В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Торлопов: `Федеральный центр оценил все то, что мы сделали в республике за последние 3,5 года` Назад
Владимир Торлопов: `Федеральный центр оценил все то, что мы сделали в республике за последние 3,5 года`
Недавно президент РФ Владимир Путин встретился с главой республики Коми Владимиром Торлоповым, который также является руководителем рабочей группы Госсовета РФ по разграничению полномочий между уровнями власти в стране. После встречи с президентом глава республики ответил на вопросы информационного агентства "Интерфакс Северо-Запад".

Владимир Александрович, как, на Ваш взгляд, соотносится тенденция к укреплению центральной федеральной власти с самим принципом федерализма?

Я считаю, что президентом и правительством принимаются все необходимые меры, чтобы укрепить Федерацию. А ее укрепление - это четкое понимание того, что должны делать отдельные поселения, что - муниципальные районы, что - субъект Федерации, и наконец - федеральное правительство. И чем четче разграничение, чем меньше возможностей двоякого прочтения какого-либо закона и нормативного акта, тем четче будет работать Федерация именно как Федерация. Пока здесь не все гладко, и, откровенно скажу, функции многих структур, когда их передали в федеральное ведение, остаются до сих пор непонятными. Не столько, может быть, губернаторам, сколько местным властям, а главное - самому населению. Многие главы муниципальных образований говорят об этом открыто.

Я очень рассчитываю, что по-настоящему заработает указ президента "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных федеральных органов исполнительной власти", подписанный им в июле после заседания нашей рабочей группы в Калининграде. Тогда и губернаторы - с учетом их нового статуса, вытекающего из нового механизма их утверждения, - получат, наконец, рычаги влияния и ответственности за деятельность в том числе и федеральных структур, работающих в регионе.

Президент очень хорошо это понимает и считает, что на места надо передать максимум возможного - с полной ответственностью за состояние дел в дальнейшем и с источниками финансирования. А позицию федеральных министерств, со стороны которых мы встречаем сопротивление, я могу объяснить очень просто: от наличия у них функций и рычагов управления этими функциями зависит, я так предполагаю, их численность и - заработная плата. Вот и все.

А какими полномочиями, в свою очередь, могла бы поделиться республика с органами местного самоуправления?

Сейчас, на мой взгляд, - никакими. Сложившееся на сегодняшний день разделение между республикой и муниципальными образованиями целесообразно было бы сохранить на какой-то определенный период. Разумеется, к началу 2006 года мы сформируем поселенческие органы самоуправления. Но пусть для начала они войдут в общую систему, осознают ответственность за людей и порученный им участок работы, и потом вместе посмотрим и решим, что по мере необходимости передавать им и как передавать, с учетом их технической и кадровой подготовленности.

Конечно, такие вопросы, как порядок на улицах, во дворах, работа предприятий, которые есть на этой территории, уличное освещение, организация досуга, должны решаться именно на местах. Я это очень хорошо понимаю, потому что помню, как в бытность свою депутатом Государственного Совета республики - и его председателем - был вынужден заниматься в своем избирательном округе... выгребными ямами. Такого абсурда, конечно, быть не должно.

В одном из недавних интервью Вы обмолвились, что готовы войти еще в одну рабочую группу Госсовета РФ - по урегулированию межбюджетных отношений. Что бы Вы предложили изменить в этих отношениях в первую очередь?

Действительно, на одной из, скажем так, "технических" встреч после Калининграда был такой разговор, и если такая группа на самом деле будет формироваться, конечно, я готов в нее войти. Потому что это - самое кровное, что есть у любого губернатора. И нам тоже есть что добавить к этим вопросам.

