В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В.И. Зоркальцев: Правовое становление `Гражданского общества` России (1994-2004 г.) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН `О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон `Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Феде Назад
В.И. Зоркальцев: Правовое становление `Гражданского общества` России (1994-2004 г.) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН `О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон `Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Феде
ТЕКСТ к 1 чтению
Вносится депутатами -
членами Комитета по законодательству
и судебно-правовой реформе,
Комитета по делам общественных объединений
и религиозных организаций,
Комитета по информационной политике и связи

Вносят депутаты Государственной Думы:

Вносят депутаты -

члены Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе

А.И. Лукьянов, В.Л. Шейнис, А.И. Салий;

члены Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций В.И.Зоркальцев, В.В. Гришуков, Ю.И. Полдников;

члены Комитета по информационной политике и связи

О.А. Финько, Ю.М.Нестеров;

член Комитета по делам Федерации и регональной политике

Е.В. Панина.
П р о е к т

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

Статья 1. Внести в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, No 38, ст. 4339 ) следующие изменения и дополнения:

1. Абзац одиннадцатый статьи 2 изложить в редакции:

"избирательное объединение - политическое общественное объединение (политическая партия, иная Жирным шрифтом выделены изменения и дополнения в тексте Федерального закона. политическая организация, политическое движение), созданное и зарегистрированное на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Устав политического общественного объединения либо изменения и дополнения в уставе общественного объединения, придающие ему статус политического, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования. Изменения и дополнения, не связанные с изменением статуса общественного объединения в качестве политического, независимо от времени их внесения в устав, не должны нарушать право указанного объединения на участие в выборах;

2. В абзаце двадцать четвертом статьи 2 слова "при проведении выборов кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума," заменить словами "при проведении выборов зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов".

3. Дополнить закон статьей 71:

"Статья 71. Политическое общественное объединение

1. Политическим общественным объединением является общественное объединение, зарегистрированное в Министерстве юстиции Российской Федерации либо в органе юстиции субъекта Российской Федерации в одной из двух следующих организационно-правовых форм - общественная организация (для политической партии, иной политической организации) либо общественное движение (для политического движения), основными, закрепленными в уставе целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. Все остальные предусмотренные в уставе цели должны соответствовать указанным основным целям.

2. Политическим общественным объединением не признается:
объединение, зарегистрированное в соответствии с действующим законодательством в качестве профессионального союза, религиозной, благотворительной организации, национально-культурной автономии, а также в качестве общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности;
объединение, устав которого допускает членство в нем иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных или международных организаций;
объединение, в уставе которого предусматривается членство в нем граждан только или преимущественно по профессиональному, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признаку (признакам);
объединение, устав которого предусматривает членство в нем военнослужащих, судей и иных категорий лиц, которые не имеют права заниматься политической деятельностью либо быть членами политических организаций;
объединение, преследующее цели извлечения прибыли из предпринимательской деятельности и допускающее распределение полученной прибыли (имущества, собственности) между своим членами и (или) учредителями;
объединение, чей неполитический характер специально оговорен в законодательстве.
3. Политический характер общественного объединения должен быть прямо указан в его полном наименовании.

4. Министерство юстиции Российской Федерации, органы юстиции субъектов Российской Федерации осуществляют регистрацию политических общественных объединений в соответствии с критериями, указанными в пунктах 1-3 настоящей статьи, и представляют список общественных объединений, являющихся политическими общественными объединениями, с указанием даты этой регистрации избирательным комиссиям соответствующего уровня не позднее чем через 5 дней со дня получения запроса комиссии.

5. Отказ в регистрации общественного объединения в качестве политического общественного объединения может быть обжалован в судебном порядке."

4. Статью 21 дополнить пунктами 4 и 5:

"4. Избирательные комиссии, комиссии референдума обязаны в пределах свой компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании или подготовки референдума обращения о нарушении настоящего Федерального закона, федеральных конституционных законов, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, референдума, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Избирательные комиссии, комиссии референдума вправе обращаться с представлением о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений настоящего Федерального закона, федеральных конституционных законов, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, референдума, в правоохранительные органы, которые обязаны в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять установленные законом меры по пресечению этих нарушений. В случае, если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

5. Избирательные комиссии, комиссии референдума обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, ходе избирательной кампании, подготовки и проведения референдума.".

