В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В.И. Зоркальцев: Правовое становление `Гражданского общества` России (1994-2004 г.) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН `О порядке обслуживания сберегательных обязательств Российской Федерации` Назад
В.И. Зоркальцев: Правовое становление `Гражданского общества` России (1994-2004 г.) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН `О порядке обслуживания сберегательных обязательств Российской Федерации`
Вносится депутатом Государственной Думы
Зоркальцевым В.И.

Проект
(No97802226-2)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О порядке обслуживания целевых облигаций Российской Федерации,
целевых казначейских обязательств Российской Федерации
и целевых сертификатов Российской Федерации


В соответствии с Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" и Федеральным законом "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации" настоящий Федеральный закон устанавливает порядок обслуживания целевых облигаций Российской Федерации, целевых казначейских обязательств Российской Федерации и целевых сертификатов Российской Федерации.

Статья 1. Обслуживание целевых облигаций Российской Федерации, целевых казначейских обязательств Российской Федерации и целевых сертификатов Российской Федерации ( далее для целей настоящего закона - восстановленных ценных бумаг ) осуществляется путем начисления и выплаты по ним дохода, погашения, перевода в целевые сберегательные обязательства Российской Федерации, установленные Федеральным законом "О порядке перевода вкладов (депозитов) в Сберегательном банке Российской Федерации в целевые долговые обязательства Российской Федерации".

Статья 2. Обслуживание восстановленных ценных бумаг осуществляется Государственным депозитарием целевых долговых обязательств Российской Федерации (далее для целей настоящего закона - Государственный депозитарий).
Государственный депозитарий - система учреждений Центрального Банка Российской Федерации и уполномоченных им организаций, структура и порядок работы которой определяются Центральным банком Российской Федерации в двухмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если в месячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Правительство Российской Федерации не установит иное.

Статья 3. Государственный депозитарий без ограничений принимает восстановленные ценные бумаги на хранение и возвращает их по первому требованию владельца. Плата за хранение не взимается.

Статья 4. При первом внесении восстановленных ценных бумаг на хранение Государственный депозитарий выплачивает их владельцу начальную задолженность и наносит на восстановленные ценные бумаги отметку о выплате по ним начальной задолженности.
Начальная задолженность рассчитывается как доход за период с даты перевода восстанавливаемых ценных бумаг в восстановленные ценные бумаги, установленной Федеральным законом "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации", до даты первого внесения восстановленных ценных бумаг в Государственный депозитарий.
Начальная задолженность устанавливается в долговых рублях и выплачивается в валюте Российской Федерации в сумме, равной произведению начальной задолженности на долговую стоимость, установленную на дату выплаты.

Статья 5. Начальная задолженность по целевой облигации Российской Федерации устанавливается равной доходу, начисленному на нее по правилу сложных процентов за период с 1 января 1996 года до даты первого внесения указанной облигации в Государственный депозитарий исходя из 9% за год.

Статья 6. Начальная задолженность по целевому казначейскому обязательству Российской Федерации устанавливается равной сумме номиналов неотделенных от него действующих купонов с номерами 7 и выше.
Номиналы купонов целевого казначейского обязательства Российской Федерации с номерами с 9-го по 16-й устанавливаются равными номиналу купона с номером 8.
Купоны с номерами с 9-го по 16-й причисляются к действующим купонам целевого казначейского обязательства Российской Федерации в порядке возрастания номеров по одному купону с начала каждого года в период с 1999 года по 2006 год.
При выплате начальной задолженности по целевому казначейскому обязательству Российской Федерации от него отделяются купоны с номерами 7 и выше.

Статья 7. Начальная задолженность по целевому сертификату Российской Федерации устанавливается путем вычитания его номинала из задолженности по исходному сертификату Сберегательного банка СССР, переведенному в данный целевой сертификат Российской Федерации, с начисленными на нее процентами.
Задолженность по исходному сертификату Сберегательного банка СССР устанавливается в долговых рублях в сумме, численно равной произведению коэффициента деноминации, примененного при переводе исходного сертификата Сберегательного банка СССР в целевой сертификат Российской Федерации, на сумму выплаты, предназначавшейся в соответствии с действовавшими на 1 марта 1991 года условиями договора по данному сертификату Сберегательного банка СССР в случае предъявления его к оплате на дату выплаты начальной задолженности по целевому сертификату Российской Федерации.
Проценты на задолженность по исходному сертификату Сберегательного банка СССР начисляются по правилу сложных процентов за период, начинающийся по истечении 10 лет с даты приобретения исходного сертификата Сберегательного банка СССР и заканчивающийся датой выплаты начальной задолженности по целевому сертификату Российской Федерации, исходя из 10% за год.

Статья 8. Государственный депозитарий начисляет в долговых рублях доход в виде процентов на принятые на хранение восстановленные ценные бумаги.
Начисленный доход выплачивается по первому требованию депонента в валюте Российской Федерации в сумме, равной произведению суммы начисленного дохода на долговую стоимость, установленную на день выплаты.

Статья 9. Государственный депозитарий начисляет на принятые на хранение целевые сертификаты Российской Федерации, а также целевые казначейские обязательства Российской Федерации и их купоны с номерами с первого по шестой доход в размере 5% от их номиналов в первый рабочий день по истечении каждых шести месяцев хранения.
Государственный депозитарий начисляет на принятую на хранение целевую облигацию Российской Федерации доход в размере 1,5% от ее номинала в первый рабочий день по истечении каждых двух месяцев ее хранения.