В Коми за последние три года ежегодный рост налоговых поступлений составляет 30%. По итогам шести месяцев 2005 года такие поступления выросли в 1,5 раза. Но: для федерального бюджета этот рост составил 1,7 раза, а для бюджета республики - ...9%! И налогооблагаемая база для республиканского бюджета постоянно сокращается. Вот динамика этого процесса: в 2001 году в центр уходило 48% собираемых в республике налогов, в 2005 году - более 62%. При этом социальные обязательства республики отнимали в 2001 году 40% расходной части бюджета, в текущем году - опять-таки более 60%. То есть ножницы между нашими обязательствами и нашими финансовыми возможностями раздвигаются - и не в пользу субъекта Федерации. И в первую очередь - не в пользу добывающих регионов. Причем надо иметь в виду, что Коми - далеко не такой же регион-донор, как Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, не говоря уже о Москве. Ушли в центр главные "добычные" налоги - на добычу полезных ископаемых и воспроизводство минерально-сырьевой базы - они, конечно, ощутили какие-то потери, но для их бюджетов, по большому счету, не принципиальные. А для нашего это оказалось очень чувствительно...

Что мы хотели бы от федерального правительства? Первое: создать понятные правила игры для межбюджетных отношений минимум на три года, пусть плохие - но понятные. То, что сейчас начнется такое финансовое планирование - это уже первый шаг вперед.

Второе: если субъект Федерации заработал что-то сверх того, что предусматривалось ему какой-нибудь статьей бюджета или программой, - не режьте, пожалуйста, эту статью для перераспределения между регионами, не крадите стимул для дальнейшего развития. Между прочим, у себя в республике мы так и делаем: если муниципальное образование смогло заработать что-то свыше отпущенного ему бюджетом лимита - на здоровье. Многие мэры смогли сформировать месячный резерв по своим расходам - ситуация, невероятная для них даже год назад!

Третье: если в регионе есть возможность реализовать проект, имеющий крупное стратегическое значение в масштабах всего государства - касается ли это выпуска стратегического сырья или комплексного развития сразу нескольких регионов - федеральное правительство должно помочь в реализации такого проекта.

И четвертое: стимулировать к развитию в регионах производства и увеличению доходной базы своих бюджетов. То есть - проводить конкурсы среди субъектов Федерации для получения преференций, скажем, со стороны того же Фонда инвестиционной поддержки.

А какие проекты для Коми, по-вашему, могли бы быть поддержаны фондом?

Первый - строительство на территории республики крупных деревообрабатывающих и/или целлюлозных производств. В Удорском и Троицко-Печорском районах, которые мы намечаем для этих проектов, есть все: огромные неизрасходованные лесные массивы рядом с железной дорогой. В стране и в мире потребность в целлюлозе растет на 3-5% в год, поэтому эти проекты должны быть достаточно окупаемы и эффективны. Они заодно изменят ситуацию с занятостью и вообще образом жизни живущих ныне в этих местах людей.

Второй проект - межрегиональный. Он называется "Белкомур" и предполагает соединение Архангельска и Перми железной дорогой через территорию Коми. Я встречался недавно с президентом "Российских железных дорог" Владимиром Ивановичем Якуниным и он выразил сомнение в целесообразности этого проекта. Его можно понять: для компании, чьи доходы рассчитываются из тонно-километров, сокращение пути на 800 километров - это потеря.

Но я предлагаю взглянуть на проект не с точки зрения коммерческой компании, а с точки зрения государства. Компании, которые работают в республике, Архангельской области, Пермском крае и в Сибири - "Северсталь", СУАЛ, "ЛУКОЙЛ" - подтвердили, что со спрямлением железнодорожных перевозок на 800 километров они готовы нарастить объемы грузоперевозок на 20 млн. тонн в год за счет сокращения пути в порты Архангельска и Мурманска, а стало быть, удешевления продукции для европейских рынков. Я уже не говорю о том, что может появиться вокруг самой новой железной дороги, которая проляжет по во многом еще недоразведанной территории, с большими лесными массивами, с возможностями для кардинального изменения всей здешней инфраструктуры.

На территории республики реализуется еще один крупный проект - "Коми Алюминий", подразумевающий строительство глиноземно-алюминиевого комплекса. Но пока есть серьезные разногласия между РАО "ЕЭС России" и "Газпромом" по вопросу о тарифах на газ и электроэнергию Печорской ГРЭС. Эти разногласия, на ваш взгляд, преодолимы?

