В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Доклад Главы Республики Мордвия Н.И.Меркушкина на заседании Правительства Российской Федерации 28 апреля 2006г. Назад
Доклад Главы Республики Мордвия Н.И.Меркушкина на заседании Правительства Российской Федерации 28 апреля 2006г.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые члены Правительства, присутствующие!
Прежде всего, позвольте мне выразить благодарность за предоставленную возможность доложить о социально-экономическом положении Республики, ее проблемах и перспективах дальнейшего развития.
Республика Мордовия - это индустриально-аграрный регион. Ведущая роль в республике принадлежит промышленности (более 30% ВРП составляет промышленное производство). На ее долю приходится более четверти занятых в экономике республики, и здесь наиболее активно идут процессы модернизации производства.
В промышленности основную долю занимает машиностроительный комплекс - 43%, это в полтора раза больше, чем в целом по стране, и пищевая промышленность - 23%, это почти в три раза больше, чем в стране, а также промстройматериалы - 12 процентов. Вторая по значению отрасль - это сельское хозяйство - 18% ВРП, это тоже в три раза больше, чем в среднем по стране.
В сельской местности у нас проживает 42% населения. Если сравнивать с другими регионами (кроме Северо-Кавказского, где другая структура расселения), мы по проценту равняемся Оренбургу и Алтайскому краю, а в европейской части у нас процент сельского населения практически самый высокий.
В своем развитии республика опирается, прежде всего, на выгодное географическое положение, наличие развитой транспортной и коммуникационной инфраструктуры, благоприятный инвестиционный климат. Через республику проходят железнодорожные и автомобильные магистрали, соединяющие Запад страны со Средней Азией и Сибирью и Север с Югом. В городе Рузаевке находится одна из крупнейших узловых станций. По территории республики проходит 8 магистральных трубопроводов, которые пересекают Север страны до западных границ.
У нас достаточно хорошо решена проблема со связью, практически 100-процентная цифровизация, и с газификацией: 98% населенных пунктов у нас газифицировано. В то же время отсутствие запасов стратегических природных ресурсов, неблагоприятная демографическая ситуация как сейчас, так и в советское время, недостаточный уровень развития малого бизнеса являются главными сдерживающими факторами развития. Негативное влияние на развитие региона и уровень жизни наших людей оказывает исторически сложившийся потенциал и инфраструктура производственного комплекса. Еще в советское время фонды и энерговооруженность были в Республике самыми низкими среди всех наших соседей, а выражение "там, где кончаются дороги, начинается Мордовия" было для нас до боли обидным во все времена.
И еще. В начале 90-х годов в силу объективных, а во многом и субъективных причин, известных многим из вас, в Мордовии оказался самый глубокий спад производства. Мы дошли до уровня досоветского периода к 1996 году - 29%, то есть был 71% спада.
в середине 90-х годов основные показатели социально-экономического развития Республики выглядели следующим образом. 72-е место в России по объему валового регионального продукта в расчете на одного жителя, по объемам инвестиций в основной капитал - 81-е место, промышленного производства - 68-е место, по денежным доходам на душу населения - 87-е, предпоследнее, перед Дагестаном (1995 год). Дотационность достигала в то время более 60 процентов. То есть Республика практически содержалась за счет федерального бюджета.
Предпринятые нами меры, и, прежде всего, я хотел бы отметить принятие Правительством Российской Федерации Федеральной программы "Развитие Республики на 1996-2000 годы", позволили вывести регион из числа глубоко депрессивных и создать условия для развития.
Сегодня в своей деятельности мы руководствуемся комплексом взаимодополняющих программных документов. Все они соответствуют целям и приоритетам, обозначенным в программных федеральных документах. Мордовия принимает участие в реализации более чем 20 федеральных целевых программ и реализует 35 республиканских.
