В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков: Ленобласть в 2006 году планирует сохранить темпы роста ВРП Назад
Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков: Ленобласть в 2006 году планирует сохранить темпы роста ВРП
Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков в интервью агентству "Интерфакс Северо-Запад" рассказал о социально-экономической и политической ситуации в регионе, а также о наиболее острых проблемах, стоящий сейчас перед страной и областью.

Валерий Павлович, каким был для Ленинградской области прошедший год?

Я считаю, что 2005 год прошел для Ленинградской области успешно. Прирост объемов промышленного производства, а также объем валового регионального продукта у нас выше российских показателей. Программы развития экономики, которые мы предусматривали в регионе, нам удалось реализовать, и, прежде всего, обеспечить прирост объемов промышленного производства в 5,9%.

Мы в течение 2005 года переживали и сомневались, думая, что инвестиций в 2005 году будет меньше, чем в 2004. Однако наш пессимистический прогноз не оправдался: в 2004 году в экономику Ленинградской области было инвестировано 67 млрд. рублей, а в 2005 году - 78 млрд. рублей. Прирост 11 млрд. - это хороший показатель, и если посмотреть инвестиции на одного жителя, то мы, по предварительным данным, находимся сегодня на 4 месте в России.

Это же касается и иностранных инвестиций: если в Санкт-Петербурге в 2005 годы их было привлечено $240 млн., то в Ленинградской области - $225 млн. При этом мы предполагаем, что в 2006 году область получит свыше 100 млрд. рублей инвестиций в реальный сектор экономики региона. Такие вложения обеспечат дальнейшее развитие Ленинградской области, увеличат наш экономический потенциал, будут построены новые предприятия, комплексы и технологические линии.

Вторым важным моментом является то, что мы в 2005 году выдержали все свои обязательства в социальной сфере. Впервые за все время ни один работник бюджетной сферы Ленинградской области не получил заработную плату ниже прожиточного минимума. Самая низкая оплачиваемая категория получила 3230 рублей, а прожиточный минимум был установлен в размере 2864 рубля. Это очень важно, потому что до 1 января 2005 года у нас были зарплаты и по 800, и по 900, и по 1000 рублей.

В минувшем году меры, которые мы предпринимали по доплате или дополнительным выплатам бюджетникам, позволили вывести их из-за черты бедности. Важно то, что средняя заработная плата в регионе составила в 2005 году 10250 рублей. Это выше, чем в среднем по России и практически на уровне Санкт-Петербурга.

Отмечу, что эти мероприятия позволили нам сохранить кадры, обеспечить социальную сферу необходимым количеством квалифицированных работников.

Третий момент, который мы считаем однозначно положительным - это увеличение реальных доходов населения. В 2005 году долгосрочные вклады населения достигли 17,7 млрд. рублей, что в 2,2 раза больше, чем в 2004 году.

Стало больше приобретаться иностранной валюты, это говорит о более стабильных доходах населения, которое может себе уже позволить тратиться не только на текущие расходы, но и сохранять деньги и делать долгосрочные вклады.

Изменилась также структура питания. Сократилось потребление и производство макаронных и хлебобулочных изделий, увеличилось потребление мяса, рыбы и других продуктов. Это тоже свидетельствует о том, что реальные доходы населения значительно выше, чем были.

Последний момент - фактическое отсутствие безработицы: 1% экономически трудоспособного населения числится сегодня в службе занятости, это те люди, которые сегодня проходят переобучение и в дальнейшем смогут трудоустроиться.

А, какие задачи правительство Ленинградской области ставит перед собой в текущем году?

У нас очень серьезные планы на 2006 год. Мы ставим задачу сохранить темпы прироста валового регионального продукта, темпы роста объемов промышленного производства в пределах 7-8%. Я думаю, что это у нас получится, тем более, что будет введен ряд новых мощных объектов, в том числе завод по производству теплоизоляционнх материалов в Выборге, деревоперерабатывающий завод в Подпорожье (компания BOTNIA). На этом заводе будет перерабатываться около 80% леса, заготавливаемого на территории Ленинградской области. А с учетом расширения этого производства мы предполагаем, что практически весь заготавливаемый на территории региона лес будет перерабатываться на этом предприятии. Это может произойти уже к 2007 году, однако надо понимать, что в любом случае торговля есть торговля.

