В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В.И. Зоркальцев: Правовое становление `Гражданского общества` России (1994-2004 г.) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН `О фондах` Назад
В.И. Зоркальцев: Правовое становление `Гражданского общества` России (1994-2004 г.) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН `О фондах`
Вносится депутатом
Государственной Думы
В.И.Зоркальцевым

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О фондах


ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией фондов, образованных на основе добровольных имущественных взносов.

Государственные внебюджетные и целевые бюджетные фонды не являются предметом регулирования настоящего Федерального закона, поскольку их регулирование закреплено в Бюджетном кодексе Российской Федерации (статьи 6, 13 и другие).

Статья 2. Законодательство о фондах

Законодательство о фондах включает настоящий Федеральный закон, Гражданский Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О некоммерческих организациях", Федеральный закон "Об общественных объединениях", иное законодательство по предмету регулирования настоящего Федерального закона.

Особенности создания, правового положения, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации общественных фондов определяется Федеральным законом "Об общественных объединениях" и иным законодательством об общественных объединениях.

Особенности создания, правового положения, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации благотворительных фондов определяется Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и иным законодательством о благотворительной деятельности.

Особенности создания, правового положения, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации общественно-государственных и общественно-муниципальных фондов определяется федеральным законом.

Статья 3. Понятие фонда

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, учрежденная физическими лицами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, формирующая имущество и управляющая им в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, закрепленных в уставе фонда.

Статья 4. Виды фондов

На основании настоящего Федерального закона и в зависимости от состава учредителей создаются фонды следующих видов:

частный фонд;
корпоративный фонд;
общественный фонд;
государственный фонд;
муниципальный фонд;
фонд местного сообщества.

Статья 5. Частный фонд

Частным фондом признается фонд, учрежденный одним физическим лицом или физическими лицами - членами одной семьи за счет его (их) собственных средств. Частный фонд может быть создан также по завещанию физического лица.

Статья 6. Корпоративный фонд

Корпоративным фондом признается фонд, учрежденный одним юридическим лицом или несколькими юридическими лицами - коммерческими и (или) некоммерческими организациями за счет средств этих организаций.

Статья 7. Общественный фонд

Общественным фондом признается фонд, созданный в соответствии с положениями об общественном фонде, закрепленными в Федеральном законе "Об общественных объединениях".

Статья 8. Государственный фонд

Государственный федеральный фонд создается по инициативе федеральных органов законодательной, исполнительной или судебной власти за счет средств федерального бюджета. Решение по объему финансирования принимается Федеральным Собранием Российской Федерации в рамках принятия и утверждения федерального закона о бюджете Российской Федерации на будущий год.

Государственный фонд субъекта Российской Федерации может создаваться по инициативе законодательного (представительного), исполнительного или судебного органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Особенности порядка его создания и деятельности регулируются законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 9. Муниципальный фонд

Муниципальный фонд может создаваться по инициативе представительного органа местного самоуправления, а также должностных лиц местного самоуправления. Решение по объему финансирования принимается представительным органом местного самоуправления за счет средств местного бюджета.

Статья 10. Фонд местного сообщества

Фондом местного сообщества признается фонд, созданный несколькими юридическими лицами либо несколькими юридическими и физическими лицами за счет средств этих лиц, целью которого является поддержка программ и проектов развития муниципального образования или части муниципального образования, на территории которого он образован.

Статья 11. Объединения фондов (ассоциации, союзы)

Фонды могут добровольно создавать объединения (ассоциации, союзы). Учредительными документами объединений фондов (ассоциаций, союзов) являются учредительный договор и утвержденный ими устав.

Объединения фондов (ассоциации, союзы) являются некоммерческими организациями.

Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация объединений фондов (ассоциаций, союзов) осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Структурные подразделения фонда

Представительства и филиалы являются структурными подразделениями фонда. В общественном фонде структурными подразделениями могут быть его отделения, филиалы и представительства в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях".

Представительством фонда является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения фонда, которое представляет интересы фонда и осуществляет их защиту.

Филиалом фонда является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения фонда и осуществляющее все его функции или часть их, в том числе функции представительства.

Руководители представительства и филиала назначаются постоянно действующим коллегиальным органом управления фонда и действуют на основании доверенности, выданной им указанным органом фонда.

Представительство и филиал не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность от имени создавшего их фонда на основании утвержденных фондом положений. Ответственность за деятельность филиала и представительства несет создавший их фонд.

Представительства и филиалы обязаны в течение тридцати дней с даты принятия решения об их создании письменно уведомить органы субъектов Российской Федерации, ответственные за государственную регистрацию юридических лиц, а также органы местного самоуправления о факте их создания по месту нахождения указанных представительств и филиалов.

Статья 13. Территориальная сфера деятельности фондов

В Российской Федерации действуют общероссийские, межрегиональные, региональные, местные, а также международные фонды.

Общероссийским фондом признается фонд, который осуществляет свою деятельность на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - представительства и филиалы, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Межрегиональным фондом признается фонд, который осуществляет свою деятельность на территории двух и более субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - представительства и филиалы, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Региональным фондом признается фонд, деятельность которого осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Местным фондом признается фонд, деятельность которого осуществляется в пределах муниципального образования.

Международным фондом, образованным в Российской Федерации, признается фонд, который имеет свои структурные подразделения на территории зарубежных государств, осуществляющий свою деятельность как в Российской Федерации, так и на территории зарубежных государств и имеет там хотя бы одно свое структурное подразделение.

Фонды, образованные на территории зарубежного государства могут иметь на территории Российской Федерации свои структурные подразделения - отделения, филиалы, представительства, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отделения зарубежного фонда являются юридическими лицами и регистрируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.


ГЛАВА II. СОЗДАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ФОНДА

Статья 14. Цели создания фонда

Фонд создается для формирования имущества и управления им в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не запрещенных законом.

Запрещается создание фонда, цели которого направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

Ограничения на создание отдельных видов фондов могут содержаться в федеральных законах, регулирующих создание указанных видов фондов.

Статья 15. Способы создания фонда

Фонд может быть создан путем учреждения нового юридического лица или реорганизации существующих юридических лиц - некоммерческих организаций (слияния, разделения, выделения и преобразования).

Основаниями для создания фонда путем учреждения могут являться: решение учредителей (учредителя), завещание с изъявлением воли на создание фонда.

