В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев: `Развитие экономики, рост доходов каждого кубанца - задача первостепенной важности` Назад
Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев: `Развитие экономики, рост доходов каждого кубанца - задача первостепенной важности`
Об итогах экономического развития Кубани в прошлом году и актуальных проблемах, которые в настоящее время решаются в регионе, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал губернатор Краснодарского края Александр Ткачев.

Александр Николаевич, Краснодарский край - регион многонациональный. Как удается добиваться согласия в общественной, политической, межнациональной сферах жизни населения Кубани?

Сегодня, говоря о Северном Кавказе, практически во всем мире обязательно добавляют "горячая точка", но это не так. Народы, живущие здесь, всегда славились гостеприимством, а такие понятия как дружба, уважение к старшим, для них святы до сих пор. Защита собственного дома для любого кавказца - дело чести. Это заложено на генетическом уровне. Ведь известно, что не народы развязывают войну, а политики.

Кубань, как и многие страны Европы, в последние годы принимает активный поток миграции. Но уверен, что в Краснодарском крае экстремистские проявления со стороны мигрантов практически невозможны. Девять из десяти мигрантов - это соотечественники из бывшего СССР, имеющие с нами общую историю, знающие русский язык, нашу культуру и способные эффективно интегрироваться в российское общество. Но проблемы все же есть.

Стремясь отвоевать свое место под кубанским солнцем, некоторые, прибывающие в край, селятся целыми этническими общинами. Цепко врастают в новое место, возводят дорогие особняки, скупают землю. И все бы ничего, но эти "новые кубанцы" вносят в нашу размеренную жизнь нездоровые элементы соперничества, пытаются навязать свои правила и порядки. Сплоченные по этническому признаку группировки захватывают местные рынки, приучают молодежь к наркотикам, втягивают молодых в криминальный бизнес.

Невозможно представить себе рынки в Баку, Ереване, Махачкале, полностью занятые русскими торговцами. Пример США - страны, где государственные законы никем не обсуждаются и обязательны для каждого. У них на открытых площадках торговать имеют право только местные жители. И никто с этим не спорит. А мы только пытаемся такое сделать, сразу выступают правозащитники, называя наши действия этническими чистками. Но эти правозащитники страдают удивительной близорукостью. Они зачастую защищают права всех и вся, кроме прав коренных жителей Кубани.

Хочу еще раз подчеркнуть: мы боремся не с миграцией вообще, а с незаконной миграцией, добиваемся, чтобы человек - будь он русский, армянин или украинец - прошел все установленные законом процедуры. Кубанцам все равно, кто ты по национальности. Но если въехал на территорию края - имей регистрационную карту. А самое главное - живи по установленным законам и уважай сложившиеся традиции.

Конечно, Кавказ - это очень сложный многонациональный регион. Только на территории нашего края проживает более 120 национальностей. Тем не менее, межэтническая ситуация на Кубани по-прежнему стабильная. Потому что нам нечего делить. Все мы хотим нормально жить, растить детей и быть уверенными, что их будущее безопасно во всех отношениях.

В последнее время достаточно часто в СМИ поднимается вопрос об объединении Адыгеи и Краснодарского края. Каково ваше отношение к данной проблеме?

Я уже отвечал на этот вопрос вашему информационному агентству, с тех пор мое мнение осталось неизменным. Этот вопрос можно решить только конституционным путем. Если народ края и Адыгеи на референдуме скажет, что нам будет лучше вместе, лишь тогда это станет предметом обсуждения для руководителей двух субъектов. Другого пути у нас просто нет.

Александр Николаевич, крепкие морозы не явились исключением и для региона, которым Вы руководите. Удалось ли противостоять стихии, какой ущерб нанесен краю нынешней суровой зимой?

Действительно, на Кубань обрушились небывалые морозы. Больше всего пострадали наши сады и виноградники. По предварительным оценкам, сумма нанесенного ущерба составляет более 5 млрд. рублей. Морозы погубили до 20% посевов озимых культур и ячменя. Плодов косточковых в этом году на Кубани практически не будет. Садоводы не соберут и десятой части урожая. Мы только начали завозить элитные сорта саженцев винограда из Европы. И вот такая беда. Большая часть лозы не подлежит восстановлению. В таком бедствии ни один спасатель не поможет.

В крае были созданы специальные комиссии для определения ущерба. На рассмотрение Правительства России будет вынесен вопрос об оказании финансовой помощи пострадавшим хозяйствам. Природа не раз испытывала нас на прочность. Мы всегда держали удар. Уверен, справимся и на этот раз!

Как известно, Сочи является претендентом на проведение зимней Олимпиады 2014 года. Как Вы оцениваете перспективы главной российской здравницы принять Олимпийские игры?

В конце прошлого года мы выступили с обращением о выдвижении Сочи в качестве кандидата на проведение зимних Олимпийских игр 2014 года. Мы просили Олимпийский комитет страны, правительство страны поддержать нашу инициативу.

Стране нужен современный, развитый, удобный для россиян центр отдыха, а Сочи - идеальное место. Город-курорт будет развиваться в любом случае, а тем более, когда есть такая серьезная задача - быть хозяином зимних Олимпийских игр.

