В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Гришанков: Экспорт российской нефти в основном ограничивается транспортными возможностями Назад
Дмитрий Гришанков: Экспорт российской нефти в основном ограничивается транспортными возможностями
Дмитрий Эдуардович, через три дня после обнародования Лукойлом деталей своей стратегии по увеличению экспорта нефтепродуктов вице-премьер Виктор Христенко объявил, что государство готово потратить миллиард долларов на новые экспортные проекты. Как раз на те, которые планирует осуществить Лукойл. Это строительство "северного" нефтепровода (Нижний Новгород - Ярославль - Кириши - Приморск) и "южного" (Волгоград - Новосибирск или Туапсе). Компания надеется, что к 2005 году это позволит увеличить экспорт продукции до 70%. Но почему именно к Лукойлу государство так благосклонно?

Я думаю, что государство готово вкладывать деньги в инфраструктурные проекты, в которых государство является соучредителем, собственником, это было бы понятно, это проекты аналогичные КТК. Было бы очень странно, если бы Христенко заявил, что они готовы вложить пускай даже не миллиард, а даже миллион долларов в Лукойл.
Ни для кого не секрет, что сейчас экспорт нефти в основном ограничивается транспортными возможностями нашей страны, соответственно есть трубопроводы, есть пропускная способность основных портов, пропускная способность флота, мы практически сидим на ограничении по этим возможностям. Так как для государства одним из основных источников пополнения бюджета являются налоги с нефтегазовых компаний, естественно, оно заинтересовано в том, чтобы они развивались, в том числе, наращивали добычу и экспорт. Наращивание добычи с трудом можно себе представить без экспорта. Поэтому для государства вполне понятны инвестиции и участие в проектах, которые создают инфраструктуру для наращивания экспорта. Кому выгодны эти проекты? В данном контексте речь идет о Лукойле. Но я думаю, что не менее выгодны подобные проекты и для ЮКОСа, и для других компаний, потому что речь идет наверняка не только об этих двух проектах, но также о КТК и о других транспортных структурах.

Леонид Федун, сказал, что его компания отстала от своих конкурентов в объемах экспорта нефтепродуктов. ЮКОС экспортирует 70% своей продукции, Сургутнефтегаз почти 90%, а у Лукойла этот показатель слегка превышает 50%. То есть, таким образом, государство вмешивается в конкурентную борьбу?

Я бы не назвал это прямым вмешательством в конкурентную борьбу, потому что если говорить о сопоставлении этих компаний, то они уже находятся в неравных условиях хотя бы по своему географическому положению, по расположению на карте нашей стране, по близости к транспортным коммуникациям. Поэтому здесь я бы рассматривал больше не столько аспект содействия той или иной компании, сколько вообще геополитические аспекты - это наша конкуренция на мировых рынках, наша конкуренция с нашими соседями по СНГ, мы должны построить транспортную систему таким образом, чтобы мы в первую очередь конкурировали на этих внешних рынках. А уж кто окажется ближе, Лукойл, ЮКОС, Славнефть или еще кто-то - это отчасти вопрос везения, отчасти вопрос лоббирования.

26 апреля 2002

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=23444

Док. 350292
Перв. публик.: 08.05.02
Последн. ред.: 08.08.07
Число обращений: 331

  • Гришанков Дмитрий Эдуардович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``