В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Гришанков: Команда журналистов НТВ - это культурный памятник Назад
Дмитрий Гришанков: Команда журналистов НТВ - это культурный памятник
Дмитрий Эдуардович, на НТВ продолжается акция протеста, одновременно с этим Тернер собирается покупать пакет акций Гусинского, который заявил о том, что достигнута договоренность о покупке этого пакета. Как вам видится данная ситуация, что за этим стоит, и каковы пути решения могут быть?

Я бы здесь выделил две составляющие в этой ситуации. Первое - бизнес-составляющая. Она достаточно прозрачна. Есть фирма, которая всю жизнь пользовалась некими преференциями по части оплаты передачи телевизионного сигнала, это не секрет, и несмотря на эти преференции была, как правило, убыточной. Она накопила огромные долги, с которыми не может и не сможет расплатиться. На мой взгляд, это не столько вина людей, возглавлявших фирму, сколько стечение обстоятельств. В нынешних российских условиях телевидение, как правило, - убыточный проект. Так сложилось. У нас не настолько сильный рекламный рынок, чтобы прокормить телевидение, у нас не настолько богатое общество, чтобы платить за телевидение, и так далее. И канал НТВ дошел до некоей стадии, когда количество долгов стало слишком велико, и это очевидно. По-моему, никто из НТВ с этим даже не спорит. Грубо говоря, фирма обросла долгами, и часть этих долгов сделана под залог акций, вполне естественно, что эти акции обретут нового хозяина, что, в общем-то, и происходит. И здесь я не вижу совершенно ничего удивительного. Кроме того, речь идет не об обычной фирме, которая производит обувь или еще что-то, речь идет об одной из ведущих медиа-компаний, то есть компаний, которые вещают на миллионы зрителей.
Вот тут мы подходим ко второй составляющей этой проблемы. Я бы ее назвал морально-нравственной. Создана некая команда журналистов. Можно по-разному к ним относиться, кто-то их любит, кто-то не любит, и это вполне справедливо. Тем не менее, никто не отрицает, что это сильная команда журналистов, особенно информационных, которую можно рассматривать, как рассматривают памятник архитектуры. Это культурный памятник. И он сейчас разрушается. Причем он разрушается со всех сторон. И со стороны Гусинского, и со стороны Газпрома, и со стороны государства. И процесс этот, похоже, если еще не необратимый, то вот-вот уже станет необратимым, потому что в коллективе журналистов возникает раскол. Всех тащит в разные стороны, и даже если будет найдено некое соломоново решение для этого канала, раскол бесследно не пройдет. В этом смысле это, конечно, крайне неприятно. В какой-то степени, это, наверное, и вина государства, и вина собственников, которые не смогли договориться между собой. Можно было, наверное, решить вопрос полюбовно, если не с Гусинским, то с Киселевым, либо еще с кем-то из топ-менеджеров, с тем чтобы эта проблема не приняла такие безобразные формы.

А почему так некрасиво было обставлено собрание акционеров НТВ в Газпроме?

Я бы сказал, неряшливо.

Ожесточенная и вызывающая большое количество вопросов борьба в судах, назначение человека с подмоченной репутацией на должность гендиректора, препятствование проходу на собрание акционеров Киселева - все это неряшливость?

Давайте тогда смотреть по пунктам. В чем странность этого собрания? Во-первых, очень странные суды. Судья принял одно решение, через день он принял другое решение. Потом ситуация повторилась в другом суде. Газпром принял решение о проведении этого собрания акционеров, а Медиа-Мост попытался этому противодействовать, а дальше просто уже шла возня в углу, обмен мелкими незначащими ударами. Была подача заявления в суд, блокирование этого заявления, и пошла возня. Я здесь вижу неряшливость и с той, и с другой стороны. Неряшливо были приготовлены заявления в суд, и неряшливо они блокировались. Я думаю, что это проблема дефицита времени и с той, и с другой стороны.
Теперь, что касается человека с подмоченной репутацией. Я не думаю, что это так уж неожиданно произошло, потому что если говорить о Йордане, то его брат вокруг этого проекта возник уже достаточно давно, по-моему, чуть ли не более чем полгода назад. Когда рассматривались первые варианты соглашений о продаже акций, которые принадлежат Газпрому, возникла фамилия Йордана, брата Бориса Йордана. Я думаю, что братья между собой общаются, и Борис тоже был в курсе большинства тонкостей.
Если говорить о репутации Йордана, то она вне нашей страны, на мой взгляд, гораздо лучше чем внутри страны. Не хочу говорить, что она здесь хорошая или плохая, но факт остается фактом. Когда разразился кризис у нас в 98 году, по отношению к иностранцам Йордан повел себя наиболее джентльменским образом. И за счет этого он вне страны получил достаточно большой кредит доверия. И если говорить о перспективах НТВ и о том, что пакет НТВ будет покупать кто-то из иностранцев, то Йордан, наверное, не самая плохая фигура. Что же касается навыков управления Йорданом медиа-бизнесом, то мне о них неизвестно.