5. Пункты 4 - 13 статьи 21 считать соответственно пунктами 6 - 15.

6. Первое предложение пункта 13 статьи 21 после слов "должны предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий, комиссий референдума" дополнить словами "а также предоставлять избирательным комиссиям, комиссиям референдума бесплатное эфирное время для осуществления информирования избирателей, участников референдума".

7. Пункт 1 статьи 26 после слов "На всех заседаниях соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума" дополнить словами "а также при работе с избирательной документацией, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, осуществляемой соответствующей участковой, территориальной избирательной комиссией, комиссией референдума".

8. Статью 27 дополнить пунктом 7:

"7. Избирательная комиссия, комиссия референдума по требованию любого члена соответствующей, а также любого присутствующего члена вышестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума обязана проводить голосования по любым вопросам, входящим в ее компетенцию.". Пункты 7 - 12 считать соответственно пунктами 8 - 13.

9. Пункт 3 статьи 30 дополнить следующим предложением:

"Политическая партия, иная политическая организация, входящая в состав политического движения, участвующего в выборах в качестве избирательного объединения, не может выступать на этих выборах в качестве самостоятельного избирательного объединения".

10. Пункт 5 статьи 30 дополнить вторым предложением: "В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации данное правило в части запрета на изменение порядка размещения кандидатов в списке не применяется при проведении выборов по одномандатным избирательным округам".

11. Часть вторую статьи 32 изложить в следующей редакции:

"Федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться предельное (максимальное) количество представляемых подписей избирателей, собранных в поддержку кандидатов (списков кандидатов). В случае, если соответствующим законом устанавливается данное ограничение, установленное в законе предельное (максимальное) количество представляемых подписей должно превышать количество подписей, необходимое для регистрации, не менее чем на 15 процентов."

В пункте 2 статьи 32 слова "которое не должно превышать установленное законом, необходимое для регистрации количество подписей более чем на 15 процентов" заменить словами я"которое должно превышать установленное законом необходимое для регистрации количество подписей не менее чем на 15 процентов".

12. В первом предложении пункта 3 статьи 32 после слов "либо часть" включить слова "но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации количества подписей".

13. Во втором предложении пункта 3 статьи 32 после слов "предельная величина которой устанавливается федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации" включить слова "но не может быть менее 10 и более 20 процентов".

14. Пункт 1 статьи 39 изложить в редакции:

"1. Телерадиокомпании и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения, либо которые финансируются полностью или частично, но не менее чем на 20 процентов бюджета соответствующей телерадиокомпании, периодического печатного издания за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам равные возможности проведения предвыборной агитации.".

15. В пункте 2 статьи 39 слова "Средства массовой информации" заменить словами "Телерадиокомпании и периодические печатные издания".

16. В пункте 2 статьи 43 слова "адреса мест жительства" заменить словами "место жительства".

17. Пункте 6 статьи 45 изложить в редакции:

"6. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком пункта 2 настоящей статьи избирательная комиссия обязана, а иные органы, организации и граждане, указанные в пункте 4 статьи 63 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов). В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума установленных статьями 37 - 45 настоящего Федерального закона иных правил проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума избирательная комиссия, комиссия референдума делает предупреждение, которое оформляется в виде ее решения, зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, инициативной группе по проведению референдума, либо обращается в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, а избирательная комиссия - и (или) отменяет решение о регистрации кандидата (списка кандидатов).

18. В статье 50 исключить слова "за 15 дней до дня голосования и".

19. В пункте 4 статьи 51 слова "адрес места жительства" заменить словами "место жительства".

20. В пункте 6 статьи 52 слова "любого знака" заменить словами "знака "+", "Х" или "V".

21. Первое предложение пункта 1 статьи 53 изложить редакции:

"1. В случае, если федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям для голосования на выборах, референдуме, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, избирателю, участнику референдума, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, состояние здоровья и другие причины) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти в участковую избирательную комиссию, комиссию референдума, на избирательном участке, участке референдума, на котором он включен в список избирателей, участников референдума, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в помещении соответствующей территориальной (окружной) (за 15 - 4 дня до дня голосования) или участковой (не ранее чем за 3 дня до дня голосования) избирательной комиссии, комиссии референдума.".

