В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Губернатор Ивановской области Михаил Мень: `Профессионалов в Иванове достаточно` Назад
Губернатор Ивановской области Михаил Мень: `Профессионалов в Иванове достаточно`
Вице-премьер правительства Москвы Михаил Мень стал третьим по счету "человеком из команды Лужкова", кому президент Путин доверил губернаторский пост. Ему достался непростой регион - некогда знаменитая на всю страну своей текстильной промышленностью Ивановская область сегодня переживает трудные времена. Ее экономика находится в "сером" состоянии. Но новый губернатор полон надежд и планов, о чем он и рассказал в интервью "ПЖ".

- Михаил Александрович, вы были утверждены на должность губернатора во время избирательной кампании в Ивановской области. 4 декабря состоялось голосование. Вы удовлетворены результатами выборов?

- Мне кажется, что жители Ивановской области за последние пять лет устали от политического раздора. Когда местные депутаты утверждали мою кандидатуру на пост губернатора, то всех поразило единогласное голосование. Как сказал полномочный представитель президента в ЦФО Георгий Полтавченко, "наконец-то в Ивановском законодательном собрании хоть что-то принято единогласно". Прежний состав областного парламента был слишком мозаичный. Новый избирался по иной схеме: половина депутатов представляет политические партии и движения, половина избрана по одномандатным округам. Для исполнительной власти это удобно, потому что такой законодательный орган должен стать более структурированным, с конкретно выраженными фракциями. Надеюсь, избранное законодательное собрание будет профессиональным и работоспособным, что позволит быстро и конструктивно взаимодействовать двум ветвям власти.

- С какими именно политическими силами вы готовы сотрудничать в новом законодательном собрании?

- Я буду работать со всеми конструктивными силами в регионе. По-другому руководитель исполнительной власти субъекта Федерации и не может себя вести. Я являюсь членом партии "Единая Россия" по убеждению и не скрываю своей партийности. Но это отнюдь не делает меня менее демократичным человеком и не уменьшает мои возможности при общении с представителями других политических партий в регионе. Как мне показалось, политическую элиту Ивановской области такой подход устраивает.

- Одна из инициатив "Единой России" - проект партийного правительства. Вы собираетесь применять такой же принцип для формирования собственной команды?

- Нужно четко понимать, что исполнительная власть субъекта Федерации - это не политический, а хозяйственный орган. Хозяйство в Ивановской области большое. Но находится оно, к сожалению, далеко не в лучшем состоянии. Так что работы, как говорится, - непочатый край. Если же говорить о принципах кадрового подбора, то политиков в моей команде не будет. Главный критерий - профессионализм. А профессионалов, на мой взгляд, в Иванове достаточно. Причем это молодые перспективные кадры. В городе семь вузов, поэтому уровень образования здесь достаточно высок. Я вообще считаю, что один из основных потенциалов Ивановской области - это люди. Они произвели на меня благоприятное впечатление - открытые, добрые, что характерно для средней полосы России. Так что в своей кадровой политике я буду в основном опираться на местный потенциал. Конечно же, кто-то приедет со мной и из Москвы. Это члены моей команды, с которыми я работал еще со времен Госдумы, в правительстве Московской области и в правительстве Москвы. Такие люди в новой администрации нужны в первую очередь для того, чтобы привнести в работу динамику, которая присуща московскому стилю управления. Быстрое реагирование на проблемы и оперативное принятие конкретных решений должны стать привычным темпом работы ивановской власти.

- Что из деятельности своего предшественника Владимира Тихонова вы могли бы продолжить?

- С Владимиром Ильичом мы давно знакомы - были депутатами Госдумы одного созыва. На мой взгляд, на посту губернатора он сделал много положительного. Например, в социальной сфере можно использовать некоторые наработки прежнего губернатора. И в экономическом развитии области за последние годы наблюдалась некая динамика. Другое дело, что этого оказалось недостаточно для того, чтобы соответствовать темпам роста экономики в целом по ЦФО. Поэтому область сегодня и находится в аутсайдерах.

- Ивановская область традиционно известна как текстильный край. Собираетесь ли вы менять экономические приоритеты?

