В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Гришанков: Надо немного по-другому относиться к словам Чубайса Назад
Дмитрий Гришанков: Надо немного по-другому относиться к словам Чубайса
Дмитрий Эдуардович, энергосистемы России и Китая планируется реформировать по одинаковой методике. Об этом сообщил председатель правления РАО "ЕЭС" России Анатолий Чубайс в пятницу по прибытии в Хабаровск. Почему Чубайс вдруг заговорил о реформировании электроэнергетики Китая?

Я думаю, что основных интересов тут может быть два, но это только предположения. Первый интерес - то, что если реформа электроэнергетики в Китае по основным принципам совпадает с российской, то это достаточно веский аргумент в пользу реформаторов электроэнергетики, это значительно усиливает позиции РАО. Грубо говоря, мы не одиноки на этом пути, есть коллеги, партнеры, которые тем же путем идут, с которыми можно советоваться, на ошибках которых можно учиться.
Второе, на мой взгляд, это то, что Китай наш сосед и возможный партнер по торговле электроэнергией. Если у нас пойдет реформа электроэнергетики правильным путем, то рано или поздно у нас смогут образоваться излишки электроэнергии, а их надо продавать. И наоборот, если мы в какой-то момент реформы будем испытывать недостаток, у нас должна быть возможность этот недостаток восполнить. В этом смысле, если мы находимся в одном пространстве с Китаем, то для нас это большое преимущество.

А что первично: реформа у нас или реформа в Китае? Это мы подражаем китайцам или китайцы нам?

Мне трудно говорить, поскольку я, к сожалению, не вполне знаком с тем, что делается в Китае. Но я недавно был в Казахстане, и если это назвать реформой электроэнергетики, то там она уже давно прошла. Там были болезненные моменты, но теперь, по крайней мере, в тех районах, в которых я был, нет проблем ни с электроэнергией, ни с ценами на нее. Я считаю, что это положительный момент. Там произошло разделение энергосистемы, и теперь она там демонополизирована. Так что, по крайней мере, от Казахстана мы отстаем. Там есть свои проблемы, обусловленные, может быть, чрезмерной централизацией всех управленческих процессов по реформированию, но результат на лицо. Электростанции принадлежат частному бизнесу, и частный бизнес с ними очень неплохо справляется.

Чубайс говорит, что необходимо разделить в процессе реформирования конкурентный и монопольный сектора бизнеса. В конкурентном секторе, в конечном итоге, должны быть обеспечены рыночные отношения с конечной целью снижения тарифов на электроэнергию. Но до сих пор речь шла о повышении тарифов в процессе реформирования. Что имеется в виду?

Я неоднократно говорил, что, на мой взгляд, тарифы должны несколько повыситься. То, что есть сейчас, сильно занижено в результате того, что после кризиса тарифы искусственно сдерживались. Но, на мой взгляд, здесь надо немножко по-другому относиться к словам Чубайса. Надо смотреть на перспективу, если не долгосрочную, то, по крайней мере, среднесрочную. В этой перспективе без каких-то мер по реформированию нам рост тарифов не остановить. Потому что, повторюсь, та система, которая действует сейчас, действует по затратному принципу, она не только не стимулирует снижения издержек, но, наоборот, стимулирует их раздувание. То есть, чем больше издержек будет показано, тем лучше себя чувствует энергосистема. В этом смысле, наверное, можно вести речь о снижении тарифов в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Это будет снижение относительно нынешнего уровня или относительно тех уровней, на которые выйдут тарифы к окончанию реформы?

Я не думаю, что это будет относительно нынешнего уровня, это крайне маловероятно. Хотя, может быть, в отдельных районах и так произойдет. Но это будет снижение относительно того уровня, на который они выйдут, если будет продолжать действовать нынешняя модель ценообразования.

Что собой будет представлять монопольный сектор?

Я думаю, что здесь, прежде всего, речь идет о сетевой компании, потому что, к сожалению или к счастью она у нас одна. И единая энергосистема - это, прежде всего, единая сеть, которая распространяется по всей территории страны. Другой такой же сети нам при всем большом желании в ближайшем будущем не построить, в тоже время без такой сети наше энергохозяйство эффективно функционировать не сможет.
К тому же ее невозможно разделить. Это примерно та же самая проблема, что и с транспортировкой нефти и газа. Нельзя взять и купить кусочек сети длиною в метр. Тогда я, как монопольный владелец этого кусочка, смогу вам назначить за проход по этому кусочку любые совершенно тарифы, и вы никуда не денетесь, потому что вам надо прокачать энергию через этот кусочек. Это тоже самое, что и кусочек границы купить по анекдоту.
Единая сеть - это как раз, наверное, то, что называется естественной монополией, по крайней мере, я пока не знаю моделей, с помощью которых можно было бы единую сеть демонополизировать. Другое дело, если бы у нас существовали избыточные сети, то есть альтернативные сети для прокачки энергии из организаций, для перетоков энергии. Тогда об этом можно было бы вести речь. Но та система, которая исторически сложилась в России, этого не предусматривает.

17 мая 2002

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=24058


Док. 350302
Перв. публик.: 08.06.02
Последн. ред.: 08.08.07
Число обращений: 316

  • Гришанков Дмитрий Эдуардович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``