В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Гришанков: Конфликт между РАО ЕЭС и Минатомом обусловлен политическими факторами Назад
Дмитрий Гришанков: Конфликт между РАО ЕЭС и Минатомом обусловлен политическими факторами
Дмитрий Эдуардович, как сообщила пресс-служба Росэнергоатома, атомные электростанции приступили к снижению мощностей согласно уже принятому решению об уменьшении поставок электроэнергии в сети РАО "ЕЭС России" по причине неплатежей за произведенную АЭС электроэнергию. Чем это грозит РАО ЕЭС, и какова доля АЭС в балансе электроэнергетики?

В последние годы доля АЭС в производстве электроэнергии в России составляла где-то 15-18% в зависимости от того, как считать. Но в любом случае, не более 20%. В последний год, когда повысилось потребление электроэнергии, это произошло, в первую очередь, за счет атомных электростанций. Почему так происходит? Если говорить упрощенно, то по следующей причине: мощности по выработке электроэнергии в России задействованы очень слабо, может быть, где-то на 30-40%. Дело в том, что в традиционной электроэнергетике мощности, которые не используются, находятся просто в катастрофическом состоянии. То есть либо производство на них дико дорогое получается, либо они уже превратились в утиль и там надо делать капитальный ремонт, чтобы их как-то возродить. А у АЭС в основном было не полное использование мощностей атомных электростанций, стало быть, им и наращивать производство было несколько проще. Соответственно, их доля в балансе выработки электроэнергии несколько выросла. Я слушал выступление Адамова, там прозвучала цифра 30%. Но даже если это не 30%, а 25%, то все равно это резкий перекос в сторону АЭС. Хорошо ли это или плохо? Есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, баланс, действительно, двигается в сторону более дешевой электроэнергии. Но, с другой стороны, мы знаем, что АЭС несколько проблематичны в смысле безопасности. Наконец, с третьей стороны, развивая АЭС и передвигая баланс в сторону атомных электростанций, мы тем самым, по сути дела, ставим на грань вымирания традиционную электроэнергетику. А традиционная электроэнергетика все-таки основа энергосистемы. И в этом смысле, наверное, не совсем правильно однозначно поддерживать АЭС, исходя из сиюминутных выгод.

А не перерастет ли намечающийся конфликт между атомщиками и РАО ЕЭС в скандал, как это было летом с Газпромом?

Вообще говоря, конфликт между РАО и Минатомом имеет многолетнюю историю. Отнюдь не сегодня вдруг они обнаружили, что РАО ЕЭС не доплачивает. Так было на протяжении многих лет, просто конфликт разгорелся с особой силой именно сейчас. Я думаю, что это в основном обусловлено политическими моментами - в ближайшую неделю должен рассматриваться на правительстве вопрос о реструктуризации РАО ЕЭС. И сейчас очень велики политические моменты. Идет торг вокруг того, кому, на каких условиях, и что достанется, кому какие будут сделаны уступки и так далее. Естественно, Минатом пытается выторговать себе более удобные условия. Но, на мой взгляд, очевидно, условия Минатома непроходные. Речь по сути дела идет о таких условиях, при которых нынешнего РАО ЕЭС просто не будет и такие условия вряд ли будут приняты. Грубо говоря, как в сказке про Чебурашку - чтобы построить один маленький домик, надо попросить кирпича на два маленьких домика, дадут как раз ровно на один. Я думаю, что здесь примерно такого рода игра идет.

Так может быть, проще не торговаться и скандалить, а попросту начать гасить долги? Тем более, что РАО ЕЭС начала показывать прибыль...

Если верить официальной информации, то доля денежных расчетов с атомщиками с начала года увеличилась почти в 4 раза, с 14% до 50 с лишним. Это информация, которую публикует РАО. Можно сомневаться в каких-то цифрах, но я думаю, что, в общем-то, они близки к действительности, доля денежных расчетов растет. Да, это не то, что хотелось бы иметь в идеале, но такая ситуация во всех отраслях промышленности: сначала набегает доля денежных расчетов в приличных пределах, а потом эта доля увеличивается уже в более высоких пределах. Поймите, в любом случае это не может произойти мгновенно. Что же касается того, что у РАО ЕЭС есть прибыль, но оно не торопится расплатиться с атомщиками, здесь дело в том, что, во-первых, российский бухгалтерский учет не совершенен, и понятие "прибыль" не равносильно понятию "деньги". Эта прибыль, в общем-то, во многом носит бумажный характер. С другой стороны, у РАО ЕЭС накопились долги не только перед атомщиками, но и перед очень многими другими организациями, перед тем же Газпромом, который именно сейчас для РАО ЕЭС гораздо важнее.

Но все-таки, сокращение мощностей атомных электростанций по выработке электроэнергии, которая поставляется РАО ЕЭС может серьезно ударить энергетиков? Не перейдут ли бумажные прибыли в физические убытки?

Я бы не сказал, что можно вести речь идет о непосредственных убытках РАО ЕЭС. Допустим, начинает недопоставляться некоторое количество электроэнергии, это означает, что количество электроэнергии выходит, скажем, на уровень прошлого года, когда доля атомных электростанций была низкой. Поэтому я не думаю, что это приведет к каким-то катастрофически результатам. Кроме того, я почти уверен, что через пару месяцев максимум ситуация разрешится миром.

16 ноября 2000

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=6931

Док. 349242
Перв. публик.: 06.02.01
Последн. ред.: 06.08.07
Число обращений: 271

  • Гришанков Дмитрий Эдуардович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``