В качестве основной цели нами определено повышение уровня и качества жизни населения. Мы ставим перед собой задачу снизить уровень бедности в 2008 году в два раза по сравнению с 2005 годом, увеличить объемы строительства жилья в 1,5 раза, увеличить продолжительность жизни с 66 лет до 68 лет в 2010 году, хотя, по продолжительности жизни мы в Приволжском округе среди 14 регионов занимаем второе место после Татарстана.
Мы понимаем, что реализация цели повышения уровня и качества жизни населения невозможна без высоких темпов экономического роста и создания потенциала для будущего развития. Поэтому мы намерены к 2009 году обеспечить удвоение валового регионального продукта, рост инвестиций в 1,7 раза и численности занятых в малых предприятиях - в полтора раза.
Будущее республики мы связываем с динамичным развитием рыночной инфраструктуры, инновационной, финансовой, информационной, наукоемких инновационных производств.
Одно из этих важнейших направлений - развитие информационно-коммуникационных технологий в Республике Мордовия. На этом направлении у нас есть реальные заделы. Реализуется целый ряд пилотных проектов в рамках ФЦП "Электронная Россия", а также первый в России проект по внедрению цифрового телевидения. Мы в 2006 году стопроцентно обеспечим доступ населения, и сельского, и городского, к цифровому телевидению.
Для республики очень актуальны вопросы укрепления законности и правопорядка, борьбы с организованной преступностью и преступлениями в сфере экономики. Это серьезно сказывается на динамике развития республики, и особенно малого бизнеса, предпринимательского сектора.
В последнее время при поддержке МВД России (мы несколько раз встречались с Рашидом Гумаровичем Нургалиевым), решены принципиальные кадровые вопросы и на сегодня имеем первые положительные результаты.
Начиная с 2000 года, в республике наблюдается положительная динамика денежных доходов и заработной платы населения. Реальные денежные доходы увеличились по сравнению с 1999 годом в 1,6 раза, реальная заработная плата - в 2,4 раза. В последние три года заработная плата в Республике росла более высокими темпами, чем в среднем по стране. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 53% в 2000 году до 29,6% - в 2005 году.
Вместе с тем, уровень заработной платы продолжает оставаться низким. В 2005 году среднемесячная заработная плата составила примерно 5100 рублей. Это связано, прежде всего, со структурой промышленного производства. У нас практически нет топливно-энергетического комплекса, нет тех отраслей, где традиционно высока заработная плата. В то же время значительна доля сельского населения и сельского производства с невысоким уровнем заработной платы. Кроме того, существует проблема сокрытия доходов, в результате чего значительная часть доходов остается в тени.
В среднесрочный период прогнозируется обеспечить увеличение реальных денежных доходов населения в среднем на 10% ежегодно. Среднемесячная заработная плата увеличится, по нашим намерениям, с 6365 рублей (такую мы имеем сегодня) до 10 тыс. рублей в 2009 году. Ее реальный рост составит за три года 1,4 раза.
За период с 2000 по 2005 годы валовой региональный продукт Республики увеличился в 1,6 раза, объем промышленного производства и инвестиции в основной капитал - более чем в 2 раза. Валовая продукция сельского хозяйства - в 1,2 раза, внешнеторговый оборот - в 3 раза. Темпы роста сохраняются и в первом квартале текущего года.
Индекс промышленного производства за первый квартал текущего года составил 108%, объемы производства мяса на сельскохозяйственных предприятиях увеличились на 9,5%, молока - на 17%, яйца - на 54 процента. По показателям производства яйца на душу населения мы вышли на первое место в стране, молока - на третье место, мяса - на пятое место в стране.
Одним из инструментов достижения высоких темпов роста стало использование кластерного подхода. В прогнозируемый период валовой региональный продукт, как мы планируем, вырастет в 1,3 раза к 2008 году. Основной вклад в удвоение валового регионального продукта будет обеспечен за счет промышленного комплекса, объемы которого возрастут к 2009 году в три раза по сравнению с 1999 годом.
В Республике реализован целый ряд инвестиционных проектов, которые уже дают первые результаты.
Определены и новые точки роста, которые позволят выйти на прогнозируемые параметры.