Сейчас идет большая подготовительная работа по продвижению заявки Сочи. Заявочным комитетом уже направлена анкета, которая составлена с участием лучших мировых специалистов и консультантов. По мнению экспертов, у Сочи есть хорошие шансы победить в этой гонке в силу целого ряда причин: выгодного географического расположения, транспортной доступности олимпийских объектов, гарантированного снежного покрова и так далее.

Правительство учредило организационный комитет в поддержку продвижения Сочи. Принято распоряжение правительства, в котором утверждена программа развития Сочи как горно-климатического курорта. Документ предусматривает реконструкцию аэропорта, для того чтобы сделать его международным, реконструкцию дорог, энергосистемы и коммунального хозяйства города. В общем, это такая комплексная программа, которая позволит сделать Сочи не только морским курортом, как мы привыкли его воспринимать, но и зимним курортом мирового класса.

Как Вы оцениваете итоги экономического развития Краснодарского края в минувшем году? Какие задачи стоят перед краем в нынешнем году?

Одно из наших главных достижений - это экономический рост в 6,8% к уровню 2004 года. Объем валового регионального продукта оценивается в 390 млрд. рублей. Иностранных инвестиций в экономику Кубани вложено в 1,5 раза больше, чем в 2004 году. Валовой сбор зерна составил 8,5 млн. тонн, или 10% объема всего российского зерна, треть зерна Южного Федерального округа.

В 2005 году Краснодарский край еще раз подтвердил статус главного российского производителя риса: 90% всего урожая страны выращено на нашей земле. А это ни много, ни мало - 550 тысяч тонн. Такого урожая край не видел с 1993 года. Рекордными были и показатели по сбору подсолнечника, сои. Но успокаиваться еще рано. Да, мы сделали прорыв в рисоводстве. Значит, в ближайшем будущем нам предстоит создать мощности по переработке риса и производству рисоуборочной техники.

Мы произвели более 8 млн. декалитров виноградного вина, превысив уровень 1984 года - пик расцвета виноделия на Кубани. Теперь наша задача - поднять авторитет кубанских вин и расширить их рыночные ниши в России и за рубежом.

Нам надо удвоить нефтедобычу на Кубани и утроить извлекаемые промышленные запасы углеводородов и многое другое.

В минувшем году банки выполнили поставленную перед ними задачу - предприятия края получили 300 млрд. рублей кредитов. Но реальный сектор экономики Кубани легко может "переварить" и 500 млрд. рублей. И это - ориентир в работе банковского сектора в 2006 году.

Что касается санаторно-курортного комплекса Кубани, думаю, что он способен приносить казне доход, как минимум, в 4 раза больше, чем сейчас. Для этого уже в нынешнем году будет поставлен на налоговый учет весь частный курортный сектор. Наша стратегическая задача - создать на территории края особые экономические зоны курортно-рекреационного типа. Развитие экономики и агропромышленного комплекса, рост доходов каждого кубанца для меня и моих коллег - задача первостепенной важности.

Одной из приоритетных задач региональной власти Вы обозначили создание на территории края особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Как известно, Краснодарский край инициировал внесение изменений в закон об особых экономических зонах, предложив ввести зоны рекреационного типа. Сколько их будет создано и какова прогнозируемая эффективность для Краснодарского края?

Действительно, в ближайшее время в правительстве РФ будет приниматься решение об особых рекреационных экономических зонах. Этот статус хотят получить многие туристские центры. У каждой территории есть определенные плюсы, но экономический эффект от создания особой рекреационной зоны будет многократно выше, если к инвестиционной привлекательности будет приложен главный курортный козырь - теплое южное море.

Есть еще один важный аргумент. Стратегия развития санаторно-туристского комплекса требует создания в Краснодарском крае точки прорыва, а именно, строительства совершенно нового современного курорта - курорта в классическом понимании этого слова. Очевидно, что появление конкурентного городка круглогодичного отдыха привлечет инвесторов и на другие курортные территории. И на сегодня мы уже подготовили ряд предложений по наиболее перспективным прибрежным и горным курортам. Речь идет о Сочи, Геленджике, Анапе.

На сегодняшний день месторождения нефти и газа освоены на Кубани на 60-80%. При этом работающие на Кубани нефтегазодобывающие компании не занимаются освоением новых месторождений. В 2005 году в крае прошло несколько конкурсов (аукционов) по предоставлению в аренду нефтяных и газовых месторождений. Насколько эффективным оказался этот опыт? Пришли ли на Кубань компании, готовые не только добывать, но и вкладывать средства в разведку?

Администрация края ставит перед нефтедобывающими предприятиями задачу удвоить добычу нефти и газа. Это стратегическая задача. И выполнить ее будет очень сложно, потому что на самом деле большинство месторождений выработаны на 60-80% и кратного увеличения добычи за их счет ожидать не приходится. Освоение же новых перспективных участков ведется недостаточными темпами. Из-за скудного финансирования и слабой подготовленности поисковых площадей зачастую геологоразведка отстает. Хотя прошлый год принес и удачу. После двухлетних разработок буровики нашли настоящую нефтяную жилу - новая скважина "Чумаковская" выдает до 450 тонн черного золота в сутки. То есть мы вплотную подобрались к большой нефти и в этом году в данном районе планируется пробурить еще три скважины.