Будет также введен паромный терминал в Усть-Луге, переправа Усть-Луга - Балтийск - порты Германии, идет активное строительство Северо-Европейского газопровода. Мы также закладываем 21 апреля завод"Kraft Foods", который будет производить кофе и сыры, и ряд других предприятий, открытие которых дает нам основание сделать расчеты, что экономический потенциал области будет значительно увеличен к уровню 2005 года.

Мы очень серьезно занимаемся вопросом обеспечения кадров для различных отраслей экономики, идет пересмотр системы подготовки кадров в ПТУ региона. Мы делаем больший упор на то, чтобы приглашать для обучения и получения специальностей людей из других регионов России, чего мы раньше не делали. Для этого будет вестись работа по постройке жилья в рамках национального проекта строительства доступного и комфортного жилья для населения.

В этой области у нас отработан механизм работы. Если в 2005 году мы ввели 533 тыс. кв. м. жилья, то в текущем году мы предполагаем ввести в эксплуатацию уже 650 тыс. Такого его количества не вводилось и в советское время, и мы будем увеличивать темпы строительства жилья.

Условия для этого есть. У нас достаточно территории, но нам сейчас необходимо создавать необходимую инженерию, инфраструктуру. У нас создана мощная строительная индустрия, домостроительные комбинаты - Гатчинский, Сиверский и другие - созданы технологии строительства малоэтажного жилья.

Хотел бы также отметить, что мы активно выполняем поручение президента о строительстве жилья для военнослужащих, уволенных в запас в 2005-2007 годах. По этой программе мы должны построить в 2006-2007 годах 1400 квартир по цене не выше 22 тыс. рублей за квадратный метр в. Эти программы мы уже начали реализовывать, и я думаю, что мы сможем выполнить эту программу президента.

Валерий Павлович, какие еще крупные инвесторы придут планируют реализовывать проекты в Ленинградской области?

Самое важное, что у нас идут инвестиции в разные секторы экономики, во все ее направления. Одним из главных инвесторов является компания "Транснефтепродукт", которая сегодня строит трубопровод в Приморске и там же - терминал, емкостью до 25 млн. т. Рассматривается возможность строительства газоперерабатывающего завода по производству сжиженных газов в районе Ярмиловской бухты в Выборгском районе. Также и ряд других компаний хотят придти в регион, однако, пока окончательно не будет принято решение о начале строительства какого либо объекта, мы стараемся не выдавать желаемое за действительное.

Что же касается инвестиционных проектов в области автомобилестроения, то это интересная отрасль для иностранных инвесторов. Трудно сказать, перспективна или неперспективна она будет, но потребность в машинах очень большая. Мы видим, сколько идет в Россию через границу с Финляндией импортных автомобилей.

Крупнейшие мировые автопроизводители будут строиться в Ленинградской области, и желание такое есть и у японских, и у китайских компаний. В частности, в регионе может быть развернуто производства автомобиля "Великая стена", китайского джипа. Глупости говорят те, кто утверждает, что это некачественные машины. Они сертифицированы в Европе, продаются там. Китайские товары не все плохие, несмотря на то, что они дешевые. Джипы для таких регионов, как Северо-Запад, и в частности, Ленинградская область, они очень важны. Мы будем в апреле месяце в Китае, проведем там переговоры. Пока же китайцы изучают вопросы.

Также компанией ЛСР будет строиться крупный цементный завод в Сланцах. Это один из вариантов выхода из трудной ситуации в городе, который потихоньку ищем. Решение это сегодня прорабатывается, но с учетом не политической, а экономической целесообразности.

Есть и другие варианты решения тяжелой ситуации в Сланцах?

Мы сегодня обращаемся в различные институты, а также в Росэнергоатом. Мы ведем речь о переработке сланцев на заводе в Сланцах, в тех печах, где занимались прокаливанием нефтяного кокса. Это первая возможность. Мы должны при этом соединить интересы собственников, потому что сегодня это не государственное, а частное предприятие.

Завод в Сланцах, кроме того, рассматривал вариант завозки сырья из других регионов, но я считаю, что это неверное решение. Там нужен высокосортный уголь с зольностью до 3%, такого угля нет в России. Нужно дополнительное обогащение, которое очень дорого, нужны низкосернистые угли и ряд других технических параметров. Если будет дополнительное обогащение от золы и от серы, тогда такое решение возможно, но все равно нужно будет многое перестраивать на заводе в этом случае.