Это, прежде всего вагоностроительная компания Мордовии, где введены мощности для изготовления 9 тыс. грузовых вагонов в год, освоено производство 44 моделей грузовых вагонов. Эти мощности создавались в последние пять лет для достижения целей, определенных Федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России". Следующий этап на этом предприятии-холдинге - освоение нового поколения вагонов, выпуска стального литья, создание транспортно-логистического центра.
Когда готовился вопрос, меня очень просили наши промышленники, и Союз вагоностроителей, Герман Оскарович Греф, очень внимательно рассмотреть вопрос, как Украина конкурирует с нами в поставках продукции вагоностроения, по какой цене они получают свой металл, и по какой цене и как они продают потом у нас эти вагоны.
Почему? Потому что цена металла на Украине для вагоностроителей регулируется государством, и из-за этого мы теряем, например рынки Казахстана. Если сохранится такая недобросовестная конкуренция, нам будет очень сложно не только развивать, а даже сохранить эти производства. По Казахстану мы потеряли порядка 3 тыс. вагонов только по этой причине.
В рамках федеральной целевой программы "Исследования и разработка по приоритетным направлениям развития науки и техники" реализуется инновационный проект по освоению производства карбида кремния и созданию нового поколения современных энергосберегающих полупроводниковых приборов на акционерном обществе "Электровыпрямитель". Мы здесь выиграли мегапроект, и в этом направлении очень тесно работали с Министерством образования и науки. Если эта задача в ближайшие 3-4 года в стране не будет решена, то мы можем практически полностью потерять очень большой сектор экономики, и не приходится рассчитывать на то, что потом его можно будет возобновить.
Сейчас на 340 млн. рублей по мегапроекту активно ведутся НИОКРовские работы совместно с Институтом им. Иоффе. Производство карбида кремния и материалов на его основе - это будущее всей электроники, светотехники. Мы бы просили поддержать этот проект.
Акционерным обществом "РосИнтерОптика" реализуется проект по организации современного производства оптического волокна, что позволит обеспечить российских потребителей отечественным волокном. Сегодня все 13 заводов, которые производят оптическо-волоконный кабель, пользуются волокном из-за рубежа. Мы не производим ни километра самого волокна, хотя сейчас уже абсолютное большинство развитых стран мира имеют свое волокно.
Договор о поставке оборудования с "Нокиамайлефер" нами был заключен 5 лет назад.
В то же время с двухнедельной разницей Китай заключил контракт на 4 башни для вытяжки волокна. Мы свои 4 башни до сих пор не смогли ввести, а китайцы за это время кроме этих 4 башен поставили еще 20. У них сегодня 24 башни, которые тянут свое волокно, а мы все это волокно покупаем на Западе. Наш проект планировалось реализовать вместе с Федеральным банком реконструкции и развития. На оборудование потрачено 17 млн. долларов. Оборудование уже два года как находится на территории республики.
А Банк реконструкции и развития нам выдал кредит, через 1,5 года его забрал обратно, потому что выдал только на 1,5 года. Мы на этом остановились, и примерно 2,5 года стоим на месте. Кстати, на заседании Правительства я об этом уже дважды говорил. Есть два поручения Президента Российской Федерации на этот счет.
В Республике расположено одно из крупнейших предприятий - производителей цемента - акционерное общество "Мордовцемент". Для обеспечения целей национального проекта "Доступное и качественное жилье гражданам России" разработан проект увеличения производства цемента с 3 до 7 млн. тонн в год, общая стоимость проекта более 6 млрд. рублей. Его реализация позволит снизить уровень монополизации цементного рынка России, что, я думаю, сегодня является одним из основных для того, чтобы программа "Доступное жилье" более активно реализовывалась. Более того, первая линия уже реализуется самим предприятием и к концу этого года вступит в строй. А по второй очереди - мы также надеемся на поддержку на федеральном уровне.
Реализация указанных проектов и ряда других в короткие сроки
невозможна без участия федерального инструментария. Потому что все предприятия, о которых я говорил, в последние годы активно развивались, и для их развития привлечены на долгие сроки, на 5-7 лет, огромные кредитные ресурсы, а имущество этих предприятий, соответственно, заложено. Для того чтобы делать следующий шаг, собственных возможностей практически нет.