Во-первых, я хочу обратить ваше внимание, что проект объединил ранее непримиримых конкурентов - СУАЛ и РУСАЛ, произошло то, о чем я мечтал еще год назад. Во-вторых, на уровне экспертов целесообразность размещения алюминиевого производства рядом с Печорской ГРЭС с точки зрения экономики и с точки зрения эффективности тех компаний, которые будут там работать, не вызывает сомнений.

Другое дело, что это очень энергоемкое производство, и без стратегического энергетического партнера построить такой завод просто нереально. Но с "Газпромом", по большому счету, по проекту никто еще не работал. Эта работа (конечно, сама по себе очень большая) еще впереди. Я не сомневаюсь, что мы решим эту проблему.

Работа с большими компаниями, характеризуемая заключением с ними соглашений, приводит к обвинениям Вас в раздаче им определенных преференций. Насколько, по-вашему, оправданны такие опасения?

Позиция прокуратуры республики, которая внезапно инициировала проверку законности соглашения с компанией "ЛУКОЙЛ", абсолютно неоправданна и не аргументирована. Я могу возразить ей сразу по нескольким пунктам. Первый. Почему-то прокуратура считает, что из всех нефтяных компаний, работающих в республике, мы заключили соглашения только с "ЛУКОЙЛом". Но это не так. Мы подписали аналогичные соглашения со всеми нефтяными компаниями, за исключением "Нобель Ойла".

Второй пункт. Если внимательно вглядеться в тексты соглашений, там четко отражено: все, что записано в соглашениях и принимается к исполнению обеими сторонами, должно соответствовать действующему законодательству РФ.

Третий пункт, касающийся уже не буквы, а практики выполнения соглашений. Все конкурсы на право освоения недр, которые мы проводили уже после подписания соглашений, выигрывал кто угодно, но почему-то не "ЛУКОЙЛ". И, между прочим, может быть, зря. Один из тендеров выиграла компания "АСТ Карго", которая в результате так и не выполнила условий лицензионного соглашения. Второй конкурс выиграла "Северная нефть". Где здесь преференции?

Ну а в-четвертых, стоит посмотреть на практику исполнения подобных соглашений в других регионах, где диктат компаний прописан несравненно жестче.

Но главное, что принесли эти соглашения, - дополнительные доходы в бюджет, исчисляемые миллиардами рублей. Без единого нарушения какого бы то ни было законодательства.

В этих соглашениях кроется ключ к наполняемости бюджета республики?

Разумеется, нет. Ключ - в общей эффективности выстроенной бюджетной системы. Я могу гордиться нашим Министерством финансов, которое заняло второе место на российском конкурсе региональных финансовых ведомств. За последние 3,5 года доходная часть бюджета увеличилась с 12,5 млрд. до 20 млрд. рублей - при том, что у нас изъяли самые весомые налоги, о чем я говорил выше. И бюджет продолжает пополняться, что, кстати, позволяет нам сравнительно безболезненно справляться с таким серьезным социальным испытанием, как монетизация льгот. Мы получаем из городов и районов информацию о том, что наш консолидированный бюджет имеет хорошие перспективы - а значит, мы в состоянии планировать очень серьезные шаги в 2006-м и будущих годах. И планируем - и на 2006-й, и даже на 2007-й и 2008-й годы.

Вы так уверенно говорите о предстоящих годах, хотя в январе будущего года истекает срок ваших полномочий. Вы рассчитываете остаться главой на новый срок?

Все, что мы сделали за 3,5 года, мы сделали правильно. И этому дана соответствующая оценка федеральных структур. Да, я действительно поставил своим заместителям и многим министрам задачи именно на 2006-2008 годы. Думаю, что мы вместе будем работать над выполнением этих задач. А все остальное - прерогатива президента России и Государственного Совета республики.



Интерфакс
23.08.2005
http://www.governors.ru/?regmode=fio®ion=11&okrug=0&razdel=smi&statja=5201

Док. 340318
Перв. публик.: 23.08.05
Последн. ред.: 19.07.07
Число обращений: 354

  • Торлопов Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``