В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Гришанков: Символично, что это произошло через 10 лет после ГКЧП Назад
Дмитрий Гришанков: Символично, что это произошло через 10 лет после ГКЧП
Дмитрий Эдуардович, в понедельник произошло объединение энергосистем России и Украины. Насколько это важное событие, и к каким последствиям оно приведет?

Это эпохальное событие. На мой взгляд, даже символично, что это произошло через 10 лет после ГКЧП, потому что это послужило поводом для окончательного распада СССР. А вместе с распадом СССР распалась такое образование, как единая энергосистема. Это было уникальное техническое достижение, и мы его с распадом СССР потеряли. Почему? Потому что отдельные куски энергосистемы, и очень большие куски, выбыли из энергосистемы. Где-то у нас получились просто дырки, а где-то система была разорвана. И соответственно эти ее огромные плюсы и достижения, которые были получены во времена СССР, во многом были утеряны.
Что имеется в виду? Что свободно можно маневрировать мощностями электроэнергии. При таких масштабах, как у нашей страны, это крайне важно. Где-то у нас идет пик потребления, а где-то наоборот спад, и, соответственно, можно маневрировать мощностями и можно обойтись гораздо меньшими генерирующими мощностями.
Украина - это был очень большой кусок энергосистемы, не связанный непосредственно с обслуживанием республики. Украинская электроэнергия поставлялась в Молдавию, в Румынию, насколько я понимаю, и в Болгарию. Вся эта южная часть восточной Европы от нас оказалась отрезанной. Соответственно сейчас это единое поле восстанавливается и, на мой взгляд, несмотря на то, что экспорт и в Украину и в Восточную Европу в ближайшие годы будет очень незначителен по сравнению с общим объемом деятельности РАО "ЕЭС", тем не менее, это очень важный прецедент. Он позволит РАО "ЕЭС" расширить потребление электроэнергии с одной стороны, и что гораздо более важно, сделать это потребление более стабильным. То есть без пиков, кризисов и так далее.

Кто от этого больше выигрывает, мы или Украина?

В данном случае, я думаю, выигрыш обоюдный. Можно спорить об условиях и о деталях этого соглашения, но то, что выигрываем и мы и они, это однозначно. Они, находились оторванными от нашей энергосистемы последние 3 года. То есть они по сути дела не имели никакого резерва своей деятельности. Никакого тыла за собой.
Сейчас, если не дай Бог случатся какие-то неприятности с украинскими генерирующими мощностями, то они всегда смогут закупить недостающую энергию на российском рынке. То же самое и у нас. Более того, если у них есть избыток, они смогут продавать эту электроэнергию как в Россию, так и на Запад в зависимости от того, где лучше сложатся условия. А у Украины электроэнергия сейчас едва ли не самая дешевая в мире. Но это не из-за того, что так на самом деле происходит, а из-за того, что у Украины в результате раздела оказалась львиная часть атомных генерирующих мощностей. Они, если не брать в расчет стоимость их создания, крайне дешевы.

А повлияет ли объединение энергосистем на реформу РАО "ЕЭС"?

В какой-то степени, наверное, повлияет, хотя такого кардинального влияния, которое изменит этапность реформы, либо как-то кардинально изменит содержание этих этапов, наверное, не будет. Просто расширится поле, на котором будет действовать обновленное РАО "ЕЭС". В результате реформы должно появиться РАО "ЕЭС" как сетевая компания, но просто масштабы этой компании будут большими, а чем больше масштабы, тем соответственно больше возможностей, больше поле для маневра.

23 августа 2001

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=14674

Док. 349621
Перв. публик.: 07.09.01
Последн. ред.: 07.08.07
Число обращений: 296

  • Гришанков Дмитрий Эдуардович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``