Кроме того, в прошлом году территориальное агентство по недропользованию по Краснодарскому краю провело аукционы и предоставило в пользование 12 новых участков недр с целью поиска, разведки и добычи нефти. То есть, фактически появилось 12 новых недропользователей. Насколько эффективно будут работать эти новые компании на Кубани, покажет ближайшее время.

У нас разработана краевая целевая программа "Воспроизводство минерально-сырьевой базы углеводородного сырья Краснодарского края на 2006-2010 годы". Документ предусматривает вовлечение в геологоразведочный процесс до 220 новых участков, охватывающих не менее 80% перспективной на нефть и газ территории края. Массированные поиски нефти и газа в слабоизученных осадочно-породных комплексах на основе новейших научных разработок могут решить задачу о двукратном увеличении ресурсной базы и добычи углеводородного сырья.

Сегодня около 800 предприятий Кубани находятся в различных стадиях банкротства, около половины из них - сельхозпредприятия. До 30% хозяйств банкротятся умышленно. При этом, как отмечают представители силовых органов, доказать и тем более предотвратить подобные банкротства крайне сложно. Что делает администрация края для уменьшения количества банкротов среди сельхозпредприятий?

Да, действительно количество предприятий-банкротов в крае в последнее время значительно возросло. Но это связано с особенностями законодательства в сфере банкротства - прежде всего, с инициированием процедур несостоятельности налоговыми органами по категории "отсутствующий должник".

В крае создана и действует многоуровневая система анализа и контроля в области банкротства. Ее составляющие - координационный совет по финансовому оздоровлению и реформированию организаций Краснодарского края, управление по финансовому оздоровлению и банкротству в структуре администрации края, специальные комиссии, созданные в каждом муниципальном образовании на уровне глав. Совет безопасности края также уделяет пристальное внимание вопросам финансового оздоровления предприятий. Акцент делается на предотвращение банкротства и принятие профилактических мер, с помощью которых можно оздоровить экономику предприятий.

Несмотря на то, что правоохранительным структурам сложно доказывать факты преднамеренного и фиктивного банкротства, администрация края оказывает существенную помощь в этом вопросе. Специалистами администрации проводятся комплексные проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий с признаками банкротства, выявляются признаки преднамеренного банкротства, подготавливаются акты и направляются в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений.

Так, за последние полтора года администрацией проведено более 90 проверок, выявлено 40 случаев преднамеренного и фиктивного банкротства, по данным материалам правоохранительными органами возбуждено более 20 уголовных дел. К уголовной ответственности судом привлечено более 10 человек. Проведенная работа позволила сократить удельный вес сельхозпредприятий в общем числе банкротов более чем на 10%, наметилась четкая тенденция снижения количества банкротов среди сельхозпредприятий.

В ряде районов Кубани прошли выборы глав муниципальных образований. Как вы оцениваете деятельность органов исполнительной и представительной власти, как на уровне субъекта, так и муниципальных образований в социально-экономическом развитии края? Какие муниципальные образования, по Вашему мнению, являются наиболее перспективными, привлекательными для инвесторов?

Действительно, у нас прошли выборы глав муниципальных образований. Руководителями городов и районов стали новые люди. И это положительный факт. Нам нужны энергичные, грамотные, порядочные главы. Кубань не может позволить себе такую роскошь как неэффективные управленцы - нужно двигать вперед экономику края, поднимать уровень жизни людей.

В целом в прошлом году административная команда сработала слаженно. Шесть территорий - Сочи, Ейск, Приморско-Ахтарский, Белоглинский, Новопокровский и Динской районы - по темпам экономического роста превысили среднекраевой уровень. Почти половина муниципалитетов увеличила темпы роста собственных доходов. Это Новороссийск, Анапа, Кавказский, Выселковский, Ейский районы. Вновь на треть увеличили свои доходы Краснодар, Северский, Тимашевский, Белоглинский районы.

В этом году нам предстоит работать в непростых условиях реформы местного самоуправления и реализации национальных проектов. В крае есть огромные резервы, есть все возможности для роста. Для этого нам необходимо использовать весь свой административный ресурс, по максимуму задействовать потенциал нового уровня власти - сельских городских поселений.

Перед главами мы ставим очевидные задачи - привлекать инвестиции, обеспечивать выпуск конкурентоспособной, импортозамещающей продукции. За счет роста инвестиционной составляющей мы должны обеспечить динамичное развитие экономики края. Кроме того, необходимо расширить географию инвестиций, направить инвестиционный поток, прежде всего, в северные и восточные сельскохозяйственные районы - Староминской, Кущевский, Успенский, Отрадненский и Новокубанский.



Kuban.iNFO
02.03.2006
http://www.governors.ru/?regmode=fio®ion=23&okrug=0&razdel=smi&statja=8314

Док. 342000
Перв. публик.: 02.03.06
Последн. ред.: 23.07.07
Число обращений: 937

  • Ткачев Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``