В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Левитин: к 2010 году можно будет проехать по асфальту через всю Россию Назад
Игорь Левитин: к 2010 году можно будет проехать по асфальту через всю Россию
Можно ли жить без пробок? Шанс есть, и этот шанс - платные дороги. Но чтобы их построить, необходим закон, проект которого будет вот-вот внесен в Госдуму. Впрочем, прокладываться будут не только платные трассы. Этот вопрос вчера обсуждался на коллегии Минтранса, а в пятницу министр Игорь Левитин обнародует программу дорожного строительства на заседании Совета Федерации. В промежутке между этими событиями мы попытаемся выяснить у Игоря Левитина, где водители скоро почувствуют себя счастливыми и сколько им придется за это заплатить.

- Давайте начнем с Москвы, коль скоро мы находимся в столице. Какие подмосковные трассы станут платными, и в какой стадии находится их проектирование?

- Сейчас загрузка всех федеральных трасс, которые идут к Москве и из Москвы, такова, что их можно все делать платными, потому что одно из условий платности для инвестора - это 25 тысяч автомобилей в сутки.

- Но их можно делать платными или строить рядом платные дороги?

- Да, вот я поэтому и говорю, но так как в проекте федерального закона есть обязательно, чтобы была альтернативная бесплатная дорога, значит, мы должны рядом с существующими строить платные дороги, что мы и планируем делать в ближайшее время.

- И с чего начнете?

- Самое "узкое" место сегодня - это Московская область. По сути, если мы развяжем те пробки, которые зарождаются уже на выходе из Москвы и на входе в Московскую область, мы сможем тогда добиться снижения перегрузки, которая сегодня выше норматива в полтора раза. Поэтому мы решили сделать еще одно кольцо вокруг Москвы на расстоянии примерно 30 километров от Московской кольцевой дороги, и сделать в платном варианте.

- А как быть с Ярославским шоссе, которое называют одной из самых загруженных трасс в Европе?

- Ярославское шоссе, как, впрочем, и все другие сегодня, работает примерно в 100-150 тысяч автомобилей в сутки. Нормативная их возможность - примерно 70-90, поэтому Ярославка - действительно для нас сегодня это приоритетное направление, потому что это еще и направление туристического бизнеса, которое сегодня Россия может использовать в своих целях, поэтому основное, где сегодня нужно поработать на Ярославке - это, конечно же, Мытищи и Королев. Вот развязка двух этих объектов примерно стоимостью около 8 миллиардов рублей - мы ее планируем закончить к 2008 году.

- Какие-то платные участки дороги на этом направлении планируется построить?

- Да, мы сейчас рассматриваем вопрос сделать обход Александрова и выйти отдельной платной дорогой вдоль по Владимирской области. Если вы там когда-то ездили, там есть такие горки, которые зимой невозможно преодолеть на грузовиках, которые везут лес, и поэтому самые по безопасности опасные участки. Мы хотим сделать параллельно платный обход.

- Еще один глобальный проект - это центральная кольцевая автодорога, которая опоясывает Московскую область, так называемая "Бетонка". Она станет коммерческой?

- Мы хотим сделать ее в платном варианте, и еще: вокруг этой кольцевой дороги мы хотим разместить логистические терминалы, чтобы все грузы, которые идут в Москву, выгружались на логистических терминалах до входа в Москву; вынести из Москвы все контейнерные площадки, которые сегодня оказались в центре Москвы, и разгружать грузы все на подходе к Москве.

- Так, теперь по другим регионам. Какие еще дороги планируется построить?

- Чита - Хабаровск для нас приоритетная дорога, и мы выполняем поручение президента, которое у нас есть на контроле: к 2010 году закончить Чита - Хабаровск в асфальте и, таким образом, сделать проезд из Москвы до Владивостока по асфальту через всю Россию.

- Это будет платно или бесплатно?

- Это бесплатная дорога, она строится по федеральной целевой программе.

- Это правда, что федеральная дорога "Дон" тоже на некоторых участках может стать платной?

- Да, мы хотим на выходе из Москвы, где-то на расстоянии 100 километров, сделать платный участок. Сегодня их два, один из них довести до уровня требований по платной дороге и сделать его платным.

- Игорь Евгеньевич, ну все эти проекты оживут, если появится закон "О платных дорогах". А когда это случится?

- К сожалению, около четырех лет этот закон согласовывается, но на прошлой неделе, скажем так, последнее согласительное совещание было у заместителя председателя правительства Жукова Александра Дмитриевича, на котором мы сняли все разногласия. Теперь этот закон мы будем вносить в Государственную думу и просить их как можно скорее его принять.