Никому не известно.

Да, поэтому я думаю, что здесь его выбрали скорее как компромиссную фигуру для общения с иностранцами. Я затрудняюсь сказать, сколько у кого сторонников внутри страны, может быть 50х50, но за рубежом общественное мнение склоняется в основном на сторону Гусинского. Исторически так получилось, что Гусинский там выстраивал себе достаточно хороший имидж. Для того, чтобы как-то ситуацию сгладить, нужен человек, который воспринимался бы положительно на Западе. Может быть, можно было искать кого-то и удачнее, чем Йордан, но он, по крайней мере, - не самый плохой вариант.

А сейчас появляется на этой сцене еще и Тернер...

Я сейчас затрудняюсь говорить о перспективах его участия в этом проекте, потому что сейчас его имя возникло, на мой взгляд, больше исходя из PR-ских соображений, нежели исходя из существа дела. Тернер сделал заявление о своей готовности купить пакет акций НТВ, блокирующий пакет акций, но при условии, что он покупает и у Гусинского, и у Газпрома. Но Газпром по этому поводу пока еще ничего не сказал, а значит и заявление Тернера - это не более чем благие намерения. Тернер договорился пока только с Гусинским.
Многое зависит от того, какую позицию он займет на переговорах с Газпромом, какая позиция будет у Газпрома, удастся ли им договориться. Пока непонятно. Все зависит от того, насколько они будут идти навстречу друг другу.

А как Вам видится сейчас решение конфликта с НТВ?

Я не знаю, как он будет разрешен, мне трудно прогнозировать и думать за людей, которые способны управлять ситуацией. Если бы я обладал некими договорными ресурсами, я бы попытался договориться с топ-менеджментом НТВ о том, чтобы основа того коллектива, которая есть, продолжала свою работу.
Если конфликт дойдет до своего логического завершения, от этого никто не выиграет абсолютно. Коллектив НТВ однозначно проиграет: они имели работу, кто-то имел долю в компании, они имели признание, а теперь они все окажутся на улице. Конечно, большинство из них найдет себе работу где-то в новых компаниях, но это уже будет не тот коллектив. Потеряет от этого аудитория, естественно, потому что был достаточно мощный информационный канал, а теперь его не будет. И потеряют владельцы, потому что им придется снова собирать команду.
В миниатюре то же самое было в 95 году с журналом "Коммерсант", ныне "Эксперт". Команда изошла оттуда. Да, мы получили кучу трудностей. Да, сейчас мы имеем то, что имеем - на мой взгляд, очень хороший и мощный журнал, но это далось очень большой ценой.

Дмитрий Эдуардович, а Вы, как руководитель СМИ, на чью сторону встаете?

Честно говоря, у меня не совсем средство массовой информации, а рейтинговое агентство, но это близко. Несмотря на это, мне почему-то ближе бизнес-позиция, она более понятная и независимая. Все остальное зависит от договоренностей, личных отношений и крайне неустойчиво.
Когда есть убыточная компания, в которую надо вливать, допустим, $100 млн. ежегодно, о какой независимости может идти речь? Сейчас, если говорить о каких-то долгосрочных перспективах компании, то в первую очередь должны быть решены, причем кардинально решены, финансовые вопросы. До тех пор, пока этого не будет, можно сколько угодно гордиться командой, но о независимости говорить нельзя.

6 апреля 2001
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=12098

Док. 349606
Перв. публик.: 07.05.01
Последн. ред.: 07.08.07
Число обращений: 243

  • Гришанков Дмитрий Эдуардович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``