Основанием для создания фонда путем реорганизации существующих юридических лиц является решение органов управления указанных юридических лиц, уполномоченных на то учредительными документами.

Фонд приобретает правоспособность юридического лица в момент его государственной регистрации. Общественные фонды, созданные в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях", могут не регистрироваться и в этом случае они не приобретают прав юридического лица.

Статья 16. Создание фонда путем учреждения

Создание фонда путем учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). Решение об учреждении фонда принимается учредительным собранием (конференцией, съездом). В случае учреждения фонда одним физическим лицом, решение о его учреждении принимается указанным лицом единолично. В случае учреждения фонда одним юридическим лицом решение о его учреждении принимается органом указанного юридического лица, уполномоченным его учредительными документами на создание юридического лица.

Независимо от состава учредителей фонд считается созданным, когда учредителями (учредителем) приняты решения по следующим вопросам:

1) об учреждении фонда;

2) об утверждении устава фонда;

3) о формировании органов управления фонда;

4) о формировании попечительского совета фонда;

5) о формировании контрольно-ревизионного органа фонда, если создание указанного органа предусмотрено уставом фонда;

6) о сроке, на который создается фонд, или его бессрочной деятельности;

7) о размерах складочного уставного взноса фонда в соответствии со статьей 24 настоящего Федерального закона.

8) об обязательствах учредителей (учредителя) по порядку и срокам формирования складочного уставного взноса фонда;

9) о последствиях невыполнения обязательств учредителей (учредителя) по формированию складочного уставного взноса фонда.

Решения об учреждении различных видов фондов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, принимаются в соответствии со статьями 5 - 11 настоящего Федерального закона.

Решения об учреждении фонда, предусмотренные в настоящей статье, оформляются протоколом собрания учредителей фонда, который подписывается всеми учредителями. Решения об учреждении фонда, предусмотренные в настоящей статье, создаваемого одним физическим лицом, подписываются учредителем. Решения, предусмотренные в настоящей статье, о создании фонда одним юридическим лицом оформляются в соответствии с учредительными документами указанного юридического лица. Если в качестве учредителей выступают юридические лица, подписи их уполномоченных представителей скрепляются печатями указанных юридических лиц.

В случае, когда учредителем фонда выступает исполнитель завещания, в котором ему поручается создать фонд, указанный фонд учреждается в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации.

При открытии наследства и исполнении завещания суд может принять решение об освобождении исполнителя завещания от обязательства выступить учредителем фонда по следующим основаниям:

1) несоответствие указанных в завещании целей создания фонда законодательству о фондах;

2) недостаточность средств, передаваемых по завещанию, для создания фонда и формирования его складочного уставного взноса.



Статья 17. Создание фонда путем реорганизации

Создание фонда путем реорганизации (слияния, разделения и выделения) существующих юридических лиц - некоммерческих организаций осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским Кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 18. Слияние фондов

Слиянием фондов признается создание нового фонда путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких фондов с прекращением деятельности последних.

Решения по вопросам, предусмотренным пунктами 2)-9) части второй статьи 16 настоящего Федерального закона, принимаются на общем собрании (конференции, съезде) представителей фондов, участвующих в слиянии. Указанные представители направляются на общее собрание (конференцию, съезд) решением высших органов управления фондов в соответствии с их уставами.

При слиянии фондов все права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему фонду в соответствии с передаточным актом.

Статья 19. Разделение фонда

Разделением фонда признается создание новых фондов в связи с прекращением деятельности разделяемого фонда с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым фондам.

Высший орган управления фонда в соответствии с его уставом принимает решение о реорганизации фонда в форме разделения и о создании новых фондов. Высший орган управления каждого вновь создаваемого фонда принимает решения по вопросам, предусмотренным пунктами 2)-9) части второй статьи 16 настоящего Федерального закона.

При разделении фонда все его права и обязанности переходят к двум или нескольким вновь создаваемым фондам в соответствии с разделительным балансом.

Не допускается разделения фонда, стоимость чистых активов которого недостаточно для формирования минимального складочного уставного взноса вновь создаваемых фондов, устанавливаемого в соответствии с требованиями части второй статьи 23 настоящего Федерального закона.

Статья 20. Выделение фонда

Выделением фонда признается создание одного или нескольких фондов с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого фонда без прекращения деятельности последнего.

В соответствии с уставом высший орган управления фонда, реорганизуемого в форме выделения, принимает решение о реорганизации фонда в форме выделения, порядке и условиях выделения, о создании нового фонда, об утверждении разделительного баланса. Высший орган управления каждого вновь создаваемого в результате выделения фонда принимает решения по вопросам, предусмотренным пунктами 2)-9) части второй статьи 16 настоящего Федерального закона.

При выделении из состава фонда одного или нескольких фондов каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного в форме выделения фонда в соответствии с разделительным балансом.

Не допускается выделение фонда в случае несоблюдения требований, установленных частью второй статьи 23 настоящего Федерального закона.

Статья 21. Преобразование в фонд юридического лица другой организационно-правовой формы

В фонд может преобразовываться только некоммерческая организация, являющаяся юридическим лицом. Решение некоммерческой организации о преобразовании в фонд принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность некоммерческих организаций.

В соответствии с уставом высший орган управления вновь созданного путем преобразования фонда принимает решения по вопросам, предусмотренным пунктами 2)-9) части второй статьи 16 настоящего Федерального закона.

К вновь созданному путем преобразования фонду переходят все права и обязанности реорганизованной некоммерческой организации в соответствии с передаточным актом.

Не допускается преобразование в фонд некоммерческой организации в случае несоблюдения требований, установленных частью второй статьи 23 настоящего Федерального закона.

Статья 22. Учредители и участники фонда

Учредителями фонда являются совершеннолетние физические лица и (или) юридические лица, осуществившие учреждение фонда в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона. Число учредителей фонда не ограничено, если иное не предусмотрено федеральным законом.

С момента создания фонда учредители фонда становятся его участниками.

Участниками фонда являются совершеннолетние физические лица и (или) юридические лица, изъявившие желание принимать участие в деятельности фонда и получившие подтверждение на участие в деятельности фонда в порядке, установленном уставом фонда. Иностранные граждане, лица без гражданства наряду с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями и участниками фонда, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.

