В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Гришанков: Централизация экспорта электроэнергии - дело благое Назад
Дмитрий Гришанков: Централизация экспорта электроэнергии - дело благое
Дмитрий Эдуардович, РАО ЕЭС хочет передать функции экспорта электроэнергии малоизвестной дочерней фирме "Интер РАО ЕЭС". Об этом писали Ведомости. Ко всем подобным действиям РАО ЕЭС отношение всегда настороженное. Это увод активов, или оптимизация бизнеса?

Да, сейчас РАО ЕЭС подозревают во всех возможных грехах, и отчасти это, может быть, происходит оттого, что РАО ЕЭС не всегда достаточно полно освещает логику своих шагов. Может быть, это от нерасторопности получается, может быть, из-за того, что они заняты текущими конфликтами. Что касается именно этой сделки, связанной с тем, что они начинают продавать электроэнергию через малоизвестные фирмы, я могу здесь только строить предположения. Дело в том, что централизация экспорта электроэнергии через какую-то структуру, на мой взгляд, дело благое. Примерно по той же схеме действует и Газпром, по той же схеме действуют и наши оборонные предприятия, где должен быть один сильный игрок на международном рынке, который не позволяет опустить цены ниже среднерыночного уровня. В этом смысле я понимаю и поддерживаю РАО. Что касается конкретной реализации, то мне очень трудно судить - я не имею на руках документов. Если это 100% дочерняя структура РАО ЕЭС, то они в своем праве, независимо от того известная это фирма или неизвестная.

А вообще насколько продвинулась реструктуризация РАО?

Со структурой на мой взгляд пока ничего радикального не происходит. Идут маневры, идет какая-то реструктуризация, но каких-то необратимых шагов до сих пор сделано не было. Более того, даже просто радикальных шагов сделано не было. Насколько я понимаю, первые какие-то радикальные шаги будут сделаны в ближайшие месяцы, в частности, я имею в виду то, что будет создан администратор торговой системы, который будет торговать электроэнергией. В этом администраторе, насколько я знаю, меньшая доля будет принадлежать РАО, и остальное будет принадлежать участникам рынка электроэнергии. На мой взгляд, это в общем-то достаточно прогрессивный шаг, который будет первым шагом на пути к реальному рынку электроэнергии.
В принципе 11 декабря мы с РАО ЕЭС планируем провести конференцию, на которой выступят практически все члены правления РАО с докладами каждый по своему направлению с тем, чтобы как-то решить, в каком положении сейчас находится РАО ЕЭС и на какие уровне оно планирует выйти через 3 месяца, через полгода, через год. Для нас это важно, чтобы разобраться, что же происходит в РАО ЕЭС на самом деле, и показать это нашим клиентам, я имею в виду рейтинговым агентствам и партнерам РАО. Уверен, что на многие вопросы нам удастся в прямом диалоге ответить.

Близится зимний сезон, можно сказать, что он уже начался. В РАО ЕЭС заявили, что большая энергетика на 100% готова, и никаких эксцессов быть не может, за это они ручаются. Но большие опасения вызывает состояние ЖКХ. Не пытаются ли в РАО заранее перевести стрелки?

Это известная проблема, которая заключается в том, что когда у нас гаснет свет в домах, то считается однозначно, что виновато РАО ЕЭС. Хотя не всегда это, на самом деле, так. Почему? Потому что РАО ЕЭС - это холдинг, которому принадлежат контрольные и неконтрольные пакеты так называемых АО "Энерго", это региональные энергосистемы. То есть, самому холдингу принадлежат федеральные сети. Через эти пакеты акций РАО принадлежат генерирующие мощности в регионах и региональные сети, но есть такая проблема, которая известна, как проблема последнего километра, то есть эту электроэнергию надо довести до конкретной квартиры, до конкретного потребителя. И вот эти последние километры принадлежат либо городским властям, либо областным администрациям, либо они вообще приватизированы, что имело место в ряде районов Приморья. Соответственно РАО ЕЭС напрямую здесь воздействовать никак не может. Это что касается электросетей.
С тепловыми сетями дело еще хуже обстоит, то есть насколько я помню, система РАО ЕЭС обеспечивает всего лишь около 30% производства тепла. Остальное - коммунальное хозяйство: и производство, и подвод тепла. И вот здесь возможна проблема. Самая большая проблема заключается в следующем: коммунальная котельная не справляется с подачей тепла, температура в домах резко падает, жители тут же начинают включать обогреватели. Соответственно, сети не рассчитаны на такую нагрузку, они не выдерживают ее, нарушается и подача энергии и тепла, дом замерзает. Кто виноват? Сказать, как обычно, крайне сложно. Крайнего найти трудно. Коммунальщики тут же начинают кивать на электриков, электрики разводят руками - до подстанции энергия дошла, а дальше не наша епархия.

То есть, по сути дела это попытка заранее откреститься от возможных проблем?

По крайней мере, я думаю, что сейчас в отличие от прошлых лет эти проблемы заранее обозначаются. Как они будут решены, я думаю, предсказать невозможно. Например, я знаю, что сейчас идет упорная борьба за городские сети в Ленинграде. С одной стороны на них претендует местная администрация во главе с Яковлевым, а с другой, Ленэнерго. И те, и другие приводят очень убедительные доводы, и те, и другие заботятся о жителях. Но результат-то заключается в том, что до сих пор сети не поделены, и соответственно, нет человека, который будет виноват в проблемах, которые случатся в декабре, январе и феврале. И вот это самое страшное.

15 ноября 2001

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=17543

Док. 349781
Перв. публик.: 07.02.02
Последн. ред.: 07.08.07
Число обращений: 290

  • Гришанков Дмитрий Эдуардович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``