- На этой сессии успеют?

- Мы будем просить на этой сессии. Поддержка правительства у нас есть.

- Сколько будет в среднем стоить проезд по платной дороге? Потому что цифры называются все время разные, они меняются.

- Значит, действительно для каждой автомобильной дороги будет своя стоимость проезда, но вот мы считали для Москва-Санкт-Петербург, для платной этой дороги, у нас предварительно получалось, это один рубль с...

- Километра?

- Легкового транспорта, с километра с легкового транспорта, три рубля с грузового транспорта, и при этом, окупаемость этой дороги при вот такой цене - около 20 лет.

- Понятно. А будут ли водители в состоянии платить эти деньги? Потому что ну, если чуть-чуть дороже, то уже на поезде гораздо проще?

- Да, значит, ну, во-первых, есть альтернативная дорога, где можно будет проехать. Мы ею тоже занимаемся, ремонтируем, то есть это будет альтернативная дорога, но мы планируем таким образом, чтоб на ней скорость была 150 километров в час, чтобы из Москвы до Санкт-Петербурга можно было за четыре часа доехать на автомобиле. И эта дорога обходит все населенные пункты. Сегодня существующая дорога Москва - Санкт-Петербург, 37% ее проходит через центры городов, поселков.

- Игорь Евгеньевич, а насколько это выгодный бизнес - платные дороги? Вы сказали, что срок окупаемости - 20 лет.

- Это невыгодный бизнес, но государство...

- Но инвесторы тем не менее...

- Инвесторы есть, потому что та окупаемость, которая есть в инвестиционных проектах, она на Западе уже давно существует. Там нет такого бизнеса, который дает очень высокую доходность за короткий период, поэтому есть специальные инвестиционные фонды, которые занимаются вот такими проектами, но я хочу обратить внимание, что бизнес, который будет вкладывать деньги в автомобильную дорогу, он получит право заниматься размещением, ну, придорожных....

- Придорожного сервиса.

- И вот как раз вот этот сервис на придорожной инфраструктуре - он для бизнеса интересен.

- Заправки, ресторанчики - они также принадлежат инвесторам.

- Мы планируем, что те, кто будет идти в инвестиции, платные дороги в первую очередь должны получать возможность развивать придорожную инфраструктуру, чтобы быстрее окупить свои средства.

- А кто вкладывается в дорожный бизнес?

- Ну, я так хочу сказать. Первый проект, который у нас на выходе, - это западный скоростной диаметр, это в Санкт-Петербурге. Там мы планируем 50% на 50% с бизнесом. Когда я говорю "мы" - это федеральный бюджет и город Санкт-Петербург. Есть уже инвесторы, которые готовы участвовать в этом бизнесе. В основном это французские и итальянские компании.

- Вы уже говорили, что, когда строится платная дорога, обязательно должна быть бесплатная дорога-дублер. А не получится так, что в качестве платной дороги будут использоваться современные скоростные трассы, а в качестве бесплатного дублера водители получат разбитую грунтовку?

- У нас сегодня и бесплатных дорог 37% работают в режиме ненормативного и безопасного пропуска. Поэтому что я хочу сказать - у нас есть федеральная целевая программа, средства которой будут идти только на бесплатные дороги. Когда я говорю о платных дорогах - это деньги инвестиционного фонда и инвесторов. Это не те деньги, которые из бюджета выделяются под платные дороги. Поэтому наша задача по дорогам, которые сегодня существуют в бесплатном режиме - довести уровень финансирования их до нормативного.

- Еще один вопрос: недавно Монголия предложила России построить на своей территории полторы тысячи километров автодорог в обмен на передачу в собственность России одного из своих месторождений полезных ископаемых. Это интересный проект?

- Это получилось в ходе переговоров, когда мой коллега, министр транспорта Монголии, предложил нашим российским компаниям участвовать в строительстве автомобильных дорог. И на мой вопрос, а вы чем будете рассчитываться со строительными компаниями, он сказал, что мы можем рассчитывать на госгарантии, а также на те объекты, которые России будут интересны для бизнеса, и за счет этого они готовы будут рассмотреть вопрос оплаты за эти дороги.

- Это перспективный проект?

- Мы сейчас будем проводить мониторинг тех структур, в которые готовы сегодня вкладываться в Монголии. Я думаю, что да. Потому что Монголия сегодня - это для нас транзит между Китаем и Россией, и он будет развиваться.

Эрнест Мацкявичюс

05.04.2006
vesti.ru

Док. 340718
Перв. публик.: 05.04.06
Последн. ред.: 19.07.07
Число обращений: 310

  • Левитин Игорь Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``