В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Александра Коновалова газете Центрального Духовного управления мусульман России `Магулюмат аль-Булгар`(31.07.2006) Назад
Интервью полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Александра Коновалова газете Центрального Духовного управления мусульман России `Магулюмат аль-Булгар`(31.07.2006)
"Важный вклад в духовное возрождение страны"

- Религия занимается духовно-нравственной сферой человеческой личности. Занимается воспитанием человека от рождения до его последнего часа, помогая и наставляя его на праведную жизнь. Все традиционные конфессии в России вносят свой вклад в духовно-нравственное возрождение страны, в укрепление стабильности общества и, естественно, остро нуждаются в поддержке государства. Как вам видится эта поддержка?

- Отрадно, что у нас с вами совпадает видение ситуации в том смысле, что все традиционные конфессии в России вносят важный вклад в духовное возрождение страны, в укрепление именно этического, нравственного климата в стране.

Взаимодействие государства с традиционными конфессиями, как мне представляется, должно идти как минимум по двум направлениям.

Первое: пресечение деструктивного воздействия на психику людей разного рода агрессивно-тоталитарных сект, небезобидных вариантов колдовства, псевдоцелителей - к сожалению, с этими обстоятельствами мы часто сталкиваемся. И здесь важна разъяснительная, профилактическая работа с людьми. Это, я считаю, забота и традиционных конфессий, это важная миссия.

Второе направление - это общая часть социальной деятельности. В современном обществе много проблем и социальных язв, с которыми традиционные конфессии могут и должны по мере сил бороться. Что касается помощи конфессиям, мне кажется, в качестве немаловажного факторв должна рассматриваться даже и моральная поддержка со стороны государства. Взять хотя бы тот факт, что государственная власть ведет сейчас открытый, заинтересованный и уважительный диалог с традиционными конфессиями, а ведь еще 10 или 15 лет назад все было по другому. Если еще подальше уйти в историю, там и вовсе было категорическое неприятие религии, атеистическую политику проводило государство. Поэтому то, что сейчас, может быть, поддержка государства выглядит недостаточной для традиционных конфессий (не только мусульманской уммы, но и представителей православия, буддизма, иудаизма) - это, наверное, продиктовано характером и обстоятельствами времени. Сразу же перейти от агрессивной атеистической политики к политике воцерковленного государства - это было бы, наверное, довольно сложно и, более того, не всеми членами общества было бы принято. То есть это довольно сложные, масштабные процессы, которые будут развиваться со временем.

А сегодня, кроме того заинтересованного, уважительного диалога, о котором я уже говорил, очень важна поддержка религиозного образования. В частности, заслуживает серьезного внимания развитие системы исламского образования в России. Так получилось, что она пострадала, наверное, даже в большей степени, чем система православного христианского образования. Ее возрождение началось относительно недавно, и хотя сегодня есть ряд положительных примеров, о которых мы можем говорить, - это исламские университеты в Казани и Уфе, Исламский институт в Нижнем Новгороде и целый ряд медресе высшего и среднего уровня, тем не менее, по моему мнению, этого недостаточно. И нужно заниматься в том числе развитием теологического образования в классических университетах. При этом выпускники теологических факультетов или богословских учебных заведений должны быть востребованы именно верующими, то есть они должны готовиться именно для служения пастве, непосредственного священничества.

В дальнейшем, мне кажется, в более или менее отдаленной перспективе, наверное, было бы уместно говорить и о бюджетном софинансировании социальных программ традиционных конфессий, например, программы по лечению и социальной реабилитации наркоманов, программы по сохранению и укреплению семьи. Это вещи, которые важны для всего государства и общества в целом, и я думаю, что здесь можно говорить о каких-то вариантах сотрудничества.

- Религиозный брак (никах) признается законным более чем миллиардом мусульман мира и 20 миллионами мусульман России. Этот брак заключается при свидетелях, публично, то есть в присутствии родственников, друзей и знакомых, а далее муж и жена живут вместе и ведут совместное хозяйство. В то же время действующим российским законодательством признается лишь регистрация в ЗАГСе (хотя и гражданский брак признается законным). Не настало ли время привести в соответствие жизненную реальность и законодательство? В ПФО живут миллионы мусульман. Каково ваше отношениека многоженству?

