В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ДОВСЕ: 150 дней на раздумье Назад
ДОВСЕ: 150 дней на раздумье
Президент России Владимир Путин подписал указ о приостановлении Россией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и связанных с ним международных договоров. Это решение, как поясняется в указе, связано "с исключительными обстоятельствами, относящимися к содержанию Договора от 19 ноября 1990 года, затрагивающими безопасность Российской Федерации и требующими принятия безотлагательных мер". Указ вступил в силу в день его подписания - 14 июля.
Причины и ожидаемые последствия введения моратория на ДОВСЕ в интервью "Росбалту" прокомментировали военные эксперты, политологи и депутаты Госдумы.
Директор института Стратегических оценок, член Совета по внешней и оборонной политике Сергей Ознобищев считает, что мораторий на ДОВСЕ может серьезно осложнить отношения России со странами Запада. "Отвечать на вызовы Запада надо, но выход из договора - это крайняя мера, которая не обусловлена реалиями военно-политической обстановки, - отметил Ознобищев. - Мы сейчас ведем свою политику так, будто на дворе "холодная война", и дурным примером нам в этом служат действия Вашингтона. На различных уровнях идут разговоры о том, что если американцы могут себе позволить те или иные шаги, то и мы (Россия) можем позволить себе то же. Но кроме Америки, есть и другие страны, есть еще и Европа, с которой не стоит ввязываться в более глубокий конфликт, хотя это становится уже реальностью. Решением приостановить действие ДОВСЕ Россия положили еще один кирпич в фундамент недоверия".
Руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок, напротив, не склонен драматизировать последствия временного выхода России из ДОВСЕ. "Мораторий надо понимать не как отказ Москвы от международных обязательств, связанных с этим договором, а как один из шагов к разрешению проблем, сложившихся в отношениях между Россией и остальными членами ДОВСЕ", - отметил Цыганок. По его словам, решение президента РФ о моратории не явилось неожиданным, поскольку "в последнее время Владимир Путин четко демонстрирует твердость своей политики в достижении национальных интересов России". "Это достаточно сильный и резкий ход со стороны Путина, чтобы разрубить узел, который был завязан в последние 15 лет", - подчеркнул Цыганок.
При этом, напомнил эксперт, РФ дает партнерам по ДОВСЕ 150 дней на обдумывание своих дальнейших действий. "Российская сторона ожидает, что за это время Запад перейдет от риторики к реальному ведению переговоров и к решению реальных проблем. Если Запад считает, что ДОВСЕ важен, будут найдены какие-то компромиссные решения", - убежден Цыганок.
По мнению директора Института политического и военного анализа Александра Шаравина, в сохранении ДОВСЕ заинтересована не только Россия, но и страны-члены НАТО. "ДОВСЕ является одним из ключевых военно-политических соглашений, закладывающих основу европейской стабильности и безопасности, - отметил он. - Отказываться от этого договора будет неправильно. Россия вправе ожидать, что западные страны все-таки ратифицируют его". По словам эксперта, ДОВСЕ обеспечивает транспарентность военной политики государств-участников: в нем оговариваются условия и порядок обмена информацией о численности и районах дислокации воинских частей, а также предусматривается возможность взаимных инспекций. Шаравин считает, что договор нуждается в дальнейшей адаптации с учетом того, что страны Балтии и Словакия, ныне являющиеся членами НАТО, не охвачены ДОВСЕ.
Председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев считает, что отказ США и стран Евросоюза ратифицировать ДОВСЕ может повлечь за собой ряд негативных последствий. "Кризис вокруг договора возник не по вине России, - подчеркнул депутат. - Напротив, наша страна сделала все, чтобы сохранить его в действии, однако в ответ мы получили расширение НАТО и размещение дополнительных вооруженных сил на территории стран, входящих в альянс". По мнению Косачева, в настоящее время вокруг ДОВСЕ сложилась "парадоксальная ситуация". "От России требуют вывести войска из Молдавии, но при этом НАТО размещает свой военный контингент в соседней Румынии, - отметил парламентарий. - Наша страна не намерена мириться с подобной ситуацией. ДОВСЕ перестал быть для нас интересным и эффективным".
По словам Косачева, у западных политиков еще будет время, чтобы "переосмыслить" ситуацию. "В ближайшие 150 дней ничего происходить не будет, - сказал депутат. - Но если отрезвление так и не наступит, произойдут совершенно определенные последствия". В частности, одним из них может стать ограничение возможностей по проведению взаимного контроля за некоторыми видами вооружений, подчеркнул Косачев.
Как заявил председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов, введением моратория на ДОВСЕ Россия "отстаивает интересы собственной безопасности и безопасности Европы в целом". "Сегодня, когда все положения договора выполняем только мы, а на территории Евросоюза начинается новый виток гонки вооружений, Россия оказывается в заведомо проигрышной позиции, - отметил сенатор. - В непосредственной близости от наших границ страны, подписавшие, но не ратифицировавшие договор, наращивают количество военных формирований и строят новые военные и ракетные базы. Мы же, практически в одиночку выполняя договор, ничего не можем им в этом противопоставить. Более того, исполняя все положения ДОВСЕ, Россия не может эффективно противостоять угрозе международного терроризма на своих южно-европейских границах".