По привлечению иностранных инвестиционных ресурсов на душу населения мы держим первое место в Приволжском округе. Но для того чтобы мы могли хоть приблизится по уровню жизни к среднероссийскому, необходима помощь для динамично развивающихся предприятий, уже не имеющих иных возможностей привлечения дополнительных ресурсов.
Мощным фактором усиления промышленного потенциала и энергообеспеченности таких регионов, как Нижегородская, Пензенская области и Республика Мордовия, могло бы стать строительство Мордовской ГРЭС. Эта ГРЭС запланирована была еще в программе развития энергетики 35 лет назад, привязана была к территории нашей Республики. Мы сделали все, чтобы в последние 5-7 лет реанимировать этот проект: подготовили новое технико-экономическое обоснование, проектно-сметную документацию первой очереди. Шесть лет работает дирекция ГРЭС, учрежденная администрациями Нижегородской области, Пензенской области и Мордовии, энергосистемами этих территорий. Отсюда можно было бы подать электроэнергию не только в эти регионы, но и в Москву. Мы рассматривали этот вопрос у Чубайса, в понедельник на встрече с Миллером тоже рассматривали эту тему.
Одна из главных наших проблем - это дороги, я уже вначале сказал об этом. В советское время дорожная сеть у нас была самой слабой среди всех наших соседей. Нам удалось в последние 4-5 лет частично исправить эту ситуацию, имея определенные дополнительные ресурсы в бюджете республики, но достичь приемлемого уровня пока не удалось.
Поэтому в аналитической записке Дорожного агентства по итогам 2005 года Мордовия называется второй в числе нуждающихся в поддержке. Я имею в виду, прежде всего не федеральные трассы, а наши внутренние дороги в связи с тем, что их состояние и наши собственные возможности не смогут позволить в ближайшие годы поддерживать их на требуемом уровне.
Я бы очень просил поддержать субвенциями в ближайшие годы, насколько это возможно, внутреннюю реконструкцию, ремонт, а еще и строительство дорог в ряде населенных пунктов. Там есть и цифровое телевидение, есть газ, есть телефоны, но дороги туда нет. У нас на сегодня 38 таких населенных пунктов - центров муниципальных образований.
Во многом выполнение поставленных нами целей будет зависеть от успеха реализации на территории Республики приоритетных национальных проектов. Что касается проекта образования, то здесь мы опираемся на проделанную в последние годы работу. Мы построили много новых школ. Реализация национального проекта идет в соответствии с соглашением с Министерством образования и утвержденным сетевым графиком. Мы усилили проект своими инициативами в продолжение федеральных (гранты). Муниципалитеты тоже эту работу сделали, определились, и в нормальном, спокойном режиме, без проблем, эта работа сегодня ведется. Планируем в этом году стопроцентно подключить школы к Интернету, перевести всех на скоростные магистрали и довести уровень компьютеризации школ до соотношения 1 современный компьютер на 25 учащихся.
Основные параметры проекта "Здравоохранение". Работы идут в соответствии с соглашением с Минздравом и сетевым графиком, утвержденным нами и согласованным с Министерством здравоохранения. Особых проблем нет, обеспеченность врачами достаточно высокая, все вопросы по обеспечению оборудованием решаются в штатном режиме.
Одна из главных наших проблем, которую хотелось бы решить с помощью Правительства России - это строительство республиканской больницы. Это строительство началось с решения Правительства Российской Федерации 10 лет назад, когда рассматривалась первая программа социально-экономического развития, освоено на этой больнице 1800 млн. рублей в сегодняшних ценах. Общие строительные работы мы в этом году завершаем полностью.
Мы бы просили реализовать этот проект так, чтобы он отвечал идеологии национальных проектов. Не как первоначально планируемый локальный объект под уровень во многом уже вчерашнего дня, а практически готовый комплекс межрегионального уровня, решающий по многим направлениям и внутренние проблемы.
