В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Гришанков: Правительство и естественные монополии - это как Штирлиц и Мюллер Назад
Дмитрий Гришанков: Правительство и естественные монополии - это как Штирлиц и Мюллер
Дмитрий Эдуардович, правительство ограничило рост тарифов в 2002 году. Естественные монополии, которые рассчитывали на гораздо более существенное увеличение, недовольны. Как Вы оцениваете это решение правительства?

До тех пор, пока у нас нет никакой внутренней конкуренции, точнее, нет никаких механизмов, которые бы саморегулировали эти тарифы, государство является единственным регулировщиков тарифов. И большие или маленькие те тарифы, которые оно установило - сказать совершенно невозможно. Потому что мы не знаем точно структуру цены на большинство составляющих затрат естественных монополий. В этой ситуации их можно, например, вообще не повышать. Соответственно, все возьмут руку под козырек. Если уж мы совершенно ничего не знаем об этой системе, то было бы естественно повышать тарифы в темпе, который был бы сопоставимым с темпами повышения цен на промышленную продукцию. Тарифы очень далеко отстали от цен на промышленную продукцию, диспропорция нездоровая, она приведет к тому, что рано или поздно у нас появится ситуация схожая с Приморьем. В Приморье проблемы с электроэнергетикой, но вы же понимаете, что такие же ситуации могут быть с перевозками, газоснабжением, да с чем угодно.
Мое неприятие ситуации состоит в том, что правительство не идет ни вперед, ни назад. Назад можно было бы пойти, сказав, что мы повышаем тарифы соответственно с ценами на промышленную продукцию. Условия этой сделки были бы таковы: чтоб мы от вас ничего не видели и не слышали, - сказало бы правительство естественным монополиям. Вот вам тарифы, пожалуйста, разбирайтесь сами. Но, если что-либо произойдет, мы с вас всех снимем головы. Нормальная сделка, более-менее понятная, хотя и крайне неэффективная, не отвечающая требованиям нынешнего времени.
Вариант второй - правительство создает условия, когда естественные монополии заинтересованы снижать свои издержки, тогда тарифы можно не повышать за счет того, что будут внедряться энергосберегающие технологии и тому подобное. Допустим, снимается налогообложение от внедрения технологий энергосбережения.
Мы как бы и оттуда не ушли, и сюда тоже не пришли. В этой ситуации манипуляции с тарифами в угоду тому, что нам нужно стабилизировать рубль, нужно сдержать инфляцию. Все это очень опасные манипуляции.

В конечном итоге, кто выиграет, а кто проиграет от этого решения правительства?

Я бы не вырывал это решение из контекста. Если в контексте правительство не идет ни туда, ни сюда, то проиграем все мы вместе. Грубо говоря, если бы было принято решение в каком-то другом контексте, например, мы вам не даем сейчас повысить тарифы, но зато предусматриваем такие-то налоговые льготы, какие-то внятные элементы промышленной политики, то это был бы другой разговор. Но сейчас люди, как я могу судить, занимаются скорее тактическими маневрами, пытаются сбить инфляцию, а эта задача сейчас сама по себе никому не нужна. Мы живем не ради того, чтобы сбить инфляцию, правительство должно быть озабочено, тем, чтобы поднять промышленное производство, поднять реальные доходы населения. Инфляция при этом вторична.

28 января 2002

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=19531

Док. 350264
Перв. публик.: 08.02.02
Последн. ред.: 08.08.07
Число обращений: 288

  • Гришанков Дмитрий Эдуардович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``