В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Н.И.Меркушкина на VII съезде партии `Единая Россия` Назад
Выступление Н.И.Меркушкина на VII съезде партии `Единая Россия`
Уважаемые участники VII Съезда Всероссийской политической партии "Единая Россия"!
Позвольте приветствовать Вас от имени самого представительного в массах регионального отделения партии!
Мне и, я думаю, всем участникам съезда, сегодня доставляет особое удовлетворение тот факт, что "Единая Россия" состоялась как самая мощная политическая сила в стране. Состоялась как партия парламентского большинства. А в ряде регионов страны, в том числе - у нас, в Республике Мордовия, - она с самого начала является правящей. На прошедших выборах в Государственную Думу за партию было отдано 77 процентов голосов, на выборах в Государственное Собрание республики - 84 процента, а в органах местного самоуправления - 93 процента голосов избирателей. Поэтому на всех уровнях власти в Республике Мордовия "Единая Россия" сегодня является правящей партией.
Доклад Б.В.Грызлова и содоклады убедительно свидетельствуют о готовности партии решать еще более масштабные задачи и взять на себя всю ответственность перед народом за будущее России. Выдвинутые приоритеты заслуживают самой активной поддержки. Они, безусловно, достойны стать основой стратегического планирования развития нашей страны на сложном, судьбоносном этапе ее развития.
Но не со всем из предложенного можно согласиться.
Первое. Достижение целей, решение ряда важнейших задач слишком далеко отодвинуты во времени (здесь назывались и 2015, и 2017, а дополнительных документах даже 2020 год). А процессы, идущие в мире, их динамика не дадут нам этого времени. Они требуют решений и действий в гораздо более короткие сроки. Ряд проблем, и прежде всего, экономических, которые определяют конкурентоспособность страны, должны решаться значительно быстрее.
В полной мере это относится к региональной политике и развитию территорий. На этой теме я хочу остановиться подробнее. И здесь самая главная проблема - очень высокая социально-экономическая дифференциация регионов страны. Все возрастающие различия между ними по ВРП, реальным доходам на душу населения, бюджетной обеспеченности на душу населения доходят уже до 15-35 раз. И если этот процесс не остановить (к сожалению, пока он только усугубляется), его последствия могут крайне негативно отразиться не только в социальной, но и впоследствии - в политической сфере.
Нам надо найти формулу решения этой проблемы.
Я понимаю, что сильные самодостаточные регионы (это, в основном, регионы с мощным сырьевым потенциалом) должны развиваться, укрепляя общий потенциал страны. А слабыми регионами сегодня являются те, в структуре производства которых оказались в основном машиностроение, электронная, легкая, пищевая промышленность и, самое главное, - сельское хозяйство. Все мы знаем, в каком состоянии находятся эти отрасли.
Национальные проекты в какой-то мере проблемы выравнивания решают. По крайней мере, мы пытаемся их решить в здравоохранении, образовании, частично - в сельском хозяйстве. Но этого явно недостаточно. Для их решения нужна субсидарная (общая) ответственность федерального центра и регионов.
Необходимо от жесткого разделения полномочий перейти к тому, чтобы по ряду регионов, ряду проблем, иметь совместные программы действий. Если этого не будет, то многим регионам из депрессивного состояния просто не выйти. Надо вернуться к практике федеральных программ развития регионов, которые были четыре года назад. К сожалению, Правительство отказалось от таких программ. Одна из причин этого состояла в том, что тогда на них в бюджете не было денег, многие программы просто не финансировались. Но сегодня ситуация изменилась.
Сейчас Правительство РФ практикует другую форму - заслушивание регионов на заседаниях Правительства. Кое-кто в Правительстве России считает, что надо делать это, как когда-то на Политбюро: вызвать главу региона, дать, мягко говоря, взбучку, и он все проблемы свои решит. А кое-кто считает это вообще бесполезным делом.
Мордовия прошла через эту процедуру, взбучку нам, правда, не дали. Наш опыт одобрили. Однако реализация принятых решений идет медленно. С момента заседания Правительства прошло более полугода, но результатов рассмотрения пока не видим.