Государственные органы и органы местного самоуправления могут быть учредителями и участниками фонда.

Государственные органы, органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителями благотворительного фонда.

Статья 23. Складочный уставный взнос фонда

Складочный уставный взнос фонда составляется из стоимости вкладов его учредителей (учредителя) и определяет минимальный размер имущества фонда, достаточный для реализации целей фонда.

Размер складочного уставного взноса фонда не может быть меньше ста минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату регистрации фонда. Более высокие минимальные размеры складочного уставного взноса фонда могут быть установлены законами об отдельных видах фондов.

Размер складочного уставного взноса фонда может быть увеличен решением высшего органа управления фонда.

Вкладами в складочный уставный взнос фонда могут быть денежные средства, ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку, внесение которых в складочный уставный взнос фонда не запрещено законодательством Российской Федерации.

Складочный уставный взнос фонда к моменту его регистрации должен быть оплачен его учредителями (учредителем) полностью.

В случае, если по окончании каждого последующего финансового года стоимость чистых активов фонда окажется меньше установленного размера складочного уставного взноса фонда, фонд обязан в течение шести месяцев внести соответствующее изменение в свой устав.

Размер складочного уставного взноса фонда может быть уменьшен решением высшего органа управления фонда с согласия попечительского совета фонда и после уведомления всех кредиторов фонда.

В случае, если стоимость чистых активов фонда становится меньше минимального размера складочного уставного взноса фонда и возможность повышения размера складочного уставного взноса фонда до минимального размера, указанного в части второй настоящей статьи, невозможна, фонд подлежит ликвидации в соответствии с пунктом 1) части второй статьи 72 настоящего Федерального закона.

Статья 24. Устав фонда

Устав фонда должен содержать:

1) наименование фонда, включающее слово "фонд", его вид;

2) цели фонда;

3) сведения о месте его нахождения с указанием юридического адреса фонда и адреса, по которому находится постоянно действующий коллегиальный орган управления;

4) структуру фонда, компетенция и порядок формирования органов управления, попечительского совета и контрольно-ревизионного органа, если создание указанного органа предусмотрено уставом фонда, сроки их полномочий и порядок досрочного прекращения полномочий, порядок обновления состава указанных органов;

5) сведения о территории, в пределах которой фонд осуществляет свою деятельность, и перечень структурных подразделений фонда, созданных на указанной территории.

6) порядок назначения лиц, выполняющих функции управления фондом, и их освобождения;

7) порядок внесения изменений и (или) дополнений в устав фонда;

8) сведения об источниках формирования имущества фонда, порядке его использования, права фонда и права его структурных подразделений по управлению имуществом;

9) срок, на который фонд создается, или указание о его бессрочной деятельности;

10) порядок реорганизации и (или) ликвидации фонда;

11) указание о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации;

12) размер и порядок формирования складочного уставного взноса фонда.

Устав фонда может содержать описание символики данного фонда.

Устав фонда может содержать другие положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Статья 25. Внесение изменений и (или) дополнений в устав фонда

Внесение изменений и (или) дополнений в устав фонда осуществляется по решению высшего органа управления фонда, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа присутствующих на заседании указанного органа.

В частном фонде при наличии более одного участника решение о внесении изменений и (или) дополнений в устав фонда принимается общим собранием участников указанного фонда.

Если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предусмотреть при учреждении фонда, а устав фонда не изменяется уполномоченными на то лицами, право внесения изменений и дополнений в устав фонда принадлежит суду по заявлению органов управления фонда, попечительского совета фонда или иных органов, уполномоченных осуществлять надзор за деятельностью фонда.

Статья 26. Государственная регистрация фонда

Государственная регистрация фонда, а также государственная регистрация изменений, вносимых в устав фонда, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц".


ГЛАВА III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ФОНДА

Статья 27. Права фонда

Для осуществления уставных целей фонд вправе:

1) иметь имущество в собственности, а также на основе других вещных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) получать пожертвования от физических и (или) юридических лиц;

3) совершать гражданско-правовые сделки;

4) финансировать в соответствии с уставными целями фонда общественно полезные программы и проекты;

5) получать и распределять гранты;

6) заниматься предпринимательской деятельностью;

7) осуществлять доверительное управление имуществом, переданным фонду, а также передавать собственное имущество в доверительное управление, - на основании договора доверительного управления имуществом;

8) представлять и защищать свои интересы, законные интересы своих участников, иных лиц по их просьбе в соответствии с уставными целями фонда в органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также общественных объединениях, некоммерческих и коммерческих организациях любых организационно-правовых форм;

9) учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

10) свободно распространять информацию о своей деятельности;

11) проводить лекции, семинары, конференции, выставки, лотереи, аукционы и иные мероприятия;

12) выступать с инициативами по различным вопросам экономической, политической и социальной жизни общества, вносить предложения в государственные органы и органы местного самоуправления;

13) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

14) получать на основе публичного конкурса государственные и муниципальные социальные заказы на выполнение различных государственных и муниципальных программ (проектов) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

15) объединяться и вступать на добровольной основе в ассоциацию (союз) с другими фондами и (или) иными некоммерческими организациями;

16) иметь иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Законами о фондах могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов фондов.

Статья 28. Обязанности фонда

Фонд обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности;

2) ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в печатных средствах массовой информации;

3) информировать орган, зарегистрировавший фонд, об изменении состава его органов управления, попечительского совета, контрольно-ревизионного органа, если создание указанного органа предусмотрено уставом, не позднее чем в тридцатидневный срок после принятия решения об указанном изменении;

4) предоставлять физическим и (или) юридическим лицам информацию о деятельности фонда, составе органов управления, попечительского совета и контрольно-ревизионного органа фонда, если создание указанного органа предусмотрено уставом;

5) ежегодно письменно информировать орган, зарегистрировавший фонд, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего коллегиального органа управления фонда, названия указанного органа и его персонального состава;

6) уведомлять органы субъектов Российской Федерации, ответственные за государственную регистрацию юридических лиц, а также органы местного самоуправления о создании своих структурных подразделений на соответствующих территориях;

7) представлять по запросу органа, зарегистрировавшего фонд, документы о решениях органов управления фонда, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, направляемых в налоговые органы;

8) допускать представителей органа, зарегистрировавшего фонд, на проводимые фондом мероприятия;

9) содействовать представителям органа, зарегистрировавшего фонд, в ознакомлении с деятельностью фонда по достижению уставных целей и соблюдению законодательства Российской Федерации;

10) хранить документы фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


ГЛАВА IV. СОБСТВЕННОСТЬ ФОНДА

Статья 29. Право собственности фонда

Фонд, являющийся юридическим лицом, имеет право собственности на имущество, переданное ему учредителями (учредителем) и участниками (участником), а также приобретенное в процессе своей уставной деятельности.

