Дмитрий Эдуардович, замминистра по экономическому развитию А. Шаронов сказал, что, работая над законопроектом об электроэнергетике, Минэкономразвития будет настаивать на свободе частных инвестиций, уменьшении регулятивных функций государства, переходе к одноуровневой системе регулирования тарифов. К чему приведут данные преобразования? Какие экономические преимущества данная мера даст российской электроэнергетике? Приведет ли это к снижению уровня потребления электроэнергии населением?
Этот законопроект призван окончательно определить правила игры на рынке электроэнергетики, определить ответственность участников и права потребителей. Это крайне важно, потому что от того, какие правила будут заложены, зависит очень многое. Перечисленные меры так или иначе направлены на решение базовой задачи. А базовая задача состоит в том, чтобы обеспечить страну электроэнергией, потому что сейчас ситуация такова, что энергетические мощности стареют, убывают, становятся неэффективны, и это приводит к тому, что возрастает стоимость электроэнергии при общем росте потребления электроэнергии в стране. Соответственно, мы стоим на пороге того, чтобы столкнуться с дефицитом электроэнергии. И вышеперечисленные меры направлены на то, чтобы данную проблему урегулировать.
Для этого нужны инвестиции. Откуда они возьмутся? Потенциальных источников три. Это государство, сами энергокомпании, и частные инвесторы. Государство однозначно отпадает, так как оно не обладает необходимыми ресурсами. Привлечение внутренних резервов возможно, но при этом надо стимулировать компании к сокращению собственных издержек. Однако до сих пор эксперты смотрели калькуляцию кредитов, на основе этой калькуляции назначали тарифы, и на этой почве издержки пухли, как только могли. Поэтому энергосистемы взяли на себя все, что только можно, втянув в се6я ремонтные, обслуживающие организации, которых никогда не было в прежние времена. К этому их побудили наши регулирующие органы с их ценообразованием.
Соответственно, один из возможных выходов - либерализация тех областей энергосистемы, в которых она возможна. Грубо говоря, когда я нахожусь на рынке, цена на мой продукт определяется рынком, и никому не интересны мои издержки, то меня это стимулирует к тому, чтобы снизить затраты и увеличить прибыль. Если у меня появляется конкурент, он еще больше снижает цены. Поэтому вариант развития рынка электроэнергетики - правильный. Вопрос только в том, как это реализовать, как перейти от нынешнего состояния к схеме, которая прописана в учебниках, не пожертвовав энергетической безопасности. Это, во многом, вопрос законодательства.
От того, как законодательство выстраивает систему ограничений, зависит, не столкнемся ли мы с дефицитом либо с диктатом региональных монополистов.
Следовательно, Вы считаете, что этот законопроект полезен для электроэнергетики. А как его принятие отразится на рядовых потребителях электроэнергии?
Я не думаю, что для простого обывателя, живущего сегодняшним днем, это выглядит так: сегодня я плачу 50 копеек, а после принятия закона мне придется платить 70 копеек, и недовольство обывателя вполне понятно. Но это произойдет все равно, от повышения никуда не деться. С другой стороны, если посмотреть чуть-чуть подальше, то получается так: сегодня я плачу 50 копеек, завтра я плачу опять 50 копеек, а послезавтра у меня начинаются перебои с электроэнергией, причем в самый неподходящий момент. Например, когда на дворе -30#61616;, как мы уже видели на примере Приморья. И это произойдет из-за того, что я недоплачиваю, электроэнергетики не стимулируют свою деятельность, и между нами куча посредников, которые просто растаскивают эти деньги.
Недавно я был в Казахстане, где проведена сходная реформа, там нет монополизации, и электроэнергетика передана промышленным группам. Да, поначалу там были проблемы, но они решились. Дело в том, что, когда промышленная группа закупает какие-либо мощности, она заинтересована в том, чтобы эти мощности работали, а исполнительная власть следит за тем, чтобы они в первую очередь обеспечивали население, и лишь во вторую - потребности самих промышленных структур. И там уже несколько лет, как забыли о том, что такое проблемы с энергообеспечением.
27 июня 2002
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=25832
Док. 350347 Перв. публик.: 08.07.02 Последн. ред.: 08.08.07 Число обращений: 268
Гришанков Дмитрий Эдуардович
|