Мы считаем, что фракция "Единая Россия" в Государственной Думе должна занять более активную позицию по федеральным программам регионального развития и ускорить принятие уже рассмотренных соответствующих законов. Закон о программах развития регионов в Государственной Думе в двух чтениях принят. Но после этого он остановился и дальше не движется. А я думаю, что сегодня у страны есть все возможности, чтобы точечно, продуманно посмотреть в разрезе регионов и принять программу - и не только по инфраструктурным вопросам (дороги, энерго- и газообеспечение), но и создания современных высокооплачиваемых рабочих мест. Без этого регион двигаться вперед не может. К сожалению, таких субъектов федерации у нас много, треть всей России. И располагаются они в основном в самом сердце России, в Центральном округе и Поволжье, Подмосковье, откуда очень велик (в разы больше, чем в среднем по стране) отток кадров.
Следующим инструментом решения этой проблемы, на мой взгляд, может стать кардинальное изменение Бюджетного кодекса. Когда его принимали, когда унифицировали все налоги, как в сильных, так и слабых регионах, страна была в другом состоянии. Сегодня можно продумать дифференцированный подход и отдать отдельным регионам все налоги, которые зарабатываются на его территории. Сделать это надо для того, чтобы у региона был стимул развития, чтобы он лучше работал. Чтобы изживал иждивенчество, к которому некоторые территории уже привыкли, потому что их дотационность достигает 90 процентов.
Третья проблема, которую я хотел бы здесь затронуть - это местное самоуправление. Новый федеральный закон о местном самоуправлении продуман неплохо. Но что касается его финансовых основ, и изменений в Бюджетный кодекс, которые приняты в связи с законом о местном самоуправлении - здесь есть большие проблемы.
В Мордовии все предыдущие 10 лет при оценке потенциала территорий и построении межбюджетных отношений применялся дифференцированный подход. При таком подходе бюджетные средства максимально (до 70 процентов) концентрировались на низовом уровне, 30 процентов - в республиканском бюджете. При этом органы местного самоуправления полностью отвечали за положение дел на своих территориях, активно занимались развитием своего производственного и налогового потенциала.
Теперь же 72 процента средств поднялись в республиканский бюджет, а внизу остались только 28 процентов. Мы не может создать заинтересованное местное сообщество, если там нет стимула для того, чтобы самим зарабатывать и расходовать средства. Если основные средства поступают в местный бюджет в виде трансфертов и дотаций.
Надо решительно отказаться от той же унификации, что и на уровне "федерация - регион". Сегодня она приводит к тому, что одинаковую долю поступлений от налогов получают и столица региона, и самый слабый сельский район, налоговые потенциалы которых разнятся в десятки раз.
Кроме того, для укрепления доходной базы поселений надо вернуться к налогу с продаж и закрепить его в качестве источника доходов местных бюджетов. Это укрепит налогооблагаемую базу местного самоуправления и регионов и поможет стать реальной основой движения вперед.
Во многом подобные вопросы возникают сегодня потому, что в Госдуме нет полного доверия к руководителям регионов. К тому, что регион сам сможет распределить все налоги. И потому все досконально прописывается сверху.
Недавно лидер одной российской партии заявил, что губернаторы состоят в "Единой России". "Если они придут к нам, мы их не примем". Надо сказать, ни один губернатор в другую партию никогда не пойдет (аплодисменты). Сегодня страна другая, и, самое главное, люди стали другими. Перебежчики - это явление вчерашнего дня. Мы в "Единой России" состоим по убеждению.
И в заключение еще раз хочу сказать, что доклад Б.В.Грызлова, содоклады С.К.Шойгу, Ю.М.Лужкова, М.Ш.Шаймиева, сам ход съезда, его программные документы, приветствия зарубежных гостей еще раз подтверждают и гарантируют то, что мы будем жить в Единой и Великой России.

2 декабря 2006 года, Екатеринбург
    
http://www.e-mordovia.ru/main/glava/speech/04122006.php

Док. 348605
Перв. публик.: 02.12.06
Последн. ред.: 03.08.07
Число обращений: 413

  • Меркушкин Николай Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``