- Нет. Развитие должно быть направлено во все сферы, но текстиль будет основным брендом экономики области. Разумеется, чтобы этого достичь, нужно приложить огромные усилия - пригласить консультантов, советников, специалистов, с руководителями текстильных предприятий предстоит выработать стратегию вывода отрасли из кризиса. Я рассчитываю и на поддержку Москвы, поскольку у столицы большой потенциальный объем закупок. С мэром Москвы мы беседовали на этот счет, и, возможно, какие-то действия удастся осуществить уже на первом этапе. Это касается не только текстильной промышленности. Статистика по Ивановскому региону показывает, что во многом экономика области находится в "сером" состоянии. Существуют серьезные проблемы с уплатой налогов. Это недопустимо. Я буду поддерживать любой производственный бизнес, готов помогать предпринимательству, но при этом требую соответствующего отношения к власти и к региону. Помимо честных налоговых отчислений (а, собственно, иначе и быть не должно) я буду добиваться участия бизнес-структур в развитии социальных программ. В Москве, например, каждая компания несет определенную социальную нагрузку, и это абсолютно правильно. Изменить экономическое положение региона можно только при условии, если власть и бизнес будут идти друг другу навстречу.

- В ходе избирательной кампании в регионе партии собирали наказы избирателей. Какие из них, на ваш взгляд, реально можно исполнить?

- Мне кажется, самая серьезная просьба избирателей - это жилье. Я думаю, что этот наказ можно будет реализовать. Опять-таки не без помощи Москвы, у которой огромный опыт по строительству жилья. На сегодняшний день в столице наблюдается недостаток площадок под строительство. Мы этим будем пользоваться и приглашать московских строителей в Ивановскую область. Конечно, экономическая отдача с квадратного метра в Иванове не такая, как в Москве. Но ведь изначальные затраты и себестоимость также меньше. Так что при правильном подсчете строительство оказывается очень выгодно. А где ведется коммерческое строительство, там обязательно существует доля области, а это социальное жилье и т.д. Плюс к тому строительство - это локомотив всей экономики.

- Но разве экспансия московских строительных фирм не приведет к резкому подорожанию земли, а также жилья и аренды в этих регионах? А зарплаты-то там совсем другие!

- Спрос рождает предложение. Строительные компании - неважно, какое они имеют происхождение - региональное или московское, - умеют считать и понимают, что им выгодно, а что нет. Если компании начнут завышать цены, которые не будут соответствовать уровню доходов в регионе, то люди просто не будут покупать квартиры по такой стоимости. А то, что московские строители приходят в регионы, - это хорошо. Есть регионы, где с приходом московских строителей оживились и местные строительные компании, поняв, что появляется реальный рынок сбыта коммерческого жилья, возникает конкуренция. Например, в Тамбове местные строительные компании, научившись многим принципам, по которым работают москвичи, постепенно начали их "отжимать". И так происходит во многих регионах.

- ЦФО беден недрами, за исключением, пожалуй, Белгородской и Курской областей. За счет чего, на ваш взгляд, могут жить регионы округа? Каковы их главные общие проблемы?

- Мне кажется, что основной потенциал округа - площади под производство. Я думаю, что необходимо развивать именно промышленное производство, привлекать инвесторов, в том числе и зарубежных. Все-таки Центральный округ - это не Сибирь. Это близость к Москве - доступность, удобство, развитые дорожные структуры, структуры связи и прочее. В ЦФО много наукоградов, большое количество вузов, то есть огромный интеллектуальный потенциал, что тоже немаловажно. Тем более что промышленность и наука между собой связаны. Но есть одна проблема. В том же Иванове много выпускников вузов, которые оказываются не у дел. Наша задача - создать в регионах рабочие места для людей с высшим образованием, в том числе и в Ивановской области. А развитие промышленности, создание благоприятных условий для инвесторов, для развития строительного рынка в первую очередь и есть создание рабочих мест, в том числе и высокооплачиваемых.

- В правительстве Москвы вы занимались инвестициями. Есть ли у вас наработанные связи для того, чтобы сразу начать менять инвестиционную политику Ивановской области? Можете ли вы уже сейчас назвать какие-то потенциальные проекты?