22. Дополнить статью 53 пунктом 2:

"2. Избиратель, участник референдума, голосующий досрочно, подает в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. Данное заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума.".

23. Пункты 2 - 6 статьи 53 считать соответственно пунктами 3 - 7.

24. В третьем предложении пункта 5 статьи 53 исключить слова "и участковой".

25. В пункте 2 статьи 55 после слов "об итогах голосования должен" включить слова "быть составлен на одном листе и".

26. В подпункт "д" пункта 2 статьи 55 после слов "проголосовавших по открепительным удостоверениям для голосования на выборах, референдуме на избирательном участке, участке референдума" включить следующий абзац:

"строка 13г: число погашенных на избирательном участке, участке референдума открепительных удостоверений для голосования на выборах, референдуме;".

27. В пункте 3 статьи 56 слова "подписей членов комиссии и печати комиссии, проставленных на бюллетене" заменить словами "квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, наименований избирательных объединений, избирательных блоков и строки "Против всех кандидатов", "Против всех списков кандидатов", квадратов под словами "да" и "нет".

28. Пункт 4 статьи 56 заменить пунктами 4-6:
"4. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей, участников референдума члены участковой избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса вносят на каждую страницу списка избирателей, участников референдума следующие суммарные данные по этой странице:
а) число избирателей, участников референдума, внесенных в список;
б) число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, выданных избирателям, участникам референдума на избирательном участке, участке референдума в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей, участников референдума в списке избирателей, участников референдума);
в) число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей, участников референдума);
г) число избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно;

д) число открепительных удостоверений для голосования на выборах, референдуме, выданных участковой избирательной комиссией, комиссией референдума избирателям, участникам референдума на избирательном участке, участке референдума;

е) число избирателей, участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям для голосования на выборах, референдуме на избирательном участке, участке референдума.

5. После внесения указанных в пункте 4 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей, участников референдума подписывается членом избирательной комиссии, комиссии референдума, проставляющим эти данные, который затем их суммирует и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. После этого со списком избирателей вправе ознакомится лица, указанные в пункте 3 статьи 26 настоящего Федерального закона.

6. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии, комиссии референдума уточняет, оглашает и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму:

число избирателей, участников референдума, внесенных в список;

число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, полученных участковой избирательной комиссией, комиссией референдума (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума в помещении территориальной (окружной) избирательной комиссии, комиссии референдума, в указанное число не входят).".

29. Пункты 5-31 статьи 56 считать соответственно пунктами 7-33.

30. В пункте 5 статьи 56 после слов "13в" включить слова "13г", дополнить пункт следующим абзацем:

"число погашенных на избирательном участке, участке референдума открепительных удостоверений для голосования на выборах, референдуме".

31. Дополнить статью 56 после пункта 5 следующим пунктом:

"В случае, если федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации предусмотрено повторное голосование, порядок учета открепительных удостоверений устанавливается этим федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.".

32. В пункте 14 статьи 56 слова "при этом" заменить словами "при сортировке".

33. Пункт 15 статьи 56 дополнить следующим предложением: "Порядок сортировки избирательных бюллетеней при выборах по многомандатным избирательным округам устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации".

34. Пункт 20 статьи 56 дополнить словами "включая дополнительный подсчет избирательных бюллетеней. В случае, если после дополнительного подсчета контрольные соотношения не совпали, участковая избирательная комиссия, комиссия референдума составляет об этом акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования.".

35. В пункте 2 статьи 58 после слов "меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов" включить слова "либо если кандидат (все кандидаты при выборах по многомандатным избирательным округам), набравший (набравшие) необходимое для избрания число голосов избирателей, не сложил (не сложили) полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица в порядке, установленном федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации". Дополнить пункт 2 статьи 58 следующим вторым предложением: "При проведении выборов по многомандатным избирательным округам в случае, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, этот кандидат считается не избранным."

36. Дополнить статью 58 пунктом 4:

"4. Избирательная комиссия не вправе выдать кандидату, набравшему необходимое для избрания число голосов избирателей, удостоверение об избрании, если он не сложил полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица. В случае, если в результате того, что кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица, назначены повторные выборы, этот кандидат обязан возместить соответствующей избирательной комиссии все бюджетные расходы на проведение повторных выборов.".

