В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Гришанков: Имеем ли мы запас плавучести, чтобы сейчас это осуществить? Назад
Дмитрий Гришанков: Имеем ли мы запас плавучести, чтобы сейчас это осуществить?
Дмитрий Эдуардович, президент "Итера-холдинг" Валерий Отчерцов считает, что предоставление равного доступа к газопроводам - дело будущего. Он также сказал, что каждый покупатель сможет выбирать себе отдельного поставщика еще очень нескоро. В нынешней ситуации существуют только две фирмы, это Газпром и "Итера".

Газпром и чуть-чуть "Итера", я бы так обозначил.

Кроме того, по словам Отчерцова "Итера" не в состоянии обеспечивать в полном объеме имеющийся спрос. Насколько оценка главы "Итеры" газового рынка объективна? Или же это только борьба за отраслевой монополизм?

Борьба за монополию была, есть и будет. И было бы странно, если бы, допустим, Газпром не старался сохранить свое нынешнее монопольное положение на рынке. Это вполне естественно с точки зрения хозяйствующего субъекта, с точки зрения компании.
Насколько быстро можно в принципе передать газопровод отдельному юрлицу в отдельное ведение и соответственно создать некое подобие конкуренции? Я думаю, здесь Отчерцов прав. Быстро это сделать будет очень сложно. О каких сроках может идти речь? Например, это вопрос нескольких лет, но никак не нескольких месяцев. Здесь потребуется очень много организационных мероприятий, и технических мероприятий. Не готова толком концепция перехода на общую трубу. Это многие и многие месяцы согласования, потом еще около года как минимум работы. Поэтому быстро перейти нельзя.
Что же касается того, что есть сейчас такая тенденция, что спрос будет превышать предложение, я склонен с этим утверждением согласиться. По той простой причине, что в последние годы инвестиций в разработки месторождений явно было недостаточно. И сейчас нужно создавать такие условия, при которых бы стимулировались инвестиции в разработку новых месторождений.
По мнению ряда экономистов, свободный доступ к трубе и создание конкурентных условий будет этому способствовать. Возможно, это так, хотя при нынешних условиях создать такой конкурентный рынок будет очень и очень непросто. Прежде всего, хотя бы по той причине, что Газпром в его нынешнем состоянии крайне трудно и болезненно реформируем. За последние годы он, например, набрал на себя столько обязательств, что у него вся его деятельность на ближайшее чуть ли не десятилетие расписана. Если реформировать компанию, то соответственно, придется как-то реструктурировать эти обязательства и перекладывать их на вновь образуемые компании. Тем самым Газпром прочно сцементирован не только людьми, но и теми обязательствами, которые эти люди повесили на компанию.

А помимо Газпрома и "Итеры" на российском рынке нет больше потенциальных игроков газового рынка?

Повторюсь, я бы даже не стал рассматривать на российском рынке равнозначно Газпром и "Итеру". Мощь Газпрома примерно на порядок больше, чем мощь "Итеры". Да, "Итера" - это мощное образование, играет большую роль на рынке СНГ, но в поставках на внутренний рынок ее доля крайне мала.
Есть еще игроки - это нефтяные компании, у которых имеется нефтяной попутный газ, который можно переработать до газа, близкого по свойствам к природному. В принципе, если сейчас их стимулировать переработкой и подачей газа в общую трубу, то, я сейчас очень грубо оцениваю, но их доля может составить до 10%.
Вот, допустим, 10% - Итера, 10% - нефтяные компании - очень сильно перекошенный рынок получится. А соответственно, если сейчас стартовать процесс создания новых компаний, которые будут привлекать инвестиции в разработку газовых месторождений, а Газпром с сегодняшнего дня перестанет инвестировать даже те скудные средства, которые есть в разработке новых месторождений, то, наверное, лет через 5, через 7, может быть, через 10 более или менее конкурентный рынок можно создать. Но для этого нужно время, и нужны просто титанические усилия по реформированию.
Есть ли у нынешних государственных властей воля на то, чтобы провести какие-то преобразования? Я пока не уверен. Какие-то преобразования, безусловно, будут сделаны. Но я не уверен в степени глубины этих преобразований.

А Вашей точки зрения, в каком ключе развитие данной отрасли было бы правильным на ближайшую, обозримую перспективу?

Сложный вопрос. Дело в том, что, отвечая на этот вопрос, неизбежно приходится говорить что-то в условном ключе: это будет так, если вот это будет так. Сейчас очень трудно предугадать, как будут развиваться события. С точки зрения долгосрочных перспектив, наверное, создание конкурентного рынка это правильно. Допустим, если брать перспективу нескольких десятилетий вперед, то, безусловно, это более прогрессивная модель, и она дает большую эффективность. Но надо понимать, что за переход к этой модели придется заплатить, и платить придется прямо сейчас в ближайшие годы. Потому что в момент перехода мы теряем те преимущества, которые есть в нынешней модели, но еще не приобретаем преимуществ новой. Здесь будет провал. Имеем ли мы запас плавучести, чтобы сейчас это осуществить? И каков это запас, без каких-либо расчетов сказать очень сложно.

26 июля 2001

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=14522

Док. 349620
Перв. публик.: 07.08.01
Последн. ред.: 07.08.07
Число обращений: 277

  • Гришанков Дмитрий Эдуардович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``