Мы ведем в республике еще одно очень важное направление. Для того чтобы воспитать в людях дух победителя, человека, стремящегося к высоким результатам, активно развиваем спорт. Мы построили много крупных спортивных сооружений мирового уровня. Проводим сегодня на этих объектах международные соревнования, подписали соответствующее соглашение с Федеральным Агентством по спорту.
Мы в Афинах завоевали 4 медали, и ставим задачу направить в Пекин спортсменов по 7 видам спорта. Сейчас у нас созданы условия для того, чтобы активно развивался и массовый спорт, и готовились на этих базах спортсмены, способные защищать честь страны.
Что касается национального приоритета по доступному жилью. Мы планируем к 2010 году по сравнению с 2004 годом увеличить в 2,2 раза объемы строительства, а ипотечного строительства увеличить в 4,8 раза. Позавчера округ проводил у нас мероприятие: смотрели ипотечные площадки, динамику развития ипотечного строительства. Цифры, которые в связи с этим назывались, оцениваются как вполне реальные.
Единственный вопрос - это, конечно, ставка рефинансирования, которую берет у нас Российская ипотечная жилищная корпорация. Мы отдаем кредиты по 5-7%, РИЖК у нас берет по 12 процентов. Это в какой-то мере перекачивание бюджетных денег регионов в федеральный бюджет. Мы компенсируем ставку, а федеральный бюджет по полной ставке забирает на вторичном рынке эти закладные. Если бы ставку снизили где-то процентов до 8, я думаю, процесс ипотечного строительства в целом в стране пошел бы значительно более быстрыми темпами.
Что касается проекта по развитию села. Хочу сказать, что уже на сегодня заявлено кредитов на 6,9 млрд. рублей. Мы подписали соглашение, и если это соглашение будет реализовано, мы можем увеличить в течение 2-3 лет объемы производства сельхозпродукции в 1,6 раза.
И здесь тоже возникает вопрос. Сейчас, в первом квартале, мы увеличили производство молока на 17%, и сразу появились вопросы реализации: как реализовать, куда реализовать сырье. Тут целый комплекс вопросов, и в том числе современная, по последнему слову технологии, переработка. Потому что, если не будет современного, на уровне датских, французских и так далее, производств, нам очень сложно будет эту продукцию продавать.
К сожалению, этих направлений в нацпроектах нет. Местный бизнес у нас этим занимается, но возможности его ограничены. Мы хотели бы предложить очень крупный проект, кластер: производство продуктов питания, т.е. сыров, зеленого горошка, сахара, красного мяса, по которым у нас все подготовлено, отработаны технологии, изучен мировой опыт. Все эти производства - импортозамещающие, а по красному мясу мы можем через два-три года столкнуться с очень серьезными проблемами, если не поддержать этот проект.
Хочу выразить искреннюю признательность за внимание к нашей республике, к ее проблемам и перспективам развития. Руководство и народ Мордовии постоянно ощущают поддержку Правительства России в своих начинаниях, при решении самых важных вопросов экономического и социального развития. Мы благодарны Вам за то понимание, которое у Вас встречаем. Хочу выразить также благодарность Комиссии по подготовке нашего вопроса, которую возглавил Александр Дмитриевич Жуков, Минрегион и Министерство экономического развития, с которыми мы тесно сотрудничали в подготовке доклада.
Сегодняшнее заинтересованное обсуждение настоящего и будущего республики на российском уровне имеет и определенный символический смысл. Именно в этом году начинаются мероприятия, посвященные 1000-летию мордовского народа в составе Руси. Эта дата подтверждается документами, "Повестью временных лет", археологами, работами академика Рыбакова, А.Н.Сахарова.
Центральным, историческим по своей сути событием, посвященным юбилею, станет открытие в Саранске в августе 2006 года крупнейшего в Поволжье храма - Кафедрального собора святого праведного воина Федора Ушакова.
Приглашаю Вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые Члены Правительства, посетить Мордовию в эти знаменательные дни и принять участие во всенародных торжествах.
В завершение доклада хочу пожелать, чтобы большая совместная работа по его подготовке вылилась в конкретные результаты, чтобы это потом стимулировало и другие регионы активно работать. Если мы просто поговорим, посмотрим друг на друга, и в итоге мало что будет сделано, я думаю, эта форма не будет столь популярной, какой она могла бы стать. Спасибо.