37. Пункты 4 и 5 статьи 58 считать соответственно пунктами 5 и 6.

38. Пункт 4 статьи 63 дополнить предложением:

"При этом в случае, если указанные нарушения касаются значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу по существу".
39. Пункт 2 статьи 66 после слов "в пункте 3" заменить словами "в пунктах 3, 4 и 6".

1.    Включить в статью 66 пункт 4:

"4. При подготовке и проведении дополнительных и повторных выборов депутатов, в случае, если общие выборы были назначены до вступления в силу настоящего Федерального закона, не применяются следующие положения настоящего Федерального закона: пункты 5 и 6 статьи 18, пункт 8 статьи 31, пункт 1 и подпункт "а" пункта 10 статьи 47, а также пункт 2 статьи 58 в случае, если голосование на общих выборах проводилось до вступления в силу настоящего Федерального закона ".

41. Включить в статью 66 пункт 6:

"6. Абзац одиннадцатый статьи 2 настоящего Федерального закона не применяется при проведении выборов, назначенных до 1 июля 1999 года.".

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации


Комитет Государственной Думы

по законодательству и

судебно-правовой реформе

на No 3.1-248 от 26.02.99

Заключение
по Федеральному закону "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
(с учётом предложений Президента Российской Федерации )

Изучив по Вашему поручению Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подготовленный с учётом предложений Президента Российской Федерации, Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает, что внесение этого документа на повторное рассмотрение Государственной Думы осуществляется с нарушением Регламента Государственной Думы.

Согласно части 5 статьи 135 Регламента в случае принятия постановления Государственной Думы о создании специальной комиссии федеральный закон передается данной комиссии для выработки согласованной редакции. В процессе работы члены специальной комиссии от Государственной Думы принимают решение большинством от общего их числа. Однако, как видно из представленного на рассмотрение Совета Государственной Думы протокола согласования предложений Президента Российской Федерации (от 17 февраля с.г.), в согласовании редакции документа принимало участие только трое из семи депутатов, избранных в состав специальной комиссии Постановлением Государственной Думы от 20 ноября 1998 года, No 3265-II ГД. По этой причине указанный протокол не имеет юридической силы.

По окончании работы именно специальная комиссия (но не Комитет) представляет на повторное рассмотрение палаты федеральный закон в согласованной редакции с протоколом и сопоставительной таблицей. Однако в представленных на рассмотрение материалах не имеется сведений о том, что предлагаемая редакция Федерального закона представляется от имени специальной комиссии, а также отсутствует сопоставительная таблица.

Текст Федерального закона дополнен рядом новых положений, не вытекающих из письма Президента Российской Федерации от 5 ноября 1998 года об отклонении этого Федерального закона ( в статье 1: абзац 3 пункта 4 , абзац 5 пункта 12, абзац 3 пункта 16, абзац 8 пункта 47 и др.), в связи с чем полномочный представитель Президента, подписывая 17 февраля протокол согласования, вышел за пределы своих полномочий. Исходя из требований части 8 статьи 135 Регламента Государственной Думы такие предложения должны исходить лично от Президента Российской Федерации.

Непосредственно по тексту предлагаемой редакции Федерального закона у Правового управления имеются следующие замечания:

1. Положение абзаца 5 пункта 44 статьи 1 предлагаемой редакции Федерального закона, имеющее специальный характер и устанавливающее возможность судебного обжалования нарушенных избирательных прав граждан в течение 3-х месяцев со дня, когда лицо, обратившееся с жалобой, узнало или должно было узнать о нарушении этих прав, не учитывает допустимости альтернативного обжалования нарушений избирательных прав граждан и в этой связи уменьшает возможность судебной защиты нарушенного права по сравнению с положениями статьи 2395 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, устанавливающими сроки судебного обжалования также и в зависимости от времени рассмотрения жалоб в иных органах (например, в избирательных комиссиях, прокуратуре и пр.). Предлагаемый подход не согласуется со статьей 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации запрещается издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Кроме того в указанном фрагменте закона необходимо устранить смысловую ошибку, заменив слова "лицо, обратившееся с жалобой" на слова "лицо, избирательные права которого нарушены", поскольку в данном случае устанавливается право судебного обжалования допущенного нарушения, а с жалобой в суд конкретное лицо может и не обратиться.

