В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Гришанков: Самое неприятное, что Enron является держателем энергетической торговой площадки Назад
Дмитрий Гришанков: Самое неприятное, что Enron является держателем энергетической торговой площадки
Дмитрий Эдуардович, неделю назад появились сообщения, что одна из крупнейших энергетических компаний США, владеющая электростанциями по всему миру, Enron находится на грани банкротства. Enron Corp. объявила в воскресенье о банкротстве и подала в суд на свою соперницу по нефтяному рынку Dynegy Inc., которая в последний момент отказалась от запланированного слияния с Enron. Каковы будут последствия банкротства этой компании?

Я не думаю, что последствия будут катастрофическими, и вообще вся эта ситуация по фактуре напоминает, хотя внешне это и не схожие ситуации, но по сути они очень близки, ситуацию с банком Barings. По-моему это был 1994 или 1995 год. Помните, старый английский банк, который буквально в одночасье был разорен из-за того, что один из дилеров банка играл на сингапурской бирже и проиграл больше $1 млрд. на срочных контрактах за счет того, что произошло падение индекса Nikkey и других азиатских индексов. Это длительное время оставалось незаметным, а потом выяснилось, что банк должен миллиард долларов, он не смог расплатиться по своим долгам и был объявлен банкротом. Голландский ING прикупил этот банк. Barings - банк, которому было больше ста лет, банк, в котором обслуживалась королевская семья, и казалось бы старейший банк с незапятнанной репутацией. Казалось бы, мало того, что исчез сам Barings, так он еще и погребет под собой массу других финансовых компаний. Ничего подобного, просто ING купило эту марку, купило эти активы и, соответственно, смогло продолжить этот бизнес.
Поэтому что касается Enron, то мне трудно однозначно как-то прогнозировать ситуацию. Но если там речь идет о каких-то реальных физических активах, генерирующих мощностях, передающих мощностях, то я думаю, что все это останется, никуда не денется, с точки зрения физического разрушения ничего страшного не произойдет. Просто поменяются собственники. А вот, что касается финансовых институтов, которые были задействованы во всех этих системах, то тут, да, они могут изрядно пострадать, потому что маловероятно, что они вернут все свои долги, а речь идет уже, я думаю, о сохранении какой-то части активов. Какой части, сейчас говорить еще рано.
Но тут в чем проблема? Проблема заключается в том, что и в примере, который я привел, и в данном случае речь шла не о торговле реальными активами, а о торговле так называемыми производными бумагами, фьючерсами, когда в сделке у меня задействован 1 доллар, а выигрываю и проигрываю я многократно больше, 100 долларов и так далее, это зависит от величины плеча. Эти бумаги, к сожалению, очень плохо регулируются законодательством, законодательные требования не так сильны, их гораздо сложнее контролировать, - отсюда возможные злоупотребления. И характерная особенность, такими инструментами всегда очень опасно торговать. Пока у нас стабильная экономика, все в порядке, как только что-то происходит в реальной экономике, меняются настроения инвесторов, меняются настроения бизнес сообщества, меняются цены, в конце концов, тут же эти, даже пускай небольшие, изменения, с многократным усилением пропорционально плечу отражаются на рынке этих бумаг, и там происходят просто фантастические катаклизмы. Я думаю, что сегодня происходит один из таких катаклизмов.

То есть, прежде всего, это ударит по фондовому рынку?

Я бы сказал аккуратнее - по финансовому. То есть, я думаю, что здесь могут пострадать многие банки, могут пострадать страховые компании, которые были задействованы в этом секторе.
А самое, на мой взгляд, неприемлемое, и я не очень себе представляю, как так произошло, это то, что Enron является держателем энергетической торговой площадки. На мой взгляд, это смешение стилей недопустимое, когда один из участников рынка является держателем торговой площадки. Мы, по-моему, даже с вами говорили об этом полгода назад, когда речь шла о администраторе торговой системы (АТС) для российской электроэнергетики. Я тогда высказывался, что торговая площадка не может принадлежать какому-то одному субъекту рынка. Ведь как только она встраивается в один сегментов рынка, она становится очень уязвимой, и от этого может пострадать вся система. То есть, в лучшем случае, торги энергией будут приостановлены на неопределенное время. Даже это уже большие потери.

3 декабря 2001

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=18177

Док. 349885
Перв. публик.: 07.02.02
Последн. ред.: 07.08.07
Число обращений: 336

  • Гришанков Дмитрий Эдуардович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``