ПРЕСС-РЕЛИЗ пресс-службы Правительства Российской федерации
На заседании Правительства Российской Федерации 28 апреля 2006 г. рассматривались следующие вопросы.

О вопросах социально-экономического развития Республики Мордовия

Экономика Республики Мордовия развивается под влиянием мер, предпринимаемых в республике по созданию условий для повышения качества и уровня жизни населения, роста производства конкурентоспособной продукции и развития предпринимательства. Социально-экономическое развитие республики проходит под знаком ряда важных положительных тенденций, сложившихся в Российской Федерации по созданию основ макроэкономической устойчивости, прежде всего, в финансово-бюджетной сфере страны.
Основой системного подхода к решению задач республики стала реализация при поддержке Правительства Российской Федерации Федеральной целевой программы экономического и социального развития Республики Мордовия на 1996-2000 годы. Программа позволила остановить системный экономический кризис, добиться экономической и социальной стабильности, преодолеть спад производства, повысить занятость населения, вывести регион из числа депрессивных и создать условия для ускоренного и долговременного развития.
Важным этапом в повышении конкурентоспособности республиканской экономики, увеличении ее производственного потенциала, формировании "точек роста", обеспечивающих дальнейшую перспективу развития стала реализация мероприятий и проектов Республиканской целевой программы развития Республики Мордовия на 2001-2005 годы.
Республика приступила к разработке Концепции Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года.
Ежегодно Республика Мордовия принимает участие в реализации более чем 20 федеральных целевых программ. В настоящее время в стадии реализации находятся 35 республиканских целевых программ. Перечень программ республиканского уровня, разнообразный по охвату решаемых проблем, отражает приоритеты политики в конкретных сферах деятельности и жизни республики.
Разработана Комплексная программа экономического и социального развития Республики Мордовия на 2006-2010 годы, нацеленная на удвоение валового регионального продукта, решение ключевых социально-экономических проблем республики, повышение на этой основе уровня и качества жизни населения, развитие производственного, трудового и интеллектуального потенциала.
Комплекс принятых стратегических документов направлен на обеспечение достойного уровня жизни населения на основе повышения эффективности использования конкурентных преимуществ республики.

Участие Республики Мордовия в реализации национальных проектов, федеральных институциональных реформ и федеральных целевых программ

Важным этапом в достижении поставленных целей развития Республики Мордовия является ее активное и весомое участие в приоритетных национальных проектах.
Республика принимает активное участие в реализации федеральных институциональных реформ. Так, в рамках административной реформы создана межведомственная комиссия по ее проведению в республике, разработан план мероприятий.
В результате реорганизации структуры исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия сокращена численность аппарата государственного управления на 10%.
Достижению положительной динамики развития способствует активное участие в реализации федеральных целевых программ. В 2006 году предусматривается участие в 19 федеральных целевых программах, в том числе "Дети России" на 2003-2006 годы, "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)", Федеральная программа развития образования, "Жилище" на 2002-2010 годы, "Социальное развитие села до 2010 года" и других.

Основные характеристики бюджета Республики Мордовия на 2006 год и перспективного финансового плана на 2006-2008 годы

В настоящее время в Республике Мордовия складываются благоприятные условия для ускорения реформирования государственных и муниципальных финансов.
Разработана Программа реформирования региональных финансов Республики Мордовия на 2006-2007 годы. Ее реализация имеет актуальную значимость в связи с сохранением особой системы межбюджетных отношений, сложившихся в республике. Реализация указанной программы является ключевым моментом в увеличении инвестиционного потенциала республики, способствуя успешному решению проблем по развитию региона.
В республиканском бюджете Республики Мордовия на 2006 год предусмотрено доходов в сумме 9 250,4 млн. руб. и расходов в сумме 9 670,4 млн. руб. с превышением расходов над доходами в сумме 420 млн. руб. или 8,2% от доходов республиканского бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Оценка эффективности участия Республики Мордовия в реализации федеральных полномочий, делегированных с федерального на региональный уровень