2. Нуждается в доработке положение пункта 43 (абзац 2) статьи 1, устанавливающее порядок применения решения референдума субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения в случае, если оно не согласуется с принятым впоследствии федеральным законом. Представляется более корректным в правовом отношении дополнение указанного фрагмента текста словами "до приведения его в соответствие с принятым федеральным законом". Такой подход согласуется с правовой позицией, сформулированной в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации (см., например, пункт 3 описательной части определения от 1 октября 1998 года, No145-О), согласно которой с принятием федерального закона соответствующий правовой акт субъекта Российской Федерации подлежит приведению в соответствие с ним.

При этом следует иметь в виду, что приведение актов, принятых на референдуме субъекта Федерации, в соответствие с федеральным законом может осуществляться законодательным органом государственной власти субъекта Федерации, поскольку нормативное значение актов, как одобряемых на референдуме, так и принимаемых органом законодательной власти, является идентичным, в том числе и по юридическим последствиям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.06.98 г., пункт 2 описательной части).

3. Предлагаемой редакцией Федерального закона не в полной мере учитываются рекомендации Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 17 ноября 1999 года, пункт 8 описательной части) в отношении установления правовых условий, обеспечивающих участие в распределении депутатских мандатов не менее чем двух избирательных объединений, которые при этом должны получить более 50 процентов голосов избирателей, участвовавших в голосовании. Установив в новых подпунктах "в" и "г" пункта 2 статьи 58 Федерального закона " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (абзацы 7 и 8 пункта 40 статьи 1 предлагаемой редакции Федерального закона) правило о признании выборов несостоявшимися в случаях, если менее чем два списка кандидатов получили право принять участие в распределении депутатских мандатов или за списки кандидатов, получивших это право, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, рассматриваемый Федеральный закон не содержит для подобных случаев механизма правового регулирования, позволяющего соблюсти указанные требования, вытекающие из демократического характера основ конституционного строя Российской Федерации, и в то же время не допустить признания выборов несостоявшимися по указанным причинам. Установление конкретных положений, закрепляющих такой механизм, по мнению конституционного Суда является прерогативой федерального законодателя.

4. Положения абзаца 8 пункта 47 статьи 1 предлагаемой редакции Федерального закона (устанавливающие возможность и порядок продления либо сокращения сроков полномочий органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления), которыми предлагается дополнить статью 66 действующего Федерального закона не согласуются с последней ни по названию ("Вступление в силу настоящего Федерального закона"), ни по содержанию. Кроме того предлагаемое изменение противоречит статье 8 (пункты 2, 3) действующего Федерального закона, согласно которой изменение (увеличение или уменьшение) срока полномочий действующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается. Норма об изменении (увеличении или уменьшении) установленного соответствующим нормативным правовым актом срока полномочий вступает в силу только после истечения срока полномочий этого органа или должностного лица.

Кроме того при рассмотрении предлагаемого дополнения необходимо иметь в виду, что Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая право граждан на участие в свободных периодических выборах (пункт "b" статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах) в соотношении с правом субъектов Российской Федерации самостоятельно устанавливать систему своих органов государственной власти (статья 77 Конституции Российской Федерации) в своем Постановлении от 30 апреля 1997 года, No7-П (пункт 7 описательной части), сформулировал правовую позицию, согласно которой нарушением периодичности выборов, ущемляющим конституционные права граждан на участие в них, является как отказ законодателя субъекта Российской Федерации от соблюдения максимального срока полномочий, установленного федеральными актами, так и несоблюдение законодателем субъекта Российской Федерации при назначении выборов конкретного срока полномочий, который определен им же как органом, уполномоченным осуществлять такое регулирование.

Представляется , что указанные положения абзаца 8 пункта 47 статьи 1 должны быть приведены в соответствие с упомянутым Постановлением Конституционного Суда и могут быть включены в статью 8 действующего Федерального закона после устранения противоречий с её нынешней редакцией.

Первый заместитель начальника Управления В.А.Рощин





Док. 350161
Перв. публик.: 11.02.98
Последн. ред.: 08.08.07
Число обращений: 584

  • Зоркальцев Виктор Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``