В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
90% участников III Фестиваля Приволжской Прессы высказались ЗА создание института саморегулирования СМИ в Приволжском федеральном округе Назад
90% участников III Фестиваля Приволжской Прессы высказались ЗА создание института саморегулирования СМИ в Приволжском федеральном округе
11 июня 2003 года в Нижнем Новгороде начал свою работу III Фестиваль Приволжской Прессы. Программа первого дня открылась конференцией, посвященной обсуждению возможности создания институтов саморегулирования масс-медиа в Приволжском федеральном округе. С приветственным словом к участникам Фестиваля обратился исполняющий обязанности ректора Нижегородского Государственного Университета им.Н.И.Лобачевского, где и проходят главные мероприятия, Роман Стронгин,

С докладами на конференции выступили член правления АНО "Интерньюс" Виктор Монахов, возглавлявший Судебную палату по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, руководитель Приволжского межтерриториального управления МПТР РФ Павел Журавлев, директор центра защиты прав прессы Софья Хавкина, заведующая кафедрой журналистики ННГУ, доктор политических наук, профессор Ольга Савинова.

В дискуссии в качестве экспертов приняли участие полномочный представитель Президента России в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко, председатель правления национального фонда "Общественное признание" Сергей Абакумов, председатель Совета судей Нижегородской области Михаил Лысов, депутат Законодательного собрания Нижегородской области Александр Сериков.

Виктор Монахов в своем докладе высказался за возрождение института, подобного Палате по информационным спорам, при этом он отметил, что такой институт может быть создан и при органе государственной власти на региональном или окружном уровне.

Софья Хавкина в своем выступлении проинформировала коллег о ходе реализации проекта "Создание институтов саморегулирования в СМИ Нижегородской области", а Ольга Савинова обобщила существующий международный опыт создания институтов саморегулирования прессы.

В финале конференции участникам было предложено провести блиц-голосование по трем вопросам:

1) Согласны ли Вы с тем, что в Приволжском федеральном округе настало время создавать институты саморегулирвоания прессы?

"Да" - 90%
"Нет" - 10%

2) Считаете ли Вы возможным существование таких институтов при органах государственной власти?

"Да" - 15%
"Нет" - 85%

3) Считаете ли Вы правильным, что члены этого института должны входить туда только по рекомендации зарегистрированных в России творческих союзов работников?

"Да" - 5%
"Нет" - 95%

В заключение работы первого дня конференции участникам был предложено подписать текст Меморандума о возможности создания институтов саморегулирования прессы в ПФО, а также открытый проект Концепции такого института (см. ниже).

Концепция организации и деятельности Общественного Совета по информационным конфликтам в СМИ

1) Общественный Совет по информационным конфликтам в СМИ (далее Совет) формируется:

а) в целях регулирования отношений между прессой и обществом, гражданами, властью во внесудебном порядке и по своему статусу является общественной структурой не наделенной полномочиями государственного органа. Совет создается в каждой административно-территориальной единице ПФО;
b) впоследствии он может быть учрежден на учредительной конференции как самостоятельное юридическое лицо в форме некоммерческого партнерства или автономной некоммерческой организации в соответствии с ФЗ " О некоммерческих организациях", учредителями которой станут сами редакции СМИ, издатели и т.п.

2) Компетенция Совета:

a) рассмотрение дел о защите чести, достоинства и деловой репутации;
b) рассмотрение иных дел, возникающих в сфере деятельности СМИ;
c) рассмотрение дел о вмешательстве в частную жизнь, нарушениях законодательства о допуске к информации, и т.п. (кроме тех, которые отнесены законом к юрисдикции судов РФ).

Совет действует в рамках Конституции РФ, Гражданского Кодекса РФ, Закона РФ "О средствах массовой информации" и других законов РФ, регулирующих деятельность СМИ.

3) Цели и задачи.

Основная цель Совета - внесудебное цивилизованное разбирательство информационных споров между СМИ и гражданами, властью, обществом.

Совет - независимый институт саморегулирования, рассматривающий обращения читателей, слушателей, зрителей и иных граждан относительно СМИ.

Совет призван восстановить справедливость, оградить СМИ от необоснованных и незаконных претензий, искажения фактов, профессиональной непригодности.

Деятельность Совета призвана уменьшить число судебных разбирательств с участием СМИ, помочь гражданам внесудебным путем ускорить процесс разрешения их конфликта со СМИ.

Инициатива по разбирательству того или иного информационного спора может исходить как от граждан, так и от СМИ. Самостоятельно рассмотрение дела Совет не инициирует (необходимо, чтобы была подана жалоба).

Совет не вмешивается во внутриредакционные дела СМИ. Предметом его разбирательства может служить только тот или иной опубликованный или вышедший в эфир материал. Совет не рассматривает жалобы по тем делам, которые уже находятся в суде.

Решения Совета носят рекомендательный характер, но подписавшие Меморандум средства массовой информации берут на себя моральные обязательства по выполнению принятых Советом решений и обязуются публиковать решения Совета в своих изданиях или транслировать их в эфире своих телерадиокомпаний .

Сроки обращения - не позднее 1 месяца со дня опубликования материала. Срок рассмотрения дел - не позднее 30 дней с момента поступления в Совет.

4) Предмет деятельности Совета

Совет рассматривает информационные споры, которые связаны с:

a) защитой чести, достоинства и деловой репутации;
b) частной жизнью;
c) вторжением в чужое горе, детьми и сексуальными преступлениями;
d) разжиганием межнациональной, межконфессиональной и межсоциальной розни, пропагандой насилия и жестокости в СМИ;
e) спорами между редакциями, издателями и распространителями;
f) нарушением законодательства о допуске к информации;
g) иными случаями, связанными с деятельностью СМИ.