Социальные проблемы населения сейчас пытаются решить на самом высоком уровне с помощью объявленных Владимиром Путиным национальных проектов в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства и строительства. Как инициативы президента России реализуются в Ленинградской области?

Главное - это строительство. Оценивая это направление, я должен сказать, что оно проработано неплохо. Сегодня есть дирекция по строительству жилья при правительстве Ленинградской области, создано областное агентство по ипотечному кредитованию, эти две структуры начали активно работать. Есть уже площадки для строительства: на первом этапе мы предусматриваем строительство жилья там, где есть инфраструктура, коммунальные, энергетические и ряд других возможностей.

Такие площадки у нас есть в каждом городе, и для нас очень важно строительство жилья во всех муниципальных образованиях, причем не только в районных центрах, но и за их пределами. Нам нужно сохранить кадры и не забросить ни одну территорию. Если в Санкт-Петербурге можно построить жилье в Приморском районе и перевести туда людей из ветхого фонда из Кировского, Выборгского, других районов, то у нас так не получится. Из Всеволожского района в Ломоносовский, или наоборот людей перемещать нельзя.

В этой связи мы ставим задачу как можно больше строилось малоэтажного жилья для людей, причем не только в районных центрах. Около 600 семей уже в этом году оформили договора по ипотечному кредитованию, и они будут реализованы. Вторая программа - это строительство жилья для молодежи. Мы только для молодых специалистов в области образования в прошлом году построили 82 квартиры. Мы также строим жилье для молодых специалистов в области сельского хозяйства. Мы считаем, что эта программа проработана, и она задействована структурами, которые будут заниматься и ипотечным кредитованием, и организацией строительства. При этом, в подрядчиках строительных работ сегодня недостатка нет.

Валерий Павлович, зима в этом году выдалась суровая, по прогнозам представителей Минсельхоза из-за морозов в России может погибнуть до половины урожая. Как обстоят дела в агропромышленном комплексе вашего региона?

Я не знаю, как они могли сегодня определить, когда еще зима и поля покрыты снегом, что там вымерзло, а что нет. По тем данным, которые идут из предприятий сельского хозяйства Ленинградской области, нет основания беспокоиться по озимым. Может быть какие-то вымерзшие участки и есть, но особого беспокойства это не вызывает.

Говоря о ситуации в целом, есть решение правительства Ленинградской области об увеличении производства мяса в 2006 году минимум на 10%. Мы произвели в 2005 году 150 тыс. т., а ставится задача за 2 года довести производство до 210 тыс. т.

Кроме того, мы произвели молока в 2005 году 560 тыс. т., задача ставится в 2006 году произвести 600-610 тыс. т. молока. Рынок востребует эти объемы. Для увеличения производства необходимо увеличить поголовье крупного рогатого скота. С учетом этого мы вошли в реализацию национального проекта по развитию сельского хозяйства, с учетом требований увеличения производства, мы должны получить кредитных ресурсов в пределах 4 млрд. рублей в 2006 году и столько же в следующем.

Это кредитные ресурсы, которые будут идти под софинансирование процентной кредитной ставки из федерального и областного бюджетов. Здесь задача поставлена, чтобы эти кредитные ресурсы не были использованы как оборотные средства, а именно как инвестиционные ресурсы. Если мы в прошлом году привлекли 2,8 млрд. рублей кредитов, то из них только чуть больше 800 млн. пошли на инвестиции, а остальные пошли на оборотные средства, хотя в сельском хозяйстве и это необходимо, чтобы поддерживать нормальное финансово-экономическое состояние.

Национальные проекты изменили в лучшую сторону ситуацию в сфере образования?

Главное в этом вопросе - это материальная поддержка и укрепление материальной базы школ, в том числе в виде подключения их к интернету. У нас сегодня к нему подключено 40% школ.