Фонд может использовать принадлежащее ему на праве собственности имущество только для достижения целей, предусмотренных его учредительными документами и утвержденными программами.

Имущество фонда не может быть использовано на противоправные цели, указанные в части второй статьи 14 настоящего Федерального закона.

Учредители (учредитель) и участники (участник) фонда, являющегося юридическим лицом, не имеют права собственности на долю имущества, принадлежащего фонду.

Учредители (учредитель) и участники (участник) фонда не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей (учредителя) и участников (участника).

Статья 30. Состав имущества, находящегося в собственности фонда

Фонд может иметь в собственности: земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, предприятия как имущественные комплексы, имущество культурно-просветительского и оздоровительного назначения, денежные средства в рублях и иностранной валюте, акции, другие ценные бумаги, информационные ресурсы, объекты интеллектуальной собственности и иное имущество, необходимое для материального обеспечения его уставной деятельности и утвержденных программ.

Федеральным законом могут устанавливаться виды имущества фонда, которые по соображениям государственной и общественной безопасности либо в соответствии с международными договорами Российской Федерации не могут находиться в собственности фонда.

Статья 31. Источники формирования имущества фонда

Имущество фонда формируется на основе добровольных имущественных взносов учредителей (учредителя) и участников (участника), пожертвований физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от предпринимательской деятельности, от внереализационных операций, гражданско-правовых сделок, проведения лекций, семинаров, конференций, выставок, лотерей, спортивных и иных мероприятий, а также на основе других законных источников в зависимости от вида фонда и его уставных целей.

Фонд вправе получать гранты от государства, муниципальных образований, российских и иностранных физических и юридических лиц, если иное не закреплено в законодательстве Российской Федерации.

Грантом признается невозвратное целевое финансирование на конкурсной основе конкретных общественно полезных программ (проектов) по заявке фонда, а также невозвратное целевое финансирование фондом на конкурсной основе конкретных общественно полезных программ (проектов) по заявкам заинтересованных физических и (или) юридических лиц. Порядок и сроки выделения средств по гранту и отчета об освоении указанных средств устанавливаются договором о гранте, заключаемым грантодателем и грантополучателем.

Грантом, полученным от государства (государственным грантом), признается грант, выделенный на основе открытого конкурса из государственных финансовых средств за счет государственного бюджета.

Государственный фонд, финансирование которого производится из государственного бюджета, не вправе получать государственные гранты.

Грантом, полученным от муниципального образования (муниципальным грантом), признается грант, выделенный на основе открытого конкурса из финансовых средств муниципального образования за счет местного бюджета.

Муниципальный фонд, финансирование которого производится из местного бюджета, не вправе получать муниципальные гранты.

Статья 32. Особенности формирования имущества частного фонда

Имущество частного фонда формируется за счет единовременных и (или) регулярных поступлений от физического лица (учредителя) или физических лиц - членов одной семьи (учредителей), имущества, поступившего по завещанию, а также других источников, предусмотренных в статье 31 настоящего Федерального закона и соответствующих целям деятельности частного фонда.

Статья 33. Особенности формирования имущества корпоративного фонда

Имущество корпоративного фонда формируется за счет единовременных и (или) регулярных поступлений от одного или нескольких юридических лиц - коммерческих и (или) некоммерческих организаций (учредителей), а также других источников, предусмотренных в статье 31 настоящего Федерального закона и соответствующих целям деятельности корпоративного фонда.

Статья 34.Особенности формирования имущества общественного фонда

Имущество общественного фонда формируется за счет единовременных и (или) регулярных поступлений от физических лиц и юридических лиц - общественных объединений, а также других источников, предусмотренных в статье 31 настоящего Федерального закона и соответствующих целям деятельности общественного фонда.

Имущество общественного фонда не может формироваться за счет поступлений от членов одной семьи - единственных участников указанного фонда.

Статья 35. Особенности формирования имущества государственного фонда

Имущество государственного федерального фонда формируется за счет средств федерального бюджета Российской Федерации. При формировании имущества государственного федерального фонда решение о направлении средств федерального бюджета Российской Федерации принимается Федеральным Собранием Российской Федерации.

Имущество государственного фонда субъекта Российской Федерации может формироваться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. При формировании имущества государственного фонда субъекта Российской Федерации решение о направлении средств бюджета субъекта Российской Федерации принимается законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации.

Имущество указанных фондов может формироваться также за счет других источников, предусмотренных в статье 31 настоящего Федерального закона и соответствующих уставным целям деятельности государственных фондов.

Статья 36.Особенности формирования имущества муниципального фонда

Имущество муниципального фонда формируется за счет средств местного бюджета, целевых местных налогов, а также других источников, предусмотренных в статье 31 настоящего Федерального закона и соответствующих целям деятельности муниципального фонда.

При формировании имущества муниципального фонда решение о направлении средств местных бюджетов должно быть принято представительным органом местного самоуправления.

Статья 37. Особенности формирования имущества фонда местного сообщества

Имущество фонда местного сообщества формируется за счет единовременных и (или) регулярных поступлений от нескольких юридических лиц либо нескольких юридических и физических лиц. В формировании имущества фонда местного сообщества вправе участвовать представительные органы местного самоуправления в рамках средств, предусмотренных местным бюджетом и (или) иного имущества, находящегося в собственности муниципального образования.

Статья 38. Формирование имущества фонда на основании завещания

Имущество фонда может быть создано на основании завещания, в котором исполнителю завещания поручается выступить учредителем фонда в интересах лиц, указанных в завещании (выгодоприобретателей), и (или) для реализации определенных в завещании общественно полезных целей, и использовать завещанное имущество для целей создания фонда и формирования его складочного уставного взноса.

