В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Гришанков: Газпром сумел убедить правительство, что проблемы есть Назад
Дмитрий Гришанков: Газпром сумел убедить правительство, что проблемы есть
Дмитрий Эдуардович, экспортные пошлины на природный газ снижены в два раза до 5%. Это снижение предполагалось, но только к концу 2001 года. С чем это связано это снижение? Кто в этом настолько заинтересован, что пришлось столь серьезно корректировать планы?

Я могу здесь строить только какие-то гипотезы. Но начну с самого легкого - кто заинтересован. Совершенно очевидно, что заинтересовано, прежде всего, руководство Газпрома. Здесь вариантов других нет.
Но если говорить, почему это произошло именно сейчас, то я думаю, что причин две: во-первых, тарифы на газ сильно занижены, и это уже стало узким местом. То, что их повысили на 20-30% - это ситуацию совершенно не исправляет. Внутренняя цена на газ совершенно не оправдывает его производство. Единственный источник, по которому Газпром может восполнять свои потери на внутреннем рынке, это внешний рынок. Я думаю, что это связано, прежде всего, с этим.
Во-вторых, сейчас эффективность деятельности Газпрома несколько снизилась. Дело в том, что Газпром с одной стороны сильно обременен всякого рода обязательствами, это обязательства номинированные в валюте, это долгосрочные обязательства, а с другой стороны конъюнктура мирового рынка такова, что сейчас цены на газ падают. Да, у Газпрома долгосрочные контракты, но, тем не менее, это снижение сказывается на экспортных поставках.
Наконец еще одно соображение. Вообще говоря, экспортные пошлины - это не вполне нормально. Обычно во всех странах практикуются импортные пошлины, это когда правительство пытается защищать внутреннего производителя, ставить какие-то препоны. И, прежде всего, эти препоны играют роль не столько фискальную, сколько защитную.
В России же была введена пошлина, которая носит чисто фискальный характер, она ориентирована на цели пополнения бюджета. В общем-то, это не совсем правильный инструмент.

А не означает ли это досрочное снижение пошлины, что дела у Газпрома сейчас совсем плохи?

Я не думаю, что дела совсем плохи, потому что если бы это было так, то принимались бы более кардинальные шаги. Если бы государство поняло, что Газпром стоит перед угрозой какого-то сильного финансового потрясения, наверное, было бы пролоббировано более существенное повышение тарифов на газ, прежде всего, и какие-то еще радикальные варианты.
Но думаю, что об определенных проблемах в Газпроме это свидетельствует. Или, по крайней мере, Газпром сумел убедить правительство, что проблемы есть, и эти проблемы существенны.

А следует ли ожидать, что экспортные пошлины будут через какой-то отрезок времени отменены?

Я сейчас затрудняюсь прогнозировать какой это отрезок, но экспортные пошлины, безусловно, - не вполне нормальная мера. Возможно, это было оправдано на каком-то ограниченном промежутке времени. Но сейчас это вряд ли так. С точки зрения средне- и долгосрочных перспектив эта мера должна быть отменена.

5 октября 2001

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=16107

Док. 349769
Перв. публик.: 07.02.02
Последн. ред.: 07.08.07
Число обращений: 315

  • Гришанков Дмитрий Эдуардович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``