Важно, что сегодня уделяется внимание увеличению дополнительных выплат классным руководителям. Это не просто повышение зарплаты, люби получают деньги за дополнительные функции по классному руководству. Классный руководитель сегодня должен, образно говоря, 24 часа общаться с учеником своего класса. Это и воспитание, и взаимодействие с общественностью - родительскими комитетами, предприятиями, организациями, внеклассная работа - это все задачи внеклассного руководителя, за которые он получает деньги. Мы сохранили классных руководителей, хотя в свое время шел разговор о каких-то новых педагогических формах, потому что в России и в Ленинградской области они нужны. Мы их оставили, сделали доплаты, и функции классных руководителей мы чуть-чуть расширяем за счет этих доплат. Средняя зарплата учителя в регионе составляет 8600 рублей, по России - 4600.

Ленинградская область - достаточно большой по территории регион. Не возникает проблем с доставкой детей из отдаленных регионов в школы?

Мы решили проблему с доставкой детей в школы. Но, в то же время мы не стремимся к тому, чтобы закрывать школы, даже те, где есть 15-20 учеников. Мы просчитываем возможности сохранения небольших населенных пунктов, потому что если люди живут, значит живет территория, если нет, то она может быть мертвой и не приносить пользы.

Хочу сказать еще вот о чем. В Ленинградской области 222 муниципальных образования и 204 городских и сельских поселения. Мы ставим перед собой задачу создавать в каждом населенном пункте амбулаторию или фельдшерско-акушерский пункт. Это значит, что мы в каждой точке будем строить сам пункт, жилье для врача.

У нас уже есть типовые проекты этих домов, они должны быть индивидуальными - дом врача, дом учителя, дом участкового. Это базы, куда должен приходить каждый житель, и такой проект будет реализовываться в области.

Это будет как было в России испокон веков. При фельдшерско-акушерском пункте или рядом, в этом же доме квартира врача или фельдшера, который в любое время суток может помочь больному. Сегодня мы централизовали всю первичную медицинскую помощь, загнали людей в крупные больницы, и там оставили безо всего. А зачастую человеку совершенно не нужна больница, ему просто надо дать какие-то лекарственные препараты или поставить капельницу. Зачем ему ложиться в больницу, если он придет в амбулаторию, где есть условия получения первичной медицинской помощи, полежать полтора-два часа и идти спокойно домой? Зачем его везти в больницу на стационар? И сегодня мы это положение серьезно пересматриваем.

Валерий Павлович, одним из самых инвестиционно привлекательных секторов экономики Ленинградской области, бесспорно, является туризм. Как вы оцениваете перспективы его развития, и как реализуется в области анонсированный Вами проект "Малое серебряное кольцо"?

Проект "Малое серебряное кольцо" идет. В основном в нем задействованы такие города, как Лодейное поле, Тихвин, Волхов, Старая Ладога, Шлиссельбург, Луга, Ломоносовский район, Приозерск, Выборг. Это основные точки, где будет реализовываться этот проект. Сейчас по нему ведется активная работа, в том числе и при содействии министерства культуры. Там тоже считают "Малое серебряное кольцо" необходимым и перспективным проектом.

В целом, я бы сказал, что туризм в Ленинградской области сегодня развивается активно, чего мы иногда и не замечаем. К настоящему времени создано уже довольно много (мы даже пока не знаем точно сколько) мест для туристического отдыха. Открываются многопрофильные базы отдыха, бурно развивается строительство горнолыжных спусков, курортами их пока трудно назвать, развивается водный туризм, в частности, на Вуоксе, Ладоге и побережье Финского залива.

Сегодня идет большая работа по восстановлению движения по Новоладожскому каналу, где планируется открытие маршрутов "Комет" и "Ракет", а также создание зон под культурно-оздоровительные цели вдоль канала.

Также идет работа по созданию яхтенных клубов в Приозерске и на Ладоге. Кроме того, рассматривается возможность строительства культурно-оздоровительного комплексов и Яхтенных клубов на побережье Финского залива от Зеленогорска до Выборга. Помимо этого, идет проработка проекта строительства гольф-клуба в районе старой Демидовской усадьбы в поселке Тайцы, Гатчинского района. Там работает английская компания, скоро мы получим конкретные результаты. Так что перспективы развития туризма в нашем регионе неплохие.

Валерий Павлович, одной из самых острых тем, волнующих население России и всего мира, в настоящее время является угроза распространения вируса "птичьего гриппа". Какова обстановка с этим опасным заболеванием в Ленинградской области?

Мы уже давно занимаемся этой проблемой, Самое главное для нас сейчас - закрыть доступ зараженных птиц до наших птицефабрик. Все мероприятия, которые сегодня требуются для их защиты приняты. Увеличение оборота тары, повторные въезды и выезды, вакцинация, наблюдение - все это активно проводится на птицефабриках.