Статья 39. Управление имуществом, поступающем в фонд на основании договора доверительного управления имуществом

Фонд может осуществлять управление имуществом на основе договора доверительного управления имуществом, по которому учредитель управления передает имущество в доверительное управление фонда на срок не более пяти лет для осуществления управления этим имуществом в интересах лиц, указанных учредителем управления, и (или) для реализации общественно полезных целей.

При передаче имущества в доверительное управление фонда учредитель управления имуществом не имеет права быть выгодоприобретателем.

Статья 40. Имущество ассоциаций (союзов) фондов

Ассоциация (союз) фондов является собственником только имущества, созданного и (или) приобретенного для использования в интересах ассоциации (союза) в целом.

Фонды, добровольно объединившиеся в ассоциацию (союз), являются собственниками принадлежащего им имущества.

Ассоциация (союз) фондов не отвечает по обязательствам входящих в нее фондов. Входящие в ассоциацию (союз) фонды несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации (союза).


ГЛАВА V. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОНДА

Статья 41. Виды деятельности фонда

Деятельность фонда подразделяется на основную и дополнительную.

Основной деятельностью фонда является деятельность, направленная на достижение уставных целей и решение задач, стоящих перед фондом в соответствии с его учредительными документами.

Основная деятельность фонда может быть направлена на достижение социальных, благотворительных, культурно-просветительных, образовательных, правозащитных и иных общественно полезных целей.

Дополнительной деятельностью является деятельность, направленная на финансовое, организационное, информационное и иное обеспечение основной деятельности.

В качестве дополнительной деятельности фонд вправе осуществлять предпринимательскую, а также внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 42. Предпринимательская деятельность фонда

Фонд и его отделения вправе непосредственно осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых он создан, и соответствует этим целям.

Фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность посредством создания хозяйственных обществ и (или) участия в них.

Отделение фонда вправе непосредственно осуществлять предпринимательскую деятельность, создавать хозяйственные общества и (или) участвовать в них в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и уставом фонда.

Статья 43. Ограничения на деятельность фонда

Фонд не вправе заниматься деятельностью, цели которой не указаны в его уставе.

Запрещается деятельность фонда, действия которого направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

Не допускается финансирование фондами объединений и организаций, цели и (или) действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

Благотворительные, а также государственные и муниципальные фонды не вправе финансировать избирательные кампании, деятельность политических общественных объединений (политических партий, политических организаций, политических движений). Не является финансированием политических общественных объединений организация или направление средств на проведение семинаров, круглых столов, конференций и других мероприятий с образовательными, научными и просветительскими целями, если в них принимают участие представители двух или более политических общественных объединений, не входящих в один избирательный блок.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться фондом только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень таких видов деятельности фонда определяется законом.

Ограничения на определенную деятельность отдельных видов фондов могут содержаться в федеральных законах, регулирующих деятельность указанных видов фондов.


ГЛАВА VI. УПРАВЛЕНИЕ ФОНДОМ

Статья 44. Организация управления фондом

Органами управления фонда являются высший орган управления фондом, постоянно действующий коллегиальный орган фонда, исполнительный орган фонда. Уставом фонда могут быть предусмотрены другие органы управления фондом.

Наименование, структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления фонда, порядок их работы и принятия ими решений, взаимоотношения между ними закрепляются в уставе фонда в соответствии с настоящим Федеральным законом и иным законодательством Российской Федерации.

Статья 45. Высший орган управления фонда

Высшим органом управления фонда в зависимости от числа его участников может быть либо общее собрание (конференция, съезд), либо его единственный участник (физическое или юридическое лицо).

В общем собрании (конференции, съезде) фонда принимают участие участники фонда и (или) их представители. Порядок избрания делегатов на общее собрание (конференцию, съезд), нормы представительства а также формы представительства определяются уставом фонда. Общее собрание (конференция, съезд) правомочно, если на нем присутствуют более половины участников фонда (избранных участниками фонда делегатов или представителями участников фонда по доверенности). Общее собрание (конференция, съезд) фонда созывается в порядке и в сроки, определенные уставом фонда, но не реже чем один раз в пять лет. Устав определяет инициаторов и порядок внеочередного созыва общего собрания (конференции, съезда) фонда.

К исключительной компетенции высшего органа управления фонда относится решение следующих вопросов:

1) утверждение устава фонда и внесение изменений и дополнений в устав фонда;

2) принятие решения об изменении размеров складочного уставного взноса фонда;

3) определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов формирования и использования имущества фонда;

4) принятие общих положений о структурных подразделениях фонда и внесение изменений и дополнений в указанные положения;

5) формирование постоянно действующего коллегиального органа управления фонда;

6) формирование попечительского совета фонда;

7) формирование контрольно-ревизионного органа фонда в случае, если создание указанного органа предусмотрено уставом фонда;

8) утверждение отчетов формируемых им органов в порядки и сроки, предусмотренные уставом фонда;

9) досрочное прекращение полномочий формируемых им органов в порядке и по основаниям, предусмотренным в уставе фонда;

10) решение о реорганизации фонда с одобрения попечительского совета фонда;

11) решение о начале процесса ликвидации фонда с одобрения попечительского совета фонда и последующим направлением соответствующих материалов в суд.

Высший орган управления фонда вправе избирать или назначать руководителя фонда. Компетенция руководителя фонда в этом случае определяется уставом фонда.

В компетенции высшего органа управления фонда могут также находится другие полномочия, закрепленные уставом фонда в соответствии с настоящим Федеральным законом и иным законодательством Российской Федерации.

Статья 46. Постоянно действующий коллегиальный орган управления фонда

В компетенцию постоянно действующего коллегиального органа управления фонда входит:

1) общее руководство работой фонда в период между заседаниями высшего органа управления фонда;

2) формирование, досрочное прекращение полномочий и изменение состава исполнительного органа фонда с последующим утверждением указанных решений высшим органом управления фонда;

5) назначение и освобождение от должности руководителей филиалов и представительств фонда;

6) внесение проектов планов и отчетов фонда, на утверждение высшего органа управления фонда в порядке, предусмотренном уставом фонда;

7) предварительное рассмотрение и принятие заключения по отчетам исполнительного органа фонда, выносимым на утверждение высшего органа управления фонда;

8) утверждение годового бюджета фонда и отчета о его исполнении в случае, если уставом фонда указанные полномочия не отнесены к компетенции высшего органа управления фонда;

9) иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом к исключительному ведению высшего органа управления фонда и закрепленные его уставом в соответствии с настоящим Федеральным законом и иным законодательством Российской Федерации.