Маргелов считает, что приостановления действия ДОВСЕ - единственно возможный для России вариант отстаивания собственных стратегических интересов. У стран, подписавших, но не ратифицировавших ДОВСЕ, есть еще 150 дней для поиска компромиссного решения и ратификации договора, напомнил парламентарий. "Если этого не произойдет, то в соответствии с новыми военно-стратегическими реалиями, Россия свернет все инспекции и контроль над своими обычными вооруженными силами в Европе, и будет действовать в этом отношении на европейской территории так, как требуют интересы ее внутренней и внешней безопасности", - подчеркнул Маргелов.
По мнению депутата Госдумы Николая Безбородова, в случае отказа западных партнеров ратифицировать адаптированный ДОВСЕ Россия может пойти на создание альтернативной системы безопасности. За основу этой системы, как считает парламентарий, может быть взята Организация договора о коллективной безопасности, участниками которой в настоящее время, наряду с Россией, являются Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия и некоторые другие страны СНГ. "У России найдутся и другие союзники", - подчеркнул Безбородов.
Депутат также отметил, что решение о приостановлении Россией участия в ДОВСЕ является "вынужденной мерой". "В ситуации, когда НАТО все больше приближается к российской границе, у нашего руководства не остается другого пути, как заставить Запад и США услышать Россию, - считает Безбородов. - Главное для нас - не допустить размещения американских ПРО в Восточной Европе, а также добиться ратификации адаптированного договора всеми государствами-участниками НАТО, в том числе прибалтийскими странами".
Директор Института стратегических оценок и анализа Вагиф Гусейнов убежден, что введение моратория на ДОВСЕ не приведет к серьезному обострению отношений России с Западом. "Нового масштабного противостояния, новой "холодной войны" не будет, - подчеркнул он. - Москва не вышла из договора, а только приостановила свое участие в нем. Россия добросовестно выполняла взятые на себя обязательства по ДОВСЕ, и это несмотря на то, что западные участники за 8 лет так и не ратифицировали модифицированный под надуманными предлогами в 1999 году договор. Скорее всего, впереди нас ожидает новый этап переговорного процесса, в ходе которого стороны попытаются "сгладить образовавшиеся углы". Наиболее острой реакции следует ожидать от малых государств-сателлитов США, таких как Польша и страны Балтии. Они эскалируют враждебную риторики в отношении России, однако их позиция не может "сделать погоды". Последнее слово все же останется за ведущими странами-членами НАТО, которые, скорее всего, предпочтут активизировать переговорный процесс".
История вопроса:
Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) был подписан государствами Варшавского договора и НАТО в 1990 году. Участниками ДОВСЕ являются 28 государств Европы (Армения, Азербайджан, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Люксембург, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Турция, Украина, Франция, Чехия), а также США и Канада.
По договору ограничиваются пять категорий обычных вооружений и техники - танки, боевые бронированные машины, артиллерия калибра 100 мм и выше, боевые самолеты, ударные вертолеты; предусматривается обмен информацией, широкая инспекционная деятельность.
Через год после подписания ДОВСЕ произошел распад СССР. 18 ноября 1999 года на саммите в ОБСЕ в Стамбуле был подписан обновленный вариант договора, который учитывал новые геополитические реалии. Зафиксирован переход от блоковой структуры договора к национальным и территориальным уровням вооружений для каждого государства-участника. Было объявлено, что адаптированный ДОВСЕ открыт для присоединения любого европейского государства-участника ОБСЕ. Однако ратифицировали этот договор только четыре страны: Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина. Грузия и Молдавия отказались от ратификации, требуя вывода российских войск по Стамбульским договоренностям, которые были подписаны вместе с соглашением об адаптации ДОВСЕ. Из-за этого страны НАТО также блокируют процесс вступления в силу адаптированного договора.
С приемом в НАТО ряда восточноевропейских государств утратил смысл основной принцип договора, касающийся необходимости обеспечения баланса сил. ДОВСЕ поддерживается только благодаря обмену информацией и инспекциям. Позиция России состоит в том, что относящиеся к договору обязательства (сокращение тяжелых вооружений и техники, находившихся на территории Грузии и Молдавии) были выполнены в полном объеме в 2000-2001 годах. Сроки и условия функционирования российских военных баз в Грузии и вывоз военного имущества из Приднестровья носят двусторонний характер и не могут быть препятствием для ратификации соглашения об адаптации ДОВСЕ другими странами.
Игорь Джохадзе, Дмитрий Пановкин

Россия, Санкт-Петербург
Документ: http://www.rosbalt.ru/2007/07/16/401281.html
Дата: 2007-07-16 19:09:00+04

Док. 343821
Перв. публик.: 16.07.07
Последн. ред.: 26.07.07
Число обращений: 701

  • Гусейнов Вагиф Алиовсатович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``