- Я, как вы знаете, себя отношу к христианской традиции, поэтому мне тяжело здесь судить. В христианском мировоззрении понимание строгое: моногамность брака приветствуется, и любое сожительство за пределами этого брака расценивается как довольно серьезный грех. Поэтому я не возьмусь комментировать традицию мусульманскую, хотя уважительно отношусь ко всем серьезным и гуманистически ориентированным традициям. Могу только как юрист рассуждать, вы уж не обессудьте...

Давайте разберемся, что понимать под гражданским браком. Здесь мы говорим о возможности признания в судебном порядке брачных отношений, родительских отношений. А что касается регистрации, то сегодня в России единственная предусмотренная законом форма - это все же констанция брачных отношений в органах ЗАГС - независимо от принадлежности к той или иной конфессии. Это единственный вариант. Альтернатив у нас на сегодня нет.

В некоторых странах мусульманского мира есть узаконенное многоженство. Но это касается сугубо моноэтнических и моноконфессиональных стран, где нет альтернатив. У нас же общество полиэтническое, и вот в таком обществе, мне кажется, установление разных законов (идет ли речь о регистрации брака или многоженстве) для разных слоев населения на сегодняшнем, по крайней мере, этапе точно будет вести к той или иной форме раскола и расслоению общества. Здесь вопрос сопоставим, может быть, с вопросом об изучении основ религии в школах. Высказывается много точек зрения, в том числе в довольно жестком варианте. Одно только православие нельзя преподавать? Почему? Потому что есть мусульманские дети, они будут чувствовать себя ущемленными или обиженными... Я в общем-то могу понять эту точку зрения. Действительно: сейчас в классе детишки дружат, вместе играют, проводят время, вместе учатся, а потом им говорят, мол, эти пойдут в один класс, те - в другой, потому что эти христиане, а те - мусульмане... Это не будет способствовать единению народа. Поэтому этот вопрос очень деликатный. Разумеется, воспитание в школе нужно, и в том числе религиозное, но с учетом наших современных традиций в современном нашем обществе.

Кстати, что касается разного подхода к разным территориям с точки зрения установления законодательства: как раз дореволюционная Россия, которую на каком-то этапе именовали тюрьмой народов, вводила в свое законодательство очень серьезные отступления, изъятия для народов, которые населяли Финляндию. Польшу, Закавказье, Среднюю Азию, то есть законодательство общегражданское ориентировалось на особенности национального менталитета. Но здесь нужно иметь в виду, что делалось это во многом потому, что эти народы по-разному интегрировались в общеевропейскую, общероссийскую цивилизацию, общую культуру на том этапе. И вот в том варианте дифференциация законодательства все-таки была нацелена на консолидацию общества. Сейчас, к сожалению, есть примеры, когда стремление к законодательной чересполосице нацелено не на консолидацию, а как раз на раскол общества. И я думаю, что на этом этапе, пока у нас общая правовая культура не подросла, культура ведения межцивилизационного диалога не достигла необходимого уровня, стоит оставить все как есть.

- Как вы смотрите на возрождение культуры, укрепление и развитие духовно-нравственных ценностей народов, проживающих в таком обширном регионе нашей страны, как ПФО?

- Смотрю как на очень важное, я бы сказал, очень полезное в будущем достояние наших народов. Действительно, и в России в целом, и в ПФО, в частности, накоплен уникальный опыт мирного, толерантного и взаимообогащающего добрососедского сосуществования разных народов, разных моделей цивилизации и разных конфессий. И недавно президент страны, выступая на встрече с деятелями культуры, искусства, представителями интеллигенции стран постсоветского пространства, об этом сказал: это такая важная преференция, которой просто недопустимо, преступно пренебрегать. И уж тем более, когда мы говорим о том, что происходит на нашей нынешней российской территории. Полиэтническая культура, повторюсь, - это наше важное достояние и нужно его умело беречь, использовать, сохранять самобытность народов, которые составляют вот этот многоголосый хор цивилизаций России. И самое главное, что при этом нельзя превращать работу по сохранению самобытности народов в какую-то музейную, знаете, деятельность, когда из живого человека делают какой-то музейный экспонат. Я убежден на сто процентов, что представители каждой народности, представители разных конфессий России - это люди очень яркие, самодостаточные и что все эти культурно-социальные слои способны давать очень эффективных своих представителей во все сферы жизнедеятельности, в том числе и в органы государственной власти. И поэтому я бы не стал выпячивать сугубо национальную и сугубо религиозную проблематику на передний план, говорить о том, что вот это татарин или это мордвин и поэтому нужно его сделать членом правительства республики, допустим. Мне кажется, это оскорбление национального достоинства человека, когда говорят, что только из-за этого он заслуживает поддержки. Другое дело, что нужно всем народам обеспечить равный доступ к образованию, культуре, искусству, коммуникациям, к системе подготовки кадров для государственного аппарата. Вот это нужно делать обязательно. А в дальнейшем национальности и культуры, в том числе и религиозные конфессиональные культуры, себе дорогу обязательно пробьют. У них слишком мощный потенциал, чтобы этого не произошло.