Постоянно действующий коллегиальный орган управления фонда правомочен принимать решения, если в его заседании принимает участие более половины его состава.

Постоянно действующий коллегиальный орган управления фонда заседает в сроки, определенные уставом фонда, но не реже одного раза в три месяца. Порядок досрочного созыва постоянно действующего коллегиального органа управления фонда и инициаторы указанного созыва определяются уставом фонда.

Члены постоянно действующего коллегиального органа управления фонда могут исполнять свои функции как на возмездной, так и на безвозмездной основе.

Статья 47. Исполнительный орган фонда

Исполнительный орган фонда формируется постоянно действующим коллегиальным органом управления фонда и может быть коллегиальным или единоличным.

Исполнительный орган фонда действует на основании решений высшего органа управления и постоянно действующего коллегиального органа управления фонда, исполняет эти решения и подотчетен указанным органам.

В компетенцию исполнительного органа фонда входит:

1) текущее руководство деятельностью фонда;

2) наем и увольнение технического, административного и вспомогательного персонала фонда;

3) решение всех вопросов, которые не находятся в исключительной компетенции других органов управления фонда в соответствии с уставом фонда, настоящим Федеральным законом и иным законодательством Российской Федерации.

Исполнительный орган фонда несет ответственность перед постоянно действующим коллегиальным органом фонда за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в фонде, достоверность бухгалтерской и статистической отчетности фонда, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности, в том числе заключений аудиторских проверок, в соответствующие органы, а также сведений о деятельности фонда, представляемых органу, зарегистрировавшему фонд, и средствам массовой информации, в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законодательством Российской Федерации и уставом фонда.

Исполнительный орган фонда несет ответственность за организацию публикаций ежегодных отчетов об использовании имущества фонда.


Статья 48. Органы управления структурных подразделений фонда

Органом управления филиала фонда является его руководитель.

Органом управления представительства фонда является его руководитель.

Порядок назначения, порядок работы, прекращение полномочий, сроки деятельности и компетенция органов управления структурных подразделений фонда определяются уставом фонда, общими положениями о структурных подразделениях фонда в соответствии с настоящим Федеральным законом и иным законодательством Российской Федерации.


ГЛАВА VII. КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Статья 49. Условия возникновения конфликта интересов

Конфликт интересов может возникнуть в случае заинтересованности лиц, входящих в постоянно действующий коллегиальный орган управления либо исполнительный орган фонда, в совершении фондом каких-либо действий, в том числе в совершении сделок с физическими и (или) юридическими лицами.

Лицами, заинтересованными в совершении фондом сделки, признаются лица, входящие в состав органов управления фондом или органов надзора за его деятельностью, если указанные лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры, а также все их аффилированные лица:

1) являются стороной такой сделки или участвуют в ней в качестве представителя или посредника;

2) занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося другой стороной данной сделки или участвующего в ней в качестве представителя или посредника.

Статья 50. Информация о заинтересованности в совершении фондом сделки

Лица, указанные в статье 49 настоящего Федерального закона, обязаны довести до сведения органов управления фонда, попечительского совета и контрольно-ревизионного органа фонда, если указанный орган предусмотрен уставом фонда, информацию об известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в которых они могут быть признаны заинтересованными лицами.

Статья 51. Требования к порядку заключения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность

При заключении сделки заинтересованное лицо обязано в письменной форме сообщить о своей заинтересованности постоянно действующему коллегиальному органу управления фонда, а также попечительскому совету фонда до момента принятия решения о заключении указанной сделки.

Заинтересованное лицо не вправе участвовать в голосовании при принятии решения соответствующего органа управления фонда о заключении указанной сделки.

Статья 52. Последствия несоблюдения требований к сделке, в совершении которой имеется заинтересованность

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, заключенная с нарушением требований к сделке, предусмотренных статьей 56 настоящего Федерального закона, может быть признана недействительной в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и иным законодательством Российской Федерации.

Заинтересованное лицо несет перед фондом ответственность в размере убытков, причиненных им указанному фонду. Если убытки причинены фонду несколькими заинтересованными лицами, их ответственность перед фондом является солидарной.


ГЛАВА VIII. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ФОНДА

Статья 53. Контролирующие и надзорные органы

Контроль и надзор за деятельностью фонда осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные на то государственные органы, органы местного самоуправления, участники (участник) фонда, попечительский совет фонда, а также контрольно-ревизионный орган фонда, если указанный орган предусмотрен уставом фонда.


Статья 54. Контроль за деятельностью фонда со стороны регистрирующего органа

Регистрирующий орган осуществляет контроль за соответствием деятельности фонда его уставным целям. Указанный орган вправе:

1) запрашивать у органов управления фонда их распорядительные документы;

2) направлять своих представителей для участия в проводимых фондом мероприятиях.

В случае выявления нарушений фондом законодательства Российской Федерации или совершения им действий, противоречащих его уставным целям, регистрирующим органом может быть вынесено письменное предупреждение фонду в лице его органов управления с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения. Предупреждение, вынесенное регистрирующим органом, может быть обжаловано фондом в судебном порядке.

Статья 55. Надзор за деятельностью фонда со стороны попечительского совета

Для осуществления надзора за деятельностью фонда учредителями (учредителем) при учреждении фонда, а в дальнейшем - высшим органом управления фонда в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом фонда формируется попечительский совет фонда.

К компетенции попечительского совета фонда относятся:

1) надзор за соответствием деятельности фонда нормам устава фонда;

2) надзор за исполнением решений высшего органа управления фонда;

3) надзор за использованием денежных средств и иного имущества фонда в соответствии с уставными целями фонда;

4) предварительное рассмотрение и согласование годового плана фонда;

5) предварительное рассмотрение и согласование годового отчета фонда;

6) определение допустимости использования денежных средств и иного имущества, привлекаемых органами управления фонда для обеспечения деятельности фонда;

7) предварительное рассмотрение и согласование крупных сделок, превышающих 25 процентов балансовой стоимости активов фонда на дату принятия решения о заключении таких сделок;

8) предварительное согласование уменьшения размера складочного уставного взноса фонда;

9) одобрение или отклонение проекта решения уполномоченного уставом фонда органа управления о реорганизации и (или) ликвидации фонда.

