В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Гришанков: Фальстарт. Из-за недостатка инвестиций мы начинаем отставать от всего мира в области интернет-коммерции Назад
Дмитрий Гришанков: Фальстарт. Из-за недостатка инвестиций мы начинаем отставать от всего мира в области интернет-коммерции
Так получается, что, когда я еду на работу, по радио крутят одну и ту же рекламу. Ласковый голос вопрошает: "Чего вам не хватает в жизни? Не хватает для того, чтобы воспользоваться Интернетом?.." Мне-то в принципе всего хватает, поэтому я тут же переключаю программу. Но вчера, переключив программу, услышал, что на очередной выставке "Интернетком" в основном представлены производители оборудования и консультанты. И довольно мало самих интернет-проектов.

И вот тут рекламный вопрос меня, наконец, задел. Ведь и проектов объявлено видимо-невидимо, и "Эксперт" регулярно пишет о чудесах бизнеса в Сети. А все как-то буксует. Не идет проклятый потребитель, чурается виртуального шоппинга. Потому что если бы шел, то владельцы интернет-магазинов денег бы не пожалели и наверняка захотели бы показать себя во всей красе.

Так чего же не хватает? Аналитики дружно отвечают: проблемы в телекоммуникациях и доверии. Безусловно, в чем-то они правы. Есть такие проблемы. Но что касается меня лично, то отнюдь не они останавливают. Со связью все в порядке (тьфу-тьфу), а что касается доверия, то готов ради прогресса и потерять десять-пятнадцать долларов. Бывали потери и побольше.

Может быть, я один такой ущербный? Да нет, похоже, таких довольно много. Например, согласно недавно законченному нами исследованию, более 30% пресловутого среднего класса пользуются газетой "Из рук в руки". А уж тут риски никак не меньше интернетовских. Около половины "середняков" имеют дома компьютеры. Практически у всех есть телефон, а у 44% есть еще и сотовый. И при этом лишь менее 3% пользовалось услугами интернет-магазинов.

Ну а если так, то можно предположить, что многие из этих людей не пользуются услугами И-коммерции по тем же причинам, что и я. Меня же останавливает то, что меня в Интернете не любят. Должны любить, ведь я хочу принести деньги, а все же не любят.

Вот пример. Решил ребенку сделать подарок - подключить компьютер к Интернету. Купил карточку одного из провайдеров. Любезная девушка объяснила: все предельно просто - надо только стереть слой краски и ввести проявившийся пароль. Это же было написано и на карточке. А вот дальше начались мытарства. После пары часов возни с компьютером я понял, что без специалиста не обойтись. Знакомый компьютерщик тоже повозился несколько часов, установил какие-то программы, настроил их неведомым мне образом, после чего предо мной приоткрылась Сеть. Именно приоткрылась, потому что еще раз пять пришлось звонить знакомому, чтобы разгадать шарады провайдера. А ведь я мнил себя специалистом (еще лет десять назад профессионально программировал).

Посетовав на то, что могли бы хоть какой-то инструкцией для бестолковых снабдить, пошел за покупками в ближайший интернет-магазин. Благо не так давно редактировал рейтинг таких магазинов. Минут двадцать набирал подробнейшую анкету (едва ли не про то, где был дедушка во время коллективизации), после чего нажал кнопочку "готово". А в ответ - "вы неверно заполнили анкету, повторите". Заполнив анкету "неверно" еще пару раз, пошел в другой магазин. Тоже из приличных. Нашел требуемую вещь, но не могу понять, когда ее получу. Спасибо, указали телефон. Позвонил - говорят, доставят в течение недели. Но мне-то нужно сегодня. Добрые люди в этом магазине оказались, посоветовали сходить на Савеловский рынок - и быстрее, и дешевле раза в полтора.

Поделился я своим опытом с одним гуру от Интернета. А он мне радостно: да, это еще одна проблема. Причем глобальная. Компьютерная безграмотность. Даже в США 50 миллионов компьютерно безграмотных, а уж в России...

А на мой взгляд, это все та же проблема: меня не любят. Я не хочу учить какую-то компьютерную грамоту. Которая к тому же меняется каждые пять лет. И я даже знаю, почему не любят. У них, создателей виртуальных магазинов, мало денег. Ну что такое несколько миллионов инвестируемых в отечественный проект по сравнению с сотнями миллионов, вкладываемых в аналогичный американский. Поэтому бизнесом часто руководят не прожженные финансисты, а технари-создатели. Они, как ни стараются, все равно в первую очередь думают о том, как бы на имеющиеся деньги сделать сайт понавороченнее. Любить кого-то им просто недосуг.

В принципе я нелюбовь эту переживу. И пишу эти строки не из-за личной обиды. Гораздо важнее то, что российская коммерция, увы, упустила шанс быстрого старта. Довольно большой слой потребителей получил отрицательный опыт И-коммерции. Теперь придется ждать прихода нового поколения покупателей. А тем временем мы не только не будем догонять весь мир, а наоборот, отстанем еще лет на несколько. Жаль, потому что в этом направлении наше отставание было минимальным.

Кстати, мой знакомый компьютерщик сейчас в США. Рассказывает, что на рынке труда просто огромным спросом пользуются специалисты по тестированию программ. То есть те, кто набивает шишки вместо пользователя. Ведь его там любят.

25 октября 2000
http://www.opec.ru/article_doc.asp?d_no=15649

Док. 349103
Перв. публик.: 06.02.01
Последн. ред.: 06.08.07
Число обращений: 363

  • Гришанков Дмитрий Эдуардович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``