- Какова роль религии в обществе и в государстве? Согласно Конституции, религия отделена от государства, но народ не отделен от религии. Это логично?

- Да, с этим трудно спорить. Мы с вами уже начали на эту тему говорить. Я высказал свои суждения по тем двум направлениям, по которым государство и церковь традиционных конфессий могут взаимодействовать, имея хорошие перспективы.

Чем характерна любая религиозная деятельность, начиная от самых примитивных проявлений - верований древних, заканчивая жизнью современных традиционных конфессий, которые обладают огромным пластом культуры, богословия, мудрости, накопленным веками? Особенность в том, что религия воздействует на некую сокровенную сферу психики человека. Нравится это или не нравится, но люди с мистическим образом сознания всегда были и всегда будут в любом государстве. И очень важно, кто эту мистическую составляющую человеческой психики будет использовать. Будут ли это шарлатаны, будут ли это агрессивно настроенные дельцы, которые используют в том числе и человеческое горе - как в недавном примере с господином Грабовым. Или это будут проверенные столетиями, апробированные, основанные на накопленной многовековой народной мудрости традиционные конфессии. Вот это важный момент, который, мне кажется, нужно уяснить и который нужно использовать как раз в построении отношений между традиционными конфессиями и государством. Я двумя руками за взаимодействие государства и традиционных конфессий, именно традиционных конфессий. В тех двух, обозначенных выше, важных направлениях: в направлении совместной социальной деятельности и направлении противодействия агрессивному воздействию на психику людей со стороны псевдорелигиозных организаций. Но что касается отношений прихожан и церкви, то это дело личное, я думаю, государство не вправе вторгаться в эту сферу. Оно должно обеспечить традиционным конфессиям возможность осуществлять свою, в том числе мистическую, обрядовую, деятельность.

- К сожалению, в последние годы в межрелигиозных отношениях мы наблюдаем негативные явления, в которых прослеживается противопоставление народов и конфессий, а подчас и утверждение, что Россия - мононациональное и моноконфессиональное государство. Это является следствием определенных причин. Каковы они и что надо делать для их устранения?

- Но вы знаете, Заки Галиевич, я думаю, что это все-таки приметы переходного периода. Псевдопатриотические высказывания о том, что Россия - мононациональное и моноконфессиональное государство, это на самом деле от лукавого и такой подход никогда не был традиционен для любых из народов России, в том числе для самого большого по численности русского народа. То, что мы сейчас видим, - это, мне кажется, следствие целого ряда явлений, которые дисбалансировали наше российское общество на определенном этапе, - даже по сравнению с тем его безбожным состоянием, которое было в советское время. Но тогда за счет мощной идеологической базы и мощной идеологической работы обеспечивалось в целом довольно мирное, толерантное сосуществование разных народов - это отрицать никто не станет. И вы, как человек старше меня, гораздо лучше это помните.

Для того, чтобы не было экстремизма как такового и экстремизма в сегодняшнем его варианте, я считаю, должен еще подрасти материальный уровень жизни людей - общий достаток населения. Во-вторых, что очень важно, должна подрасти и должна быть обеспечена хотя бы в каком-то определенном формате социальная справедливость, когда люди будут видеть, что правда в жизни есть и она обеспечивается государственными органами. И наконец, конечно нужна государственная воспитательная программа (не буду говорить - идеология), обеспечивающая, помимо прочего, мирное сосуществование людей разных национальностей, разных рас, разных конфессий. И такая работа, конечно, должна вестись с младых ногтей, со школьной скамьи, с самого начального школьного возраста.

