, столько выстрадавшим, пережившим, потерявшим родных и близких? С сопереживанием, сочувствием. Мы постарались им помочь, не дожидаясь судов. Бесплатно похоронили погибших, нуждающимся помогли в лечении. Выплатили компенсации - по 100 тысяч рублей семьям погибших, по 50 тысяч - каждому заложнику, независимо от того, был ранен или нет, компенсировали материальный ущерб за все утраченное, что пострадавшие сами перечислили в заявлениях - кожаные пальто, видеокамеры, мобильники, наличные деньги Словом, сделали все, как этого и требовала статья 17 Закона "О борьбе с терроризмом", которая сейчас у всех на слуху. Но есть ведь еще и статья 18, о которой мало кто вспоминает. В ней говорится о социальной реабилитации пострадавших, предполагающей психологическую, медицинскую, а также помощь в трудоустройстве. Санаторно-курортное лечение, сохранение льгот погибших для их семей, оформление пенсий по потере кормильцев. Все эти вопросы мы тоже решили на паритетных началах с Правительством РФ, так как в Законе сказано: "Если у субъекта Федерации не хватает средств на погашение причиненного вреда, то компенсация происходит за счет Федерального бюджета".
- А если Москве присудят выплатить те 48 миллионов долларов, на которые уже поданы иски, кто будет платить?
- Решать Правительству страны. У Москвы этих денег нет.
- Как нет? Бюджет у города - 8 миллиардов долларов?
- Но это не деньги Лужкова или Шанцева. Это бюджет москвичей, строго расписанный гордумой, утвержденный по статьям. Чтобы отдать их, придется снять с других социальных программ - отнять, к примеру, у других жертв терактов, список которых у нас, увы, не ограничивается Дубровкой, ведь были еще и взрывы на Гурьянова и Каширке, на Пушкинской площади. Отнять у ветеранов ВОВ, инвалидов, многодетных семей
- Прокомментируйте, пожалуйста, заявление адвокатов бывших заложников, которые прямо говорят, что не верят в справедливое решение дела в московских судах, так как они прикормлены властями.
- Абсурд. Мы не платим судьям ни зарплат, ни премий. Помогаем лишь в создании материально-технической базы судов - строительстве зданий, их оборудовании, как положено по закону. Но лучше всего о самостоятельности судов судить по их решениям. Мало ли процессов, проигранных Правительством? Осенью, например, из-за этого пришло решение о повышении жилищно-коммунальных платежей. Впрочем, зачем так далеко ходить за примером? Вот оно, самое свежее - дело о вице-мэре.

Любовь Пятилетова
http://www.rg.ru/Anons/arc_2003/0120/2.shtm

Док. 340245
Перв. публик.: 20.01.03
Последн. ред.: 18.07.07
Число обращений: 352

  • Шанцев Валерий Павлинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``