С 1 января 2006 года на территории Республики Мордовия в полном объеме вступил в действие Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Это стало возможным благодаря 10-летнему опыту формирования местного самоуправления и развития системы межбюджетных отношений, действующей в республике, которая направлена на увеличение бюджетной самодостаточности местных бюджетов, прежде всего бюджетов сел и поселков, служащих основой местного самоуправления.
Осуществляется прогнозирование показателей социально-экономического развития на уровне муниципальных образований, которые являются основой для формирования доходной части местных бюджетов.
Выстроена эффективная система предоставления финансовой помощи бюджетам районов и бюджетам поселений, направленная на стимулирование укрепления налогового потенциала, искоренение иждивенческих настроений при решении вопросов местного значения. Действующий механизм распределения финансовой помощи содержит в себе как выравнивающую, так и стимулирующую составляющие. Предоставление финансовой помощи местным бюджетам осуществляется в зависимости от результата социально-экономической деятельности территории каждого поселения.
Для исполнения делегированных полномочий в республике созданы соответствующие республиканские и муниципальные структуры.

Региональные проекты, имеющие федеральное значение и требующие совместных действий администрации Республики Мордовия и федеральных органов исполнительной власти

В республике созданы значительные предпосылки для качественной модернизации системы здравоохранения в рамках национального проекта. Внедрены высокотехнологичные методы диагностики и лечения, успешно функционируют центры по оказанию специализированной медицинской помощи, строятся объекты здравоохранения. Основным приоритетом является завершение строительства Республиканской клинической больницы.
Республиканская клиническая больница - уникальное многопрофильное медицинское учреждение, объединяющее 13 клинических отделений, 10 функциональных подразделений, помещения для занятий со студентами и проведения научных работ ряда кафедр медицинского факультета Мордовского госуниверситета. Наличие высококвалифицированного кадрового потенциала и научных школ позволят создать на ее базе Межрегиональный центр высоких технологий по эндоскопической, нейро- и пластической хирургии, лечению ожоговых больных, внедрению малоинвазивных методов лечения и реконструктивно-пластических операций при патологии костно-мышечной системы.
Республика Мордовия является межнациональным, научным и культурным центром народов финно-угорской группы. В Саранске расположен Исполком Ассоциации финно-угорских народов. Значительно возросло количество мероприятий, связанных с данной проблематикой. Регулярно проводятся международные и всероссийские форумы, научно-практические конференции, фестивали, выставки, съезды.
В связи с отсутствием соответствующей инфраструктуры в Мордовии проводится работа по созданию Центра финно-угорской культуры для организации эффективного информационного обмена, изучения, сохранения и развития истории, культуры, языков, национальных традиций родственных народов. За счет средств республиканского бюджета в г. Саранске ведется строительство Центра, состоящего из двух объектов: новых зданий Мордовского государственного национального драматического театра и Национальной библиотеки. Освоено 52 млн. руб. Для завершения строительства необходимо около 150 млн. руб.
Федеральные автодороги имеют важное экономическое значение не только для Мордовии, но и для всех регионов Приволжского федерального округа. По территории республики пролегает около 340 км автодорог федерального значения.
Активное строительство в 1999-2003 годах позволило реконструировать 75% этих дорог. Однако в последние годы объемы финансирования резко сократились.
В целях создания максимально комфортных условий для транзита грузов через территорию Республики Мордовия в другие регионы Приволжского федерального округа необходимо продолжить реконструкцию и капитальный ремонт участков федеральных автомобильных дорог, а также автомобильной дороги "Подъезд к г. Саранску от автодороги М5 "Урал".
Республика не располагает стратегическими топливно-энергетическими ресурсами. Возрастающая динамика развития реального сектора экономики с особой остротой выдвигает проблему обеспечения надежного и качественного энергоснабжения хозяйственного комплекса республики.
В связи с реализацией крупных инвестиционных проектов и, несмотря на активное внедрение энергосберегающих технологий, ежегодное увеличение объемов потребления природного газа составит 250-300 млн. куб. метров. Ожидаемое газопотребление республики в 2015 году составит порядка 4,8 млрд. куб. метров. В настоящее время до 80% поступления природного газа в республику осуществляется с магистрального газопровода Саратов-Горький, построенного в 1960 году, техническая возможность которого достигла критического предела. Ежегодная пропускная способность данного газопровода уменьшается в связи с длительным сроком его эксплуатации, что может привести в ближайшем будущем к непредсказуемым последствиям техногенного характера. По оценке специалистов ООО "Волготрансгаз", подача дополнительных объемов газа на развитие производственной и социальной сферы Республики Мордовия возможна только после реконструкции существующей или строительства новой газотранспортной системы. В связи с этим необходимо ускорить решение вопросов по реконструкции газопровода на участке Починки-Рузаевка газопровода Саратов-Горький.
В Мордовии ведется строительство IV очереди Саранской ТЭЦ-2 проектной мощностью 110 МВт. В настоящее время работы приостановлены.
Учитывая высокую степень готовности объекта (75%), значительный объем капитальных вложений (более 2 млрд. руб.), РАО "ЕЭС России" целесообразно в ближайшее время завершить строительство данного объекта.
В Республике Мордовия начата подготовка строительства Мордовской ГРЭС мощностью 2040 МВт. Это позволит покрыть потребность в электроэнергии не только Республики Мордовия, но и соседних энергодефицитных регионов - Нижегородской и Пензенской областей.
В республике принимаются меры для реализации этого жизненно важного проекта. До настоящего времени финансирование работ производилось за счет собственных и заемных средств "Концерна Мордовской ГРЭС". Для ускорения работ по объекту необходимо решить вопрос о включении проекта строительства Мордовской ГРЭС в "Перечень важнейших строек и объектов капитального строительства в электроэнергетике".
Реализация поставленных целей и задач развития позволит создать конкурентоспособных: человека, экономику и общество, в конечном итоге конкурентоспособную республику, занять Мордовии достойное место в Российской Федерации, выйти на бездотационность и самофинансирование.