Это один блок вопросов. Второй связан с тем, что произошел разрыв религиозной традиции в целом. Люди, которые сейчас позволяют себе безапелляционно высказываться на соответствующие темы, люди, которые находятся в некой околоцерковной среде, - это люди, которые сами еще недавно были далеко за пределами церковной ограды и которые никакого представления о традиции, в том числе мусульманской, к сожалению, не имеют.

Поэтому здесь также, мне кажется, вопрос времени - жизнь обязательно свое возьмет, и в такой сфере, как религия, традиционные конфессии, "естественный отбор" обязательно произойдет и там останутся только достойные, а не те, кто собирается делать себе политические бонусы на каких-то временных наших трудностях. То есть одна из проблем - излишняя политизация религиозных вопросов, я думаю, это тоже временный фактор, который нужно искоренять.

И, наконец, мне кажется, нельзя не учитывать и того, что пока у нас в России активно боролись с религиозностью (и христианской, и мусульманской), в целом произошло отстранение мира от религиозных традиций. И сейчас, к сожалению, мы, все жители Земли, не имеем необходимых навыков межцивилизационного диалога, в том числе и межконфессионального диалога. Об этом говорит и пример Европы. Недавно к нам через Министерство иностранных дел обратились представители Совета Европы с пожеланием именно на территории Приволжского федерального округа организовать довольно масштабную конференцию, которая будет посвящена межцивилизационному и межконфессиональному диалогу. В подтексте этой инициативы звучит определенная растерянность. Наши европейские коллеги, столкнувшись с такими массовыми проблемами, как выступления арабского населения и других мигрантов, которые традиционно подолгу живут на территории европейских стран, не знают, что делать, и обращаются в том числе к российскому опыту. Конференцию мы рассчитываем провести если не в этом, то в первом квартале следующего года. Либо в Нижнем Новгороде, либо, может быть, в одной из мусульманских республик, входящих в ПФО.

Это говорит о многом. С одной стороны, подчеркивается, что мы определенным опытом в этом направлении обладаем, с другой стороны, говорит о том, что этот опыт может оказаться под угрозой, потому что деструктивные явления из Европы могут пойти и дальше.

Вот так я попытался бы ответить на вопрос о том, каковы причины негативных явлений в межрелигиозных отношениях и что надо делать с целью их устранения. В ряду других мы пытаемся организовать и мероприятия для консолидации общества вообще. Консолидация общества, даже без выпячивания национального, религиозного вопроса - это та сфера деятельности, которая очень важна и во многом определяет развитие страны в каком-то обозримом ее будущем.

- Из-за экстремистской, террористической деятельности преступных элементов, прикрывающихся религиозными лозунгами, падает тень (не без помощи СМИ) на нормальных, правоверных, законопослушных мусульман. Что надо сделать для правовой защиты мусульман России? Как бороться с этим привнесенным фактором, нацеленным на дестабилизацию, разрушение российского общества и разжигание межрелигиозных и межнациональных раздоров?

- Заки Галиевич, вы сами являетесь представителем СМИ, и я убежден: представителем такого средства массовой информации, которое дорожит своим словом, которое понимает цену печатного слова, обращенного ко многим людям, и которое дорожит своим авторитетом. К сожалению, сейчас не все СМИ таковы, и это связано с проблемой общей культуры нации, которая выражается в том числе и в культуре ведения публичной полемики. А совсем недавно мы стали свидетелями того, насколько пагубные и разрушительные последствия может принести вот такой подход: декларирование, позиционирование себя в жизни и в обществе любыми средствами. "Я свободный человек и имею право высказывать, что хочу, о ком угодно и о чем угодно!". Печально знаменитый "карикатурный скандал" очень ярко показал, какова цена вот такого подхода к реализации своих прав - прав человека и гражданина.

Нужно сказать, что от такого гипертрофированного либерального подхода к современному обществу и к месту человека в этом обществе страдают не только мусульмане, на которых, к сожалению, часто совершенно неоправданно проецируют деятельность террористов. Страдают и христиане, и представители других конфессий. Какой только гадости не насмотришься и не наслушаешься! Причем, люди часто искренне не понимают или принципиально не хотят понимать, что подобной своей деятельностью - вот такой либеральной, реализующей их право на выражение своего мнения, - они глубоко травмируют души людей, что для многих это оскорбление их религии, а оно иногда более серьезно ранит, чем оскорбление матери или оскорбление дочери. И здесь один из вариантов защиты - это предъявление в суды исковых заявлений по возмещению морального вреда.