Попечительский совет фонда имеет право получать все документы, относящиеся к деятельности фонда.

Попечительский совет фонда по вопросам своей компетенции принимает решения, обязательные для исполнительных органов фонда и его структурных подразделений.

В случае смерти, признания судом недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими всех физических лиц, образующих высший орган управления фонда, а также в случае банкротства или прекращения деятельности всех юридических лиц, представители которых входят в высший орган управления фонда, попечительский совет фонда обязан в течение шести месяцев со дня установления указанных обстоятельств сформировать новый высший орган управления фонда в соответствии с его уставом.

Статья 56. Порядок формирования попечительского совета фонда

При создании фонда попечительский совет фонда формируется решением учредителей (учредителя) из числа лиц, давших письменное согласие войти в состав попечительского совета фонда.

В дальнейшем решение о формировании попечительского совета фонда из числа лиц, давших письменное согласие войти в состав попечительского совета фонда, принимает высший орган управления фонда.

В фонде, созданном одним физическим или юридическим лицом, решение о формировании попечительского совета фонда принимается единственным учредителем соответственно.

Срок деятельности попечительского совета определяется уставом фонда, но не может быть менее трех лет и не более семи лет. Не менее, чем за тридцать дней до истечения срока полномочий попечительского совета прежнего состава, высший орган управления фонда принимает решение о формировании нового состава попечительского совета фонда.

Статья 57. Контрольно-ревизионный орган фонда

Уставом фонда может быть предусмотрено создание контрольно-ревизионного органа. В этом случае к компетенции контрольно-ревизионного органа фонда относятся:

1) проверка финансово-хозяйственной деятельности фонда, которая осуществляется по итогам деятельности фонда за год, по итогам завершения утвержденных программ и проектов деятельности фонда, а также во всякое время по инициативе высшего органа управления фонда и попечительского совета фонда;

2) подтверждение достоверности данных, содержащихся в годовом отчете фонда, бухгалтерском балансе фонда и иной бухгалтерской отчетности.

По требованию контрольно-ревизионного органа фонда лица, выполняющие управленческие функции в фонде, обязаны представить документы о финансово-хозяйственной деятельности фонда.

По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности фонда контрольно-ревизионный орган фонда составляют заключение.

Заключение контрольно-ревизионного органа фонда передается высшему органу управления фонда.

Статья 58. Аудит фонда

Для осуществления аудита фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации фондом приглашается аудитор на основании заключаемого с ним договора.

Аудитор утверждается решением попечительского совета фонда или в соответствии с уставом фонда - решением органа управления фонда.

Исполнительный орган фонда обязан заключить договор аудита независимо от того, какой из перечисленных в настоящей статье органов утвердил аудитора.

Заключение аудитора, приглашенного фондом, передается:

1) органу, утвердившему аудитора;

2) высшему органу управления фонда.

Аудит общероссийского государственного фонда осуществляется Счетной палатой.

Аудит государственного фонда субъекта Российской Федерации осуществляется органом государственного финансового контроля соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 59.Ограничения на участие в попечительском совете и контрольно-ревизионном органе фонда

Не могут быть членами попечительского совета и контрольно-ревизионного органа, если указанный орган предусмотрен уставом фонда:

1) лица, входящие в состав постоянно действующего коллегиального органа управления или исполнительного органа фонда;

2) аудитор, приглашенный фондом;

3) главный (старший) бухгалтер фонда.

В государственном фонде членами попечительского совета фонда и контрольно-ревизионного органа фонда не могут быть лица, состоящие в родственных и (или) служебных отношениях с руководителем (руководителями) государственного органа (органов), учредившим (учредившими) фонд.

В муниципальном фонде членами попечительского совета фонда и контрольно-ревизионного органа фонда не могут быть лица, состоящие в родственных и (или) служебных отношениях с руководителем (руководителями) органа (органов) местного самоуправления, учредившим (учредившими) фонд.

Одно и то же лицо не может быть одновременно членом попечительского совета и контрольно-ревизионного органа фонда.


ГЛАВА IX. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОВ О ФОНДАХ

Статья 60. Ответственность государственных органов и органов местного самоуправления за нарушение законов о фондах

Государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица, причинившие ущерб фонду вследствие нарушения указанными органами и их должностными лицами настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную конституционным, гражданским, административным и уголовным законодательством Российской Федерации в зависимости от характера правонарушения.

Статья 61. Ответственность фонда за нарушение законодательства Российской Федерации

Фонд несет ответственность в случае нарушения законодательства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими законами.

Ответственность лиц, входящих в органы управления данного фонда, либо действующих от имени фонда, при нарушении законодательства Российской Федерации наступает в соответствии с гражданским, административным и уголовным законодательством Российской Федерации в зависимости от характера правонарушения.

Другие участники такого фонда несут ответственность за те деяния, в подготовке или совершении которых они участвовали.

Статья 62. Приостановление деятельности фонда

Деятельность фонда может быть приостановлена в случае нарушения Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, иного законодательства Российской Федерации по решению суда в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В случае нарушения фондом частей первой, четвертой и пятой статьи 43 настоящего Федерального закона, а также совершения действий, противоречащих уставным целям фонда, регистрирующий орган вносит в органы управления данного фонда письменное представление об указанных нарушениях, в котором устанавливается срок для их устранения. Срок, устанавливаемый для устранения фондом нарушений, не может быть менее тридцати дней. Если в установленный срок данные нарушения не устраняются, а представление об указанных нарушениях не обжалуется в суде, то регистрирующий орган вправе подать заявление в суд о приостановлении деятельности фонда.

Статья 63. Последствия приостановления деятельности фонда

В случае приостановления деятельности фонда на срок, установленный решением суда, приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается использование банковских счетов, за исключением расчетов по ранее взятым обязательствам фонда, оплате труда, а также по возмещению убытков, причиненных его действиями, и уплате штрафов и пеней.

Если в течение установленного судом срока приостановления деятельности фонда он устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления его деятельности, то после окончания указанного срока фонд вправе возобновить свою деятельность. В случае неустранения фондом указанного нарушения орган, внесший в суд заявление о приостановлении деятельности данного фонда, вносит в суд заявление о его ликвидации.


