В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Гришанков: Когда ответственность размазана, очень удобно заниматься коррупцией Назад
Дмитрий Гришанков: Когда ответственность размазана, очень удобно заниматься коррупцией
Дмитрий Эдуардович, ФЭК России заключила соглашение с Минэнерго о совместной деятельности. Данное соглашение позволит ФЭК совместно с Минэнерго более эффективно осуществлять анализ и контроль над инвестиционными программами естественных монополий, оперативно взаимодействовать по вопросам топливно-энергетических балансов. Означает ли это соглашение, что государство хочет добиться максимального влияния в этом секторе экономики?

Что касается содружества ФЭКа и Минэнерго, на мой взгляд, оно совершенно естественное. То есть, очень странно, когда у нас есть несколько государственных органов, которые занимаются регулированием одних и тех же субъектов, и между собой они не только не дружественные, но и резко конфликтующие, это неправильно. Они созданы для решения одних и тех же задач, и должно быть и информационное, и идейное взаимодействие, и, наверное, организационное. Поэтому, наверное, в этом смысле можно только приветствовать такие шаги, слава Богу.
Теперь другой аспект - это усиление роли государства в топливно-энергетическом секторе нашей экономики. Я уже не говорю о том, что это сектор крупнейший в российской экономике, и составляет ее основу, что особенно важно. Да, у меня есть такое ощущение, что деятельность обновленного Минэнерго направлена на то, чтобы сконцентрировать в своих руках максимум влияния на отрасль. В результате происходит, с одной стороны, собирание всех функций, которые сейчас разбросаны по множеству ведомств, идет концентрация ресурсов. Помимо этого создается впечатление, возможно, пока что это только впечатление, что помимо концентрации идет еще и собирание новых возможностей регулирования. То есть, власть государства здесь усиливается не просто путем суммирования, но есть и кумулятивный эффект. Наверное, это не очень здорово, особенно если учесть, что нефтяной сектор у нас достаточно далеко продвинулся по пути либерализации. Конечно, там решены не все проблемы, но все-таки это достаточно рыночный сегмент экономики, и вроде бы мы шли по пути того, что и электроэнергетика и, следом за ней, газовая отрасль тоже будут более конкурентными. При увеличении роли государства, наверное, это невозможно.
Какой поворот будет следующим у нынешнего Минэнерго, я пока что затрудняюсь предсказать. Возможны два варианта. Первый вариант: мы пойдем, условно говоря, по пути наших американских коллег, где Минэнерго существует, но это в основном некий аналитический орган, который собирает информацию, анализирует ее и дает некие советы, как правительству, так и бизнесу. Они советуют, как себя вести, дабы отреагировать на те или иные возмущения, которые грядут в этом бизнесе. Если мы пойдем по этому пути, то это очень здорово. Тогда этот орган аккумулировал бы все свои полномочия, чтобы потом их постепенно отдавать. Но здесь нам очень сильно приходится надеяться на вменяемость министерства. Многое будет зависеть от его доброй воли.
Либо второй путь - развитие суперэнергетического министерства. Это путь тупиковый, и я думаю, что он закончится довольно быстро, где-нибудь максимум года через два, когда темпы падения мировых цен на энергоносители породит массу проблем. Грубо говоря, государственный ресурс силен тогда, когда сильно государство, когда есть некая экономическая основа этого могущества. Когда же экономической основы нет, возникает масса проблем, и эти проблемы рано или поздно выливаются в то, что министерство будет в очередной раз кардинально реорганизовано. А этого не хотелось бы.

То есть, возможно, государство хочет создать абсолютную государственную монополию на нефть?

Дело в том, что монополию у нас создавать не надо. Она есть. У нас есть монополия у каждой отрасли. У нас есть монополия в электроэнергетике, и в какой-то степени у нас есть монополия в нефтянке, но там эта монополия связана с транспортировкой нефти. Но дело в том, что сейчас эта монополия теоретически полностью управляется государством, но по факту никакого такого централизованного осознанного единого управления нет. Грубо говоря, когда вы приходите в фирму, то директору, прежде всего, задаются вопросы, а с кем в этой фирме можно решать вопросы. Вот такого человека еще недавно не было в энергетической отрасли, который как-то более или менее мог охватить все отрасли все сферы деятельности уже существующей монополии, а раз так, то есть масса чиновников и благодатнейшая почва для развития коррупции. То есть, когда ответственность размазана, очень удобно заниматься коррупцией.
То есть, сейчас происходит некая концентрация уже имеющихся рычагов в одном месте. А дальше либо эта концентрация приведет к тому, что система станет неустойчивой, экономическая конъюнктура будет неблагоприятной, и она просто потеряет управление, тогда вынуждены будут проводить какие-то резкие маневры, и не факт, что они будут хороши. Либо будет происходить постепенное делегирование ответственности, так как это, например, прописано в программе развития электроэнергетики. Там, возможно, это не очень четко прописано, но, по крайней мере, задан вектор движения.
Но я думаю, что государство вообще, как хозяйственный субъект в долгосрочной перспективе крайне неэффективно. То есть, не должно государство заниматься зарабатыванием денег. Роль государства заниматься сохранением и поддержанием инфраструктуры. И весь вопрос в том, чтобы весь этот процесс либерализации провести достаточно корректно и мягко, потому что если провести это одномоментно, то есть сегодня взять и сказать, что с завтрашнего дня РАО ЕЭС полностью свободно, то послезавтра все это будет вынесено на рынок. Понятно, что ничего хорошего из этого не выйдет, старое сломают, а новое не построят. Поэтому программа реформирования займет несколько лет. В газовой отрасли будет не проще. С нефтянкой многое уже сделано. Поэтому еще раз повторю, я не думаю, что концентрация в руках государства будет долговременной.

16 октября 2001
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=16497

Док. 349775
Перв. публик.: 07.02.02
Последн. ред.: 07.08.07
Число обращений: 312

  • Гришанков Дмитрий Эдуардович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``