- Последние три года я занимался именно московскими инвестиционными программами в регионах, межрегиональными связями, которым в столичном правительстве придается большое значение. В большинстве городов ЦФО эти программы реализуются. Например, в Ярославле строятся целые гостиницы и кварталы. С Ивановской областью у правительства Москвы тоже подписано соглашение, но сугубо формальное, без какой-либо экономической нагрузки. Сейчас этот пробел нужно обязательно заполнить. Я пока не хочу называть те компании, с которыми ведутся переговоры. Я привык говорить о каком-либо проекте только после того, как заключен реальный договор на бумаге. В любом случае для Ивановского региона сейчас очень важно гостиничное хозяйство, которое находится в плачевном состоянии. Это первостепенная вещь, потому что привлечь инвесторов, в том числе и зарубежных, которым в общем-то негде остановиться в Иванове из-за отсутствия гостиниц нормального уровня, сложно. Те гостиницы, которые сегодня есть в городе, не отвечают требованиям представителей крупного бизнеса, которые приезжают в регион с инвестиционными идеями. Кроме того, мы будем развивать туристическо-релаксационные зоны. Потенциал для этого огромен: Волга, Плес, прекрасные угодья, рыбалка, охота.

- Как вы считаете, почему команду Юрия Лужкова планомерно "разбрасывают" по регионам? Это связано с высоким профессионализмом специалистов или с чем-то еще?

- Мне кажется, что это просто подбор менеджеров, имеющих опыт регионального управления. У Москвы этот опыт самый положительный, и, думаю, подобные решения президента базируются только на экономической целесообразности.

- Как вы относитесь к скандальной ситуации с партией "Родина" на выборах в Мосгордуму?

- Скажу не как госчиновник, а как гражданин России. Во-первых, я считаю, что в стране, где от фашизма пострадала почти каждая семья, публично озвучивать подобные идеи недопустимо. Во-вторых, у нас многонациональная и поликонфессиональная страна. Да, мы понимаем все доминанты, которые существуют в нашей этнографии, но при этом знаем, что Россия испокон веков была многонациональной страной. Сейчас президент делает все, чтобы сохранить единство нашего государства, и любые проявления национальной нетерпимости подрывают то, что созидается сегодня президентом. У нас есть субъекты Федерации, где доминирует ислам, в других субъектах доминирует буддизм. Я не занимался конкретным изучением вопроса о лозунгах и роликах партии "Родина" с юридической точки зрения, но лозунги "Россия для русских" и "Москва для москвичей" в многонациональной России крайне опасны.

- Помимо всего прочего, в московском правительстве вы занимались связями с религиозными организациями. Не можете ли прокомментировать новый законопроект о некоммерческих организациях?

- Любое финансирование какой-то общественно-политической деятельности из-за рубежа в нашем государстве, как и в любом другом, должно быть под контролем. Я также считаю, что нашему бизнесу пора посмотреть в эту сторону. Ведь меценатство и благотворительность имели в России испокон века глубокие корни. Поэтому бизнесу надо думать на тему грантов для общественных организаций, чтобы они могли жить и развиваться. Потому что общественные организации - это костяк гражданского общества. Многие правозащитные и общественные организации сейчас живут на зарубежные гранты, но я не уверен, что им самим от этого комфортно.

- В свое время вы, будучи депутатом Госдумы, вошли во фракцию "Яблоко", теперь вы в "Единой России". Это связано с изменением ваших политических воззрений или с карьерными соображениями?

- С уверенностью могу сказать, что в Госдуме нашего созыва (1995-1999 гг.) "Яблоко" доминировало в подготовке экономических законопроектов. У нас была очень интеллектуально сильная команда. Потом, к сожалению, внутреннее партийное недопонимание, противостояние негативно сказались и на имидже партии, и на ее кадровом составе. Много талантливых, востребованных, в том числе и властью, людей оказалось вне "Яблока". Все знают и Михаила Задорнова, и Оксану Дмитриеву, и других, кто оказался вне партии. В той Думе "Яблоко" имело фракцию, влияющую на экономическое развитие страны. Оно доказывало свою правоту через законодательные акты. После выборов в 1999 году "Яблоко" из конструктивной оппозиции стало дрейфовать в сторону неконструктивности. И мне как человеку, занимающему ответственные посты в исполнительной власти, находиться в оппозиционной партии было бы не то что некомфортно, а просто нечестно по отношению к себе. Поэтому решение о выходе из партии было осознанным. Но со многими коллегами по "Яблоку" у меня сохранились очень теплые отношения.

Можно, конечно, вообще не быть членом партии, но в жизни я привык быть в авангарде общества. И считаю, что принадлежу к тому поколению, которое должно брать ответственность за происходящее на себя.



Беседовал Виктор БЕККЕР
Политический журнал
13.12.2005
http://www.governors.ru/?regmode=fio®ion=37&okrug=0&razdel=smi&statja=6490

Док. 342662
Перв. публик.: 13.12.05
Последн. ред.: 24.07.07
Число обращений: 332

  • Мень Михаил Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``