Итоги заседания
На заседании Правительства Российской Федерации 28 апреля 2006г. по рассматриваемым вопросам были приняты следующие решения.
О вопросах социально-экономического развития Республики Мордовия
Правительство Российской Федерации приняло к сведению доклад Главы Республики Мордовия по данному вопросу.
На заседании был отмечен положительный опыт работы органов исполнительной власти Республики Мордовия по социально-экономическому развитию Республики.
Минрегиону России, Минэкономразвития России, Минфину России, Минтрансу России, Минпромэнерго России, Минкультуры России, Росспорту, в соответствии с распределением сфер ведения, совместно с Правительством Республики Мордовия поручено принять участие в рассмотрении вопросов:

* реконструкции газопровода на участке Починки-Рузаевка газопровода Саратов-Горький;
* строительства 4-й очереди Саранской ТЭЦ-2;
* строительства водовода и реконструкции объектов водоотведения в г.Саранске;
* реконструкции отдельных участков федеральных автомобильных дорог;
* обновления цифровых топографических карт и планов городов;
* оснащения медицинским оборудованием Республиканской клинической больницы в г. Саранске;
* финансово-экономического оздоровления ФГУП "Саранский механический завод"; <
* строительства спортивных объектов;
* строительства Мордовского государственного национального драматического театра и реконструкции Национальной библиотеки в г.Саранске;
* создания центра финно-угорской культуры.

О результатах проведенной работы необходимо доложить в Правительство Российской Федерации до 1 декабря 2006 г.
На заседании Правительству Республики Мордовия было рекомендовано разработать и принять региональную программу повышения безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы.


http://www.e-mordovia.ru/main/glava/speech/060428.php

Док. 348609
Перв. публик.: 28.04.06
Последн. ред.: 03.08.07
Число обращений: 454

  • Меркушкин Николай Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``