В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Гришанков: Мы создаем российский рынок рейтинговых услуг Назад
Дмитрий Гришанков: Мы создаем российский рынок рейтинговых услуг
Дмитрий Эдуардович, агентство "Эксперт РА" провело рейтинговую оценку ведущих российских страховых компаний. В прошедший четверг состоялось вручение сертификатов. Что это за рейтинг, насколько он будет востребован? Дойдет ли он до потребителей?

Если следовать нашим надзорным органам, то отчетность сдает более 1 тыс. страховых компаний. Это достаточно много, но подавляющее большинство из них, это компании либо полумертвые, либо компании, оказывающие очень маленький объем услуг. Реальный же рынок, это компании, которые держат более 99% всего рынка. Но это максимум 9 названий. То есть это те, о которых на самом деле можно говорить, что это страховые компании, а не компании, созданные для ухода от налоговых схем, или для каких-то операций разового порядка. У нас очень большая поляризация, и я, наверное, не ошибусь, если скажу, что около 90% рынка - это 20 компаний.
Цель нашего рейтинга, конечно же, дать рынку ориентиры. Показать компании более надежные и менее надежные, соответственно, чтобы потребители страховых услуг, страхователи могли как-то ориентироваться и определять, где страховаться можно надежнее, но дороже, а где дешевле, но менее надежно. Сейчас таких ориентиров фактически нет.
Единственный ориентир, на который как-то можно смотреть, это объемы денежных потоков. Но что такое большая компания? Хорошо это или плохо? Сказать очень трудно. Да, чисто интуитивно большая компания вроде бы более устойчива, но это, как вы понимаете, никакая не гарантия.
Мы же делаем достаточно полный анализ, получаем от компании те сведения, которые рядовой страхователь (зачастую даже и нерядовой страхователь) получить просто не может Страховые компании дают нам не только всю внешнюю отчетность, которую они представляют в налоговые органы, в надзорные органы, в органы статистики, но и довольно много своей внутренней информации для того, чтобы мы знали, чем они занимаются, на чем зарабатывают деньги, и где гарантия, что эти деньги не пропадут. То есть мы делаем эту работу, которая мало кому из клиентов страховых компаний под силу, и за счет этого задаем на рынке ориентиры.
Будут нам доверять или не будут нам доверять? Я бы сделал такое небольшое вступление. Дело в том, что сейчас нам никто не доверяет. Не потому не доверяет, что не верит нам, сомневается в наших результатах, а не доверяет по той простой причине, что до сих пор рынка рейтинговых услуг в России не было и пока нет. Так вот мы сейчас начинаем его формировать. ДА, на рынке действуют международные рейтинговые агентства, но это не российский рынок, это рынок международных рейтинговых услуг, и к их услугам прибегают фактически исключительно те компании, которые хотят что-то сделать на международном рынке. А внутреннего рейтингового рынка в России нет. И соответственно нашим внутренним российским потребителям глубоко безразлично, что ряд компаний, ряд региональных администраций имеет рейтинг такой же, как какие-то иностранные компании. Ну и что? Для нас это непонятно. Нужны какие-то внутренние ориентиры. Вот мы сейчас этим начинаем заниматься, и пытаемся создавать этот рынок.
С одной стороны приходится разъяснять страховым компаниям, зачем им это нужно, как ни странно, они понимают все достаточно быстро. И в этом смысле страховой рынок, наверное, наиболее готовый к рейтингованию сегмент экономики. С другой стороны, надо готовить потребителя страховых услуг, и нам это предстоит сейчас сделать. Это огромная разъяснительная работа, и здесь у нас, наверное, есть преимущество относительно международных рейтинговых агентств. Они этой деятельностью не занимаются и не собираются заниматься.
В России еще предстоит людям объяснять, что такое рейтинг, как им пользоваться, насколько это, вообще говоря, выгодно - невыгодно. Вот этой деятельностью мы сейчас начинаем заниматься, отчасти просветительской при помощи тех компаний, которые участвуют в рейтинговой программе. Я надеюсь, что уже в течение месяцев, я не берусь говорить в процентах, какая доля, но, скажем, значимая доля страхователей, потребителей страховых услуг, прежде чем обратиться в страховую компанию, начнет посматривать на рейтинг.

Сейчас в вашем рейтинге 6 компаний. Вы сами сказали, что на рынке их больше тысячи, то есть пользоваться сейчас вашим рейтингом потребитель по сути дела не может. Вы показали надежность этой шестерки, но об остальной части страхового рынка потребитель по-прежнему ничего не знает.

Почему же? Уже сейчас можно пользоваться. Не далее, как вчера один мой хороший знакомый, который застраховал машину, соблазненный низкими тарифами, узнал, что его компания находится в рейтинге. Он говорит: теперь я спокоен. Наконец, то есть хотя бы выбор из 6, а это уже выбор. Тем более что эти 6 - компании очень крупные. И они держат значительную долю рынка страховых услуг.
Во-вторых, до конца года в наш рейтинг пройдет еще несколько компаний, и мы хотим в течение ближайшего полугодия, по крайней мере, в денежном выражении около половины рынка закрыть. По количеству это будет очень немного, а вот по деньгам это большие финансовые потоки. Мы будем, соответственно, вести разъяснительную работу среди людей, которые принимают решения о страховании в крупных корпорациях, и соответственно, тем самым мы повысим значимость нашего рейтинга, тем самым мы создадим спрос на рейтинговые услуги, и, наконец, построим этот рынок.
А рынок, уверяю вас, это очень большой, потому что действительно страховых компаний очень много. В конце осени, видимо, мы присвоим первые рейтинги промышленным корпорациям, но там речь уже будет идти не о надежности корпорации, она интересует слишком узкий круг людей, а о надежности их облигаций. То есть это кредитный рейтинг и рейтинг облигационных займов. Как вы знаете, сейчас приблизительно у сотни корпораций есть свои облигации, они пока очень слабо обращаются на рынке, и одна из основных причин, это то, что потенциальные инвесторы слабо ориентируются в надежности облигаций, поэтому очень сложно определить, насколько облигация привлекательна.

По вашим оценкам, сколько потребуется лет для того, чтобы создать рынок рейтинговых услуг?

Для того чтобы создать внутренний, полноценный, насыщенный рынок рейтинговых услуг, не такой, как сейчас, когда мы демпингуем и рейтинги выставляем просто по смешным ценам, а такой, когда есть настоящий спрос, когда компании понимают, что они заработают на этом рынке гораздо больше, чем потратят, я думаю, потребуется года два-три.
Если у нас не будет каких-то катаклизмов в ближайшее время, я надеюсь, что этого не должно случиться, то очень велика потребность в этих ориентирах. Вы знаете, что сейчас люди хранят деньги либо под подушкой в долларах, либо, в крайнем случае, в Сбербанке, фантазия на этом заканчивается. Хотя очень многие хотят куда-то вкладывать деньги, но не понимают, куда и как, потому что надо как-то определять надежность вложения.
То же самое со страхованием, сейчас количество застрахованных растет, и я думаю, что если будет введено в ближайшее время обязательное страхование автогражданской ответственности, то это еще больше подстегнет процесс распространения страховых услуг. И в этих условиях, я думаю, мы как раз очень точно определили время для начала создания этого рынка.

31 августа 2001

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=14915

Док. 349704
Перв. публик.: 07.09.01
Последн. ред.: 07.08.07
Число обращений: 331

  • Гришанков Дмитрий Эдуардович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``