В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Гришанков: Когда чиновникам все отдано на откуп, добра ждать редко приходится Назад
Дмитрий Гришанков: Когда чиновникам все отдано на откуп, добра ждать редко приходится
Дмитрий Эдуардович, новая система регулирования тарифов естественных монополий, принятая российским правительством в апреле 2002 года, жизненно важна для развития более прозрачных правил игры в экономике, говорится в выпущенном в среду докладе Standard & Poor"s. Агенство с большим воодушевлением восприняло новую систему регулирования тарифов. Вот только российские экономисты почему-то не испытывали такого оптимизма, ни в апреле, ни сейчас. Почему? Объективна ли оценка S&P?

Мне не хотелось бы оценивать результаты деятельности Standard & Poor"s. В конце концов, это делает рынок, и делает уже много десятилетий, благодаря этому авторитет у Standard & Poor"s и есть. С другой стороны, наверное, трудно отрицать тот факт, что S&P - это агентство международное, при этом базирующееся в США. Вольно или не вольно, и Standard & Poor"s, и Moody"s как-то ориентируются на взаимоотношения стран, я имею в виду США и, соответственно, стран, в которых они ведут свою рейтинговую деятельность.
Наверное, самым ярким проявлением такого влияния рейтинговых агентств в политике стало то, что несколько дней назад, например, Moody"s отозвал рейтинг у Ирана. Хотя в Иране никаких экономических событий не произошло, просто Иран решил выпустить свои облигации. Но так как это противоречит политике США в регионе, то Moody"s просто отозвало рейтинг - это станет большим препятствием для размещения иранских облигаций. Я думаю, что в какой-то степени политический момент присутствует и в деятельности Standard & Poor"s. В какой - я не берусь судить, но то, что это сообщение вышло не в апреле, а в июне, отчасти это результат определенных сдвигов в отношениях между нашими президентами и правительствами.
По поводу самого факта новой системы регулирования тарифов на электроэнергию, то, да, здесь Standard & Poor"s, наверное, абсолютно право в долгосрочном плане. С точки зрения абсолютной истины, тут все правильно сделано. Но с точки зрения текущей ситуации, я не думаю, что она изменится прямо сейчас, в одночасье, в течение ближайших дней или даже года-двух, я имею в виду кардинальные изменения. Это процесс постепенный. Как говорится, дьявол в деталях. Хотя обозначенное направление стратегически верное, как будет реализован путь к этому идеалу, к этой цели, обозначенной правительством, пока, например, для меня не ясны.
Рано или поздно система работать будет, но механизм ее работы пока до конца не ясен. Какой-то эффект от нее будет, но как она будет конкретно реализована, это до конца не ясно. Эта неясность как всегда порождает массу опасений, потому что очень много отдается на откуп чиновникам, как этим распорядятся, совершенно неясно. Мы знаем, что когда чиновникам все отдано на откуп, добра ждать редко приходится.

А противодействие этой новой системе будет какое-то со стороны естественных монополий?

В принципе, я не думаю, что будет. Например, что касается РАО ЕЭС, то они именно к этому и стремились. Здесь будет противодействие, может быть, со стороны региональных властей, со стороны каких-то конкретных предприятий, но с РАО ЕЭС, я думаю, это согласовано.
Что касается других естественных монополий, Газпрома и МПС, здесь говорить сложнее, я не достаточно знаю детали, но, возможно, что у Газпрома пока будут по этому поводу какие-то доводы против, по той простой причине, что Газпром сильно отстает по темпам реформирования от РАО ЕЭС. Там реальные реформы пока даже не то что не начались, они до конца пока и не обдуманы. Что же до МПС, то там ситуация еще более запущенная.

6 июня 2002

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=24936

Док. 350329
Перв. публик.: 08.06.02
Последн. ред.: 08.08.07
Число обращений: 301

  • Гришанков Дмитрий Эдуардович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``