5) Совет оценивает информационный конфликт так же с позиции общественной нравственности, профессиональной и общепризнанной этики.

6) Деятельность Совета не лишает граждан и СМИ права обращения в суд с исками об опровержении сведений, не соответствующих действительности в целях защиты своей чести, достоинства и деловой репутации, возмещения морального вреда и по другим основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

7) Структура Совета.

Штатные работники - 2 человека - ответственный секретарь и технический секретарь, организуют техническое исполнение проекта, готовят материалы к слушанию, ведут делопроизводство, извещают о предстоящих слушаниях стороны, общественность.

Количественный состав Совета - 11 -15 человек. Председательствующий и 10 (14) судей. Все члены Совета взаимозаменяемые, ежегодно происходит ротация кадров. Председательствующий избирается из числа членов Совета на каждое заседание.

8) Членами Совета могут быть:

a) авторитетные журналисты;
b) действующие журналисты, кроме главных редакторов;
c) ученые-филологи;
d) юристы (в том числе и представители юридического факультета);
e) представители творческих союзов работников СМИ, а также общественных организаций по защите прав прессы;
f) представители духовенства (от традиционных конфессий).

9) Принцип формирования Совета: Назначение в Совет происходит по представлению собраний творческих союзов работников СМИ.

10) Преимущество Совета - наличие в нем представителей общественности и журналистского сообщества, что позволяет рассматривать жалобы не только по строго формализованным буквам закона, но и исходя из принципов профессионализма, нравственности, этичности, корректности и целесообразности.

Подготовлено Нижегородским Центром Защиты прав прессы в рамках проекта "Создание институтов саморегулирования в СМИ Нижегородской области



М Е М О Р А Н Д У М


Роль СМИ в современном обществе становится все ощутимее и заметнее. За короткий период общество проделало стремительный путь от состояния, когда все СМИ давали похожие оценки происходящим событиям или действующим лицам, до полярно противоположных оценок одного и того же факта в различных СМИ.

Испытав в первый момент растерянность и пережив состояние собственной нестабильности, большая часть общества определила сейчас свою позицию и сформулировала систему оценок, руководствуясь которой она анализирует происходящие процессы. Значительная часть этих оценок связана с деятельностью СМИ, объективным характером выступлений журналистов и т.д. Именно поэтому нынешний период становления гражданского общества чрезвычайно сложен для СМИ, так же пересматривающих свои позиции в отношениях с гражданами. Показателем этой сложности может служить огромное количество судебных процессов, где представители органов власти, общественные деятели, коммерческие структуры и просто рядовые граждане стремятся доказать необъективность, предубежденность СМИ или конкретного журналиста против их гражданских или коммерческих интересов.

Несовершенство современного законодательства, регламентирующего деятельность СМИ, дает повод некоторой части граждан рассматривать участие в этих процессах даже как способ извлечения выгоды. В то же время и СМИ, почувствовав угрозу собственной безопасности, активнее используют существующее законодательство для защиты своих прав и интересов, а в некоторых изданиях уже приступили к созданию собственных этических кодексов, разъясняющих отношения журналистов со своими читателями, героями программ и публикаций, властными структурами. К сожалению, эти процессы охватили пока лишь часть изданий.

При наличии достаточно жесткого законодательства, субъектам информационных отношений выгоднее подчиниться решениям более лояльных институтов саморегулирования прессы.

На наш взгляд, уже возникла необходимость создания качественно иных форм взаимодействия СМИ и общества, с учетом складывающихся в журналистском корпусе новых этических норм. И здесь нам кажется чрезвычайно интересным опыт Комиссии по жалобам на прессу Великобритании, Совета по делам прессы в Германии. Акцент на саморегуляции процессов в правовом и этическом поле нов и неожидан для российского общества.

Нам кажется возможным создание в регионах Приволжского федерального округа структуры, аналогичной существующим в европейских странах. Многие российские и зарубежные эксперты отмечают высокий профессиональный уровень журналистики в нашем регионе. Однако, процессы, связанные с судебными разбирательствами в отношении СМИ и журналистов и здесь нарастают, как снежный ком, а колоссальная загруженность судов не позволяет принимать решения оперативно.

Обсудив пути возможного регулирования этих негативных процессов, мы приходим к выводу, что создание в регионе Общественного Совета по информационным конфликтам, рабочая концепцию организации и деятельности которого была представлена на III Фестивале Приволжской Прессы, может внести существенные позитивные изменения, в которых заинтересованы как СМИ, так и общество в целом.

Справка:

В работе Фестиваля принимают участие более 100 журналистов из всех субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа, также из Москвы и Екатеринбурга, среди которых представители 29 печатных изданий, 9 информационных агентств и internet-изданий, 15 телекомпаний и 13 радиостанций.

III Фестиваль Приволжской Прессы проходит при поддержке Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе в содружестве с "Интерньюс", Национальной Ассоциации Телерадиовещателей, Фондом Защиты Гласности, Нижегородского Государственного университета им. Н.И.Лобачевского и школы-студии "Радиокласс".

http://www.pfo.ru/?id=6385&query_id=11574

11.06.2003



Док. 345697
Перв. публик.: 11.06.03
Последн. ред.: 30.07.07
Число обращений: 196

  • Кириенко Сергей Владиленович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``