Также идет работа с населением для того, чтобы люди свою птицу держали в закрытых помещениях. Мы подписали с Финляндией договор о совместном проведении учений по недопущению распространения птичьего гриппа и ликвидации его очагов в случае их возникновения. Эти учения будут проходить в марте у наших северных соседей.

Кроме того, созданы и утверждены рабочие группы, в составе которых и органы внутренних дел, и МЧС, и работники ветеринарных и медицинских служб.

Еще один момент. Соответствующие службы Петербурга объявляют, что будет закрыта весенняя охота на водоплавающую дичь. Надо поменьше говорить и побольше изучать эту проблему, насколько это необходимо делать. Маршруты перелетных птиц ничем не закроешь, стену поставить невозможно. Другой вопрос, что необходимо знать эти маршруты, места, где птицы больше останавливаются и так далее, а обсуждение вопросов открытия и или неоткрытия охоты - вопрос второй. Зараженная птица не полетит, если она больная, она все равно где-то упадет. А как предотвратить контакт здоровой птицы с больной, как осуществлять мониторинг, контроль и очистку зараженных мест - вот, что сейчас главное. Организационно мы готовы к тому, чтобы этим заниматься, хотя, насколько я владею информацией, еще никто не смог определить, откуда этот вирус вообще берется, от перелетных или других птиц.

В Ленинградской области будет проводиться сплошная вакцинация птиц на птицефабриках?

Промышленная вакцинация птиц от "птичьего гриппа", может быть, пока не нужна. Мы сейчас говорим о том, чтобы провести вакцинацию "свободной" птицы, которая находится у населения. Это пока важней, равно как, повторюсь, и ограничения доступа дикой птицы на птицефабриках.

С 1 января в Ленинградской области действует новая система функционирования органов местного самоуправления. Можно уже подводить первые итоги работы этой новой системы?

То, что мы правильно сделали, перейдя с 1 января на выполнение в полном объеме 131 закона о МСУ - это не вызывает сегодня сомнения ни у кого. Главный положительный момент новововведений заключается в том, что, что население начало заниматься непосредственно с органами местного самоуправления. Потому что их сегодня 222, а не 29 как было раньше. Естественно, те структуры, органы МСУ, которые решают какие-то вопросы, пусть не в полном объеме, стали шире общаться с населением. Опыт работы сегодня показывает, что многие муниципальные образования активно решают местные вопросы и для этого у них достаточно средств. Определены фиксированные налоги, на имущество физических лиц, налог на землю, 10% налога на доходы физических лиц. То, насколько эти налоги будут эффективно собираться на территории муниципалитетов, и будет определять возможности этой территории. Результаты мы посмотрим по первому полугодию.

Мы сегодня ставим задачу, и, пожалуй, получим определенные результаты, по решении вопросов, которые касаются повседневной жизни человека. Это и уборка и благоустройство территорий, и работа ЖКХ. Здесь результат будет.

Отмечу, что отрицательных сторон перехода на новую систему я пока не вижу, равно как не видят их и в сами муниципальные районы, а также все, кто задействован в этой системе.

Другой вопрос, что потом посмотрим, как будут приживаться между собой структуры представительной и исполнительной власти на территории небольшого муниципального образования. Может быть в дальнейшем произойдет какая-то реорганизация. Возможно укрупнение отдельных муниципальных образований, например в случае если рядом находятся два муниципалитета, один из которых не имеет необходимых доходов, а другой сверхдоходен. Это процесс, который может идти только в рабочем порядке, практика покажет, что делать дальше.

Валерий Павлович, известно, что Вы обратились к Законодательному собранию Ленинградской области с инициативой об уменьшении количества депутатов с 50 до 36. Проясните свою позицию по этому вопросу...

Мы вышли к Законодательному собранию не просто с чистого листа. Мы сделали мониторинг всех представительных органов субъектов Федерации. Там, где территория и численность населения больше, чем в Ленинградской области, численность депутатов, оказалась меньше, а эффективность работы не хуже. В Москве - 11 млн. населения и 35 депутатов, в Свердловской области - 4 с лишним млн. населения депутатов чуть больше 30. В Архангельской области территория в 3 раза больше, чем в Ленинградской, а численность населения одинакова, также меньше депутатов. Мы это показали.

