В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Гришанков: Утекающий бизнес. По мере проникновения бизнеса в Интернет власти теряют возможность силовых решений в экономике Назад
Дмитрий Гришанков: Утекающий бизнес. По мере проникновения бизнеса в Интернет власти теряют возможность силовых решений в экономике
На днях меня пригласили посетить прескучный семинар, посвященный налогообложению СМИ. Честно говоря, признавая всю полезность и неотвратимость налогов, я их недолюбливаю. И на семинар не пошел, была масса других дел. Но, как оказалось, зря. Потому что помимо всего прочего речь там зашла о "проблемах налогообложения услуг в сети Интернет". И мне стало безумно интересно, а как же готовятся налоговики к нашествию Всемирной паутины.

Оказывается, никак. Нет, из расспросов участников семинара стало ясно, что они много об этом думают, говорят. Но из их слов следует, что они совершенно не представляют, с чем им придется иметь дело буквально со дня на день. И поэтому их приготовления напоминают рытье окопов перед газовой атакой.

Как все просто с обычными СМИ. Вот редакция, вот типография, тираж, распространение. Вот журнал, а вот - реклама в нем. Все знают, сколько она должна стоить. Прятаться можно, но только в той степени, в какой на это готова закрывать глаза налоговая инспекция. Одним словом, все под контролем.

К Интернету налоговики решили подойти, как говорится, по образу и подобию. Ведь что это такое? Пусть и большая, но компьютерная сеть. В ней издаются газеты, журналы, продается информация и т. п. А с компьютерными изделиями налоговики дело уже имели. В крайнем случае можно обратиться к коллегам из Налоговой полиции: все на пол, компьютеры изъять и опечатать, ну а дальше - дело техники...

Соответственно, главные для ГНИ вопросы на сегодня - это кому давать или не давать льготы, какие должны быть ставки налогов, как регистрировать.

Стоп. Самое время обратить внимание налоговых специалистов на то, что возникла принципиально новая ситуация. Они более не имеют абсолютно никаких средств силового воздействия на налогоплательщиков. Пока зона их бессилия невелика, но она будет стремительно расширяться.

Предположим, речь идет о продаже некоего информационного бюллетеня. Информация готовится и обрабатывается в России. А предлагается она потребителям через некий сайт в Интернете. И вот тут начинаются проблемы. Дело в том, что сайт этот физически вовсе не обязательно находится по тому же адресу, что и редакция. Более того, он почти всегда находится в ином месте. Иногда даже одновременно в нескольких местах (например, зеркальные сайты в Калифорнии, Москве и Сиднее). И самое неприятное даже не то, что сайт может оказаться за пределами Родины. Хуже то, что получить к нему доступ - задача сродни определению номера счета в швейцарском банке. Теоретически можно, но на практике трудно осуществимо. Ну и в довершение ко всему, деньги за покупку переводятся в некий Богом забытый офшор.

Все вышеописанное - это не страшилка для налоговых органов. Это уже действует, технологии отработаны. Совершенно очевидно, что рассуждения о ставках налога и льготах в этих условиях - не более чем академический спор.

И тут не грех упомянуть еще об одной проблеме. А с чего, собственно говоря, брать налоги? На что смотреть при оценке налогоплательщика? Казалось бы, странный вопрос. Конечно же, на объем продаж (то, что его не видно, - это отдельный вопрос), объем рекламы. Ну как обычно.

Но не тут то было. В большинстве случаев те, кто сейчас ведет бизнес в Интернете, рассчитывают не на продажи. Последние вообще, как правило, пока убыточны. Расчет в основном на формирование так называемых потребительских сообществ. Важно обеспечить посещаемость определенных адресов, подготовить аудиторию сайта к потреблению тех или иных дополнительных услуг. Если прибегать к аллегории - это равносильно тому, чтобы в строящемся городе застолбить улицу. А затем устроить так, чтобы по ней в течение дня проходило как можно больше людей. Причем не простых, а с деньгами и предрасположенных к покупке, например, произведений искусства. Со временем предприимчивый застройщик сможет заработать уйму денег на продаже и сдаче в аренду площадей всякого рода галереям, арт-салонам и т. п. Ну а время в Интернете сжато до предела. То, на что в обычной жизни уходят десятилетия, здесь занимает месяцы.

Что же, как говорится, в остатке? Как это ни сложно, но власти самое время учиться договариваться с бизнесом. До сих пор этим фактически не занимались. Просто устанавливали правила игры, а разбираться в приемлемости их для предпринимателей было просто недосуг. Результат банален. Изрядная доля экономики оказалась в тени, неплатежи в бюджет, бегство капиталов. Теперь мы подошли к очередному рубежу - может начаться уже не просто бегство капиталов, а бегство самого бизнеса из страны. А это уже лечится сложнее, чем предыдущие недуги вместе взятые.


Статья опубликована
в журнале Эксперт, #10 (221) от 13 марта 2000


Док. 349105
Перв. публик.: 06.04.00
Последн. ред.: 06.08.07
Число обращений: 332

  • Гришанков Дмитрий Эдуардович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``