Статья 10. По требованию депонента Государственный депозитарий осуществляет перевод восстановленных ценных бумаг в целевое сберегательное обязательство Российской Федерации с номиналом, равным сумме номиналов восстановленных ценных бумаг.

Статья 11. С 1 июля 2016 года начисление дохода на восстановленные ценные бумаги прекращается.
С 1 января 2016 года по 1 января 2019 года восстановленные ценные бумаги без ограничений погашаются по долговой стоимости с выплатой их владельцу суммы, равной произведению номинала восстановленной ценной бумаги и ее купонов на долговую стоимость на день выплаты.
С 1 января 2019 года восстановленные ценные бумаги утрачивают силу.

Статья 12. Гражданин, осуществивший перевод принадлежавших ему восстанавливаемых ценных бумаг, установленных Федеральным законом "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации", в восстановленные ценные бумаги, освобождается от уплаты налогов на указанные восстановленные ценные бумаги и доходы по ним.

Статья 13. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 14. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Правительству Российской Федерации в двухмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона обеспечить обслуживание восстановленных ценных бумаг в соответствии с настоящим Федеральным законом.


Президент
Российской Федерации




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона
"О порядке обслуживания целевых облигаций Российской Федерации,
целевых казначейских обязательств Российской Федерации
и целевых сертификатов Российской Федерации"


Согласно ст.12 Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" законопроект устанавливает условия и формы обслуживания государственного внутреннего долга РФ по восстановленным ценным бумагам, установленным Федеральным законом "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации".

Согласно ст.4 Закона РФ "О государственном внутреннем долге РФ" обслуживание внутреннего госдолга производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, посредством операций по размещению госдолговых обязательств РФ, их погашению и выплате по ним дохода в виде процентов или в иной форме. Затраты на обслуживание внутреннего госдолга осуществляются за счет средств госбюджета.

Поскольку иное Правительством РФ не установлено, ст.2 законопроекта возлагает обслуживание восстановленных ценных бумаг на систему учреждений Центрального банка РФ и уполномоченных им организаций - Государственный депозитарий целевых долговых обязательств РФ, установленный Федеральным законом "О порядке перевода вкладов (депозитов) в Сберегательном банке Российской Федерации в целевые долговые обязательства Российской Федерации" (далее - Государственный депозитарий).

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Требованием Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" является увеличение процентных ставок сверх установленных условиями договора для поддержания покупательной способности сбережений.

Однако Федеральный закон "О восстановлении и защите сбережений граждан РФ" предусматривает иной способ защиты гарантированных государством сбережений от обесценения, не требующий увеличения процентных ставок, - путем исчисления сбережений в единицах, не подверженных инфляции - долговых рублях. Поэтому ст.4-9 законопроекта устанавливается начисление и выплата 9% в год по целевым облигациям РФ и 10% в год по целевым сертификатам РФ и целевым казначейским обязательствам РФ в соответствии с условиями договоров по исходным ценным бумагам СССР.

Граждане заинтересованы в возможности частого и равномерного в течение года получении доходов, госдепозитарию же обременительно дробить операции начисления и выдачи доходов. Согласно ст.9 доход на целевые сертификаты РФ и целевые казначейские обязательства РФ начисляется раз в полгода ( на исходные ценные бумаги СССР по условиям договора доход начислялся за целые годы), а по целевым облигациям РФ чаще - раз в 2 месяца, поскольку тиражи выигрышей по исходным облигациям СССР проводились раз в 1,5 месяца.

В соответствии со ст. 4-7 обслуживание восстановленных ценных бумаг начинается после внесения их на хранение в Государственный депозитарий. Сначала выплачивается начальная задолженность - доходы, причитающихся по восстановленным ценным бумагам за период от установленной законом формальной даты перевода ценных бумаг СССР в ЦДО РФ до даты первого внесения восстановленных ценных бумаг в Государственный депозитарий. Затем выплачиваются проценты за период, в течение которого целевые ценные бумаги находятся на хранении в Госдепозитарии.

Поскольку срок от формальной даты перевода, приходящейся на 1996 год, до первого внесения восстановленных ценных бумаг в Госдепозитарий будет явно превышать 2 года, начальная задолженность превысит 20% от номинала восстановленных ценных бумаг. При номинале, например, в 100 долговых рублей (дор), то есть 900 руб.РФ, начальная задолженность превысит 20 дор, то есть 180 нынешних рублей РФ. Такое "ударное" начало обслуживания экономически возможно в связи с мизерностью долга по сохранившимся у граждан ценным бумагам СССР, оцениваемого Правительством РФ в 842,2 млн.дор. С другой стороны, "ударное" начало обслуживания бумаг позволит и владельцам, и покупателям восстановленных ценных бумаг сразу осознать их реальную ценность. На основе изначально установившихся правильных представлений о ценности ЦДО РФ данных видов будут формироваться и начальные рыночные цены ЦДО РФ, что устраняет опасность скупки по дешевке ЦДО РФ в период формирования вторичного рынка ЦДО РФ.

Поскольку по условиям договоров ценные бумаги СССР и доходы по ним налогами не облагались, это условие сохранено ст.12 законопроекта. Но если восстановленная ценная бумага продана первоначальным владельцем новому владельцу уже как ценная бумага РФ, а не СССР, она и доходы по ней, естественно уже облагается налогами, установленными для ценных бумаг РФ.

Согласно ст.11 с 2016 г. производится погашение восстановленных ценных бумаг по долговой стоимости.



Док. 350008
Перв. публик.: 13.07.98
Последн. ред.: 07.08.07
Число обращений: 589

  • Зоркальцев Виктор Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``