Далее, мы спросили депутатов, зависит ли ваша эффективность от вашей численности? Оказывается, не зависит. Есть ли необходимость тогда иметь такую численность?

Второй момент. 9 октября в регионе избрали 2234 депутата муниципальных образований. Они непосредственно соприкасаются с населением, мы их приблизили к людям. Таким образом, отпали ссылки "заксовцев" на необходимость работать с населением.

Предназначением депутатов Законодательного собрания должна быть разработка и принятие нормативных актов. При этом необязательно сегодня при наличии такой армии депутатов муниципальных образований, бегать, как они ссылаются, по округу. Кстати, никто никуда не бегает.

Мы вышли с предложением к депутатам, как они его воспримут - это их дело. Мы им покажем то, что в других регионах России к этому вопросу подходят более разумно.

Третий момент. Депутаты нарушили свои законы. Они принимали закон в 1999 году о статусе депутата, где предусматривали, что на освобожденной платной основе будут работать 2/5 состава депутатского корпуса. 2/5 от 50 ныне работающих - это 20 человек. Почему сегодня работают 38 человек непонятно. А это дополнительная нагрузка на бюджет. Тут я должен сказать, что, наверное, в этом есть и доля вины губернатора. Я должен следить за выполнением закона и не допускать увеличения финансирования численности освобожденных депутатов. Я в той же мере ответственен за выполнение закона, я его подписывал.

Есть еще целый ряд вопросов, которые говорит о том, что депутатам надо задуматься над этой проблемой., Кстати, не все они отвергают эту идею. Конечно, все депутаты мечтают быть избранными, все 50. Хорошие условия работы, свободный график и т.д. Но, надо думать о других вещах, об эффективности собственной работы и средствах, которые тратятся на раздутые штаты депутатов и их помощников.

Последний вопрос. На одном из ближайших заседаний Госсовета России будет обсуждаться вопрос межбюджетных отношений. Вы неоднократно высказывались по этой проблеме...

Да, я возглавляю рабочую группу при Госсовете по проблемам межбюджетных отношений в Российской Федерации. Этот вопрос будет рассматриваться или на президиуме Госсовета, или непосредственна на заседании Госсовета в апреле-мае месяце.

Межбюджетные отношения - очень сложный и важный вопрос. Правительством РФ разработана концепция межбюджетных отношений, но в ней есть много пробелов, которые не затрагивают отдельные вопросы. Сложность состоит в том, что у разных структур - министерств, регионов, муниципалитетов - интересы разные, и пока у них нет единого мышления.

Остро стоит и вопрос об уплате физическими лицами налогов по месту жительства. Его поддерживают многие субъекты Федерации, есть поручения президента и правительства по этому вопросу. Я предполагаю, что к 1 января 2007 года такое решение будет принято. Каких-то обоснований против этого нет.

Скорее всего, будет принято решении о проведении эксперимента по уплате налогов по такой схеме в отдельных субъектах. Мы предлагали для этого Ленинградскую, Московскую и Тверскую области. Это три субъекта, которые вошли с таким обращением в Государственную Думу. Но, мы готовы и одни попробовать.

Вообще, я считаю, что необходимо менять всю налоговую систему. Администрирование налоговой системы сегодня совершенно неграмотное, ущербное, и только на федеральном В администрировании должны участвовать и субъект Федерации, и муниципалитет. Если они будут выключены из этого процесса - это плохо.

Такая схема была хороша, когда бюджет был единый, все собиралось в одно место, как в советское время, а потом спускалось субъектам и надо было только следить за целевым использованием средств. А сегодня мест сбора налогов три - муниципалитет, субъект и федеральный центр - поэтому "советский" способ администрирования не годится, равно как и существующая система сбора налогов. Это надо понять и не бояться переходить к каким-то новациям. Конечно, легче всего ничего не делать, собирать налоги, отправлять их в центр и всем сидеть на трансфертах, но это не выход.



Интерфакс - Северо-Запад
23.03.2006
http://www.governors.ru/?regmode=fio®ion=47&okrug=0&razdel=smi&statja=8903

Док. 348744
Перв. публик.: 23.03.06
Последн. ред.: 04.08.07
Число обращений: 966

  • Сердюков Валерий Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``