ГЛАВА Х. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА

Статья 64. Способы прекращения деятельности фонда

Прекращение деятельности фонда может быть осуществлено путем его ликвидации. Прекращение деятельности фонда происходит также вследствие реорганизации фонда в форме слияния, присоединения, разделения или преобразования.

Не допускается прекращения деятельности фонда путем его преобразования в другие организационно-правовые формы некоммерческих и коммерческих организаций.

Статья 65. Ликвидация фонда

Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован:

1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;

4) в случае признания фонда банкротом;

5) в случае осуществления деятельности фонда, запрещенной законом, в соответствии с частями второй и третьей статьи 43 настоящего Федерального закона;

6) в случае неоднократных или грубых нарушений настоящего Федерального закона и иного законодательства Российской Федерации;

7) в случае достижения целей, ради которых был создан фонд;

8) в случае истечения срока, на который был создан фонд;

9) в случае не устранения фондом нарушений, указанных в статье 62 настоящего Федерального закона, послуживших основанием для приостановления деятельности фонда;

11) в случае не проведения перерегистрации фонда, созданного до вступления в силу настоящего Федерального закона, в сроки, установленные статьей 67 настоящего Федерального закона.

12) в случае принятия решения высшим органом управления фонда о его ликвидации.

В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда. В случае ликвидации государственного фонда при невозможности направления оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества на цели, указанные в уставе фонда, данное имущество обращается в доход государства. В случае ликвидации муниципального фонда при невозможности направления оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества на цели, указанные в уставе фонда, данное имущество обращается в доход соответствующего муниципального образования.


ГЛАВА ХI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 66. Международные договоры Российской Федерации

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 67. О фондах, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона

Положения настоящего Федерального закона о государственной регистрации фондов распространяются на фонды, созданные до вступления в силу настоящего Федерального закона.

Уставы фондов, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены высшим органом управления фонда в соответствие с указанным Федеральным законом со дня его вступления в силу на ближайшем общем собрании (конференции, съезде).

Уставы фондов до их приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом действуют лишь в той части, которая не противоречит настоящему Федеральному закону.

Государственная перерегистрация фондов, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должна быть проведена не позднее шести лет со дня его вступления в силу с освобождением от регистрационного сбора. По истечении указанного срока перерегистрации фонды, не прошедшие ее, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию регистрирующего органа.

Государственным органам, осуществляющим в настоящее время регистрацию фондов, в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона передать, а органам, регистрирующим фонды по настоящему Федеральному закону, принять все регистрационные документы и материалы зарегистрированных ранее фондов.

Статья 68. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О фондах"

Настоящий законопроект направлен на регулирование создания и деятельности фондов как одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций. В отличие от иных некоммерческих организаций фонды являются финансовым инструментом, средством аккумулирования и управления ресурсами, направляемыми на решениe социальных задач.

С переходом к рыночной экономике потребность в указанной форме накопления и управления ресурсами резко возрастает, так как в этих условиях социальная сфера остро нуждается в дополнительном финансировании из самых различных источников - государственных и муниципальных средств, ресурсов коммерческих организаций, индивидуальных вложений частных граждан, переданных для целевого использования.

В мировой практике широкое распространение получили такие фонды как фонд Форда и Фонд МакАртуров (США), фонд Конрада Аденауэра и Фонд Фридриха Эберта (ФРГ), Вестминстерский Фонд (Великобритания) и многие другие. Они осуществляют свою деятельность и создают свои филиалы и представительства во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, подтверждая необходимость создания подобных образований на российской территории российскими учредителями.

В советское время существовали фонды, которые занимались сбором средств и распределением их по целевому назначению, но их было незначительное количество. С началом "перестройки" число фондов стало увеличиваться и к концу её завершения их появилось великое множество - от Фонда борьбы за трезвость до Фонда А. Д. Сахарова. В некоторой мере этому способствовало принятие в 1990 году Закона СССР "Об общественных объединениях", который позволил им приобрести официальный статус. Вместе с тем указанный Закон не вышел за рамки единственно возможной в то время легитимной формы объединения - членской общественной организации. Упомянув о фондах (наряду с партиями, движениями и клубами) как виде объединения, Закон стимулировал широкую практику самоназвания членских общественных организаций "фондами", хотя в большинстве случаев это не соответствовало ни их организационной структуре, ни их имущественному статусу.

Ситуация принципиально изменилась лишь с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О некоммерческих организациях", где было дано нормативное определение фонда как особого вида некоммерческой организации - не имеющей членства, основанной на добровольных вкладах учредителей. Кроме того, в ГК РФ был законодательно установлен особый порядок отчетности фонда, предусматривающий обязательность публикования отчетов об использовании его имущества, обязательность формирования попечительского совета как надзорного органа, а также исключительно судебный порядок ликвидации фонда.

Развивая эти положения применительно к общественным объединениям, Федеральный закон "Об общественных объединениях" определил основные признаки и порядок управления имуществом общественных фондов, имея в виду лишь две категории учредителей - физические лица и общественные объединения.

Отдельные аспекты деятельности благотворительных фондов были урегулированы Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", негосударственных пенсионных фондов - Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах".

Однако проблема заключается в том, что многообразие отношений, связанных с деятельностью фондов, создаваемых иными учредителями, до сих пор не нашли закрепления в законе. Вместе с тем массовое возникновение различных фондов, вызванное общественными потребностями, приводит к узковедомственному регулированию их деятельности, что порождает серьезные трудности и создает почву для злоупотреблений.

Учитывая это, в настоящее время появилась необходимость в разработке единого правового акта, который бы в комплексе регулировал отношения, возникающие в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией фондов, и внес бы нормативную определенность богатой общественной практике создания фондов различными категориями учредителей.

Особого внимания законодателя требуют фонды, создаваемые с участием государства и муниципальных образований, поскольку ими расходуются бюджетные средства, что предполагает более четкую регламентацию порядка создания, формирования и использования имущества.

Результатом принятия данного Федерального закона станет целостное нормативное регулирование деятельности различных фондов, создаваемых на основе добровольных взносов. При этом надо иметь в виду, что все государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, образованные за счет обязательных платежей, не являются предметом рассмотрения данного закона.

Реализация законопроекта не потребует дополнительных средств из федерального бюджета.



Председатель Комитета В.Зоркальцев



Док. 350134
Перв. публик.: 19.12.97
Последн. ред.: 08.08.07
Число обращений: 601

  • Зоркальцев Виктор Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``