Не понимаю, почему какой-то либерал оскорбляется тем, что в обществе открыто ведутся дискуссии или полемика о восстановлении преподавания основ религии в школах или введении института священников, в том числе мусульманских священнослужителей, в армии, а сам, не особо задумываясь, высказывается о том, что все религии надо упразднить, что все священнослужители негодяи, а Бога нет. Разве это не оскорбляет миллионы верующих, живущих в России, - и христиан, и мусульман, и буддистов?

Если вот такие высказывания - антирелигиозные или порочащие честь какого-то народа или какой-то конфессии, такая деятельность и такая пропаганда переходят определенный предел, то вполне их можно и нужно квалифицировать как разжигание межнациональной и межрелигиозной розни, а часто и как экстремистскую деятельность. У нас есть соответствующая статья в Уголовном кодексе, которая, к сожалению (это мое личное мнение, в том числе и как бывшего правоохранителя), используется очень слабо. С робостью часто действуют и судебные органы, которые боятся кого-то обидеть. Здесь же даже не столь важна мера наказания. Никто не требует того же редактора газеты, который напечатал карикатуры или опубликовал призыв какой-то, оскорбляющий религиозные чувства людей, отправить на рудники на всю жизнь. Оштрафуйте его. Но главное: пусть решение суда закрепит, что так высказываться нельзя, что в нормальном демократическом обществе это недопустимо. Такие пути вполне возможны, но они пока остаются невостребованными.

Но и, конечно, нужна серьезная воспитательная работа государства, нужна консолидация в рамках гражданского общества всех здоровых инициативных сил, в том числе религиозных объединений, организаций, которые будут сообща воспитывать все общество. И я хотел бы закончить ответ на этот вопрос предложением о создании Совета по развитию институтов гражданского общества, Совета при Полномочном представителе Президента России в ПФО. Мы рассчитываем на то, что там будут и рабочие группы по сохранению исторического и духовного наследия, по конфессиональной политике. И мы рассчитываем также создать группу из мусульманских религиозных деятелей, чтобы они активно с нами взаимодействовали, сотрудничали, работали, помогали нам воспитывать в обществе толерантность, утверждать консолидацию, устремленность к позитивным, созидательным настроениям, а не к разрушению и противопоставлению нас друг другу.

- В настоящее время в РДУМ Пермского края, исторически находящемся в составе ЦДУМ России, раскольнической деятельностью и образованием параллельной структуры без согласования с ЦДУМ занимается Мухаммедгали Хузин, освобожденный от всех должностей и лишенный сана муфтия. Управление юстиции Пермского края без утверждения ЦДУМ России, то есть вышестоящей организацией, зарегистрировало представленный бывшим муфтием устав. Этим нарушается единство и вертикаль старейшего духовного центра мусульман нашей страны, что негативно сказывается на духовно-нравственном климате, ведет к дроблению и разрушению единства общин правоверных мусульман. В связи с этим не моги бы вы дать правовую оценку происходящих событий и действий управления юстиции Пермского края?

- Не будучи знакомым с содержанием решений и уставов, я не вправе комментировать эту ситуацию как юрист. Видимо, здесь ситуация осложняется отсутствием в масштабах России единой интегрированной вертикальной структуры мусульманской церкви, такой, какая существует, например, в Русской Православной Церкви. Поэтому, я думаю, если есть опасения в незаконности такого решения, то нужно востребовать имеющийся в законе пункт для обжалования решения. ЦДУМ обладает статусом юридического лица и может соответствующее требование предъявить в судебном порядке. А если вы считаете, что есть необходимость эту ситуацию как-то дополнительно обсудить или оценить в обществе, в государственных органах, давайте это обсуждение проведем.

Повторяю: это очень деликатная материя, это внутреннее дело мусульманской уммы. Какими-то грубыми действиями вмешиваться было бы неправильно.

Беседу вел Заки ГАЛИАКБАРОВ, пресс-секретарь Центрального духовного управления мусульман России.

31.07.2006
http://www.pfo.ru/?id=9442

Док. 344113
Перв. публик.: 31.07.06
Последн. ред.: 26.07.07
Число обращений: 423

  • Коновалов Александр Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``