В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Гришанков: Энергетикам нужны инвестиции. Откуда они возьмутся? Потенциальных источников три Назад
Дмитрий Гришанков: Энергетикам нужны инвестиции. Откуда они возьмутся? Потенциальных источников три
Дмитрий Эдуардович, замминистра по экономическому развитию А. Шаронов сказал, что, работая над законопроектом об электроэнергетике, Минэкономразвития будет настаивать на свободе частных инвестиций, уменьшении регулятивных функций государства, переходе к одноуровневой системе регулирования тарифов. К чему приведут данные преобразования? Какие экономические преимущества данная мера даст российской электроэнергетике? Приведет ли это к снижению уровня потребления электроэнергии населением?

Этот законопроект призван окончательно определить правила игры на рынке электроэнергетики, определить ответственность участников и права потребителей. Это крайне важно, потому что от того, какие правила будут заложены, зависит очень многое. Перечисленные меры так или иначе направлены на решение базовой задачи. А базовая задача состоит в том, чтобы обеспечить страну электроэнергией, потому что сейчас ситуация такова, что энергетические мощности стареют, убывают, становятся неэффективны, и это приводит к тому, что возрастает стоимость электроэнергии при общем росте потребления электроэнергии в стране. Соответственно, мы стоим на пороге того, чтобы столкнуться с дефицитом электроэнергии. И вышеперечисленные меры направлены на то, чтобы данную проблему урегулировать.
Для этого нужны инвестиции. Откуда они возьмутся? Потенциальных источников три. Это государство, сами энергокомпании, и частные инвесторы. Государство однозначно отпадает, так как оно не обладает необходимыми ресурсами. Привлечение внутренних резервов возможно, но при этом надо стимулировать компании к сокращению собственных издержек. Однако до сих пор эксперты смотрели калькуляцию кредитов, на основе этой калькуляции назначали тарифы, и на этой почве издержки пухли, как только могли. Поэтому энергосистемы взяли на себя все, что только можно, втянув в се6я ремонтные, обслуживающие организации, которых никогда не было в прежние времена. К этому их побудили наши регулирующие органы с их ценообразованием.
Соответственно, один из возможных выходов - либерализация тех областей энергосистемы, в которых она возможна. Грубо говоря, когда я нахожусь на рынке, цена на мой продукт определяется рынком, и никому не интересны мои издержки, то меня это стимулирует к тому, чтобы снизить затраты и увеличить прибыль. Если у меня появляется конкурент, он еще больше снижает цены. Поэтому вариант развития рынка электроэнергетики - правильный. Вопрос только в том, как это реализовать, как перейти от нынешнего состояния к схеме, которая прописана в учебниках, не пожертвовав энергетической безопасности. Это, во многом, вопрос законодательства.
От того, как законодательство выстраивает систему ограничений, зависит, не столкнемся ли мы с дефицитом либо с диктатом региональных монополистов.

Следовательно, Вы считаете, что этот законопроект полезен для электроэнергетики. А как его принятие отразится на рядовых потребителях электроэнергии?

Я не думаю, что для простого обывателя, живущего сегодняшним днем, это выглядит так: сегодня я плачу 50 копеек, а после принятия закона мне придется платить 70 копеек, и недовольство обывателя вполне понятно. Но это произойдет все равно, от повышения никуда не деться. С другой стороны, если посмотреть чуть-чуть подальше, то получается так: сегодня я плачу 50 копеек, завтра я плачу опять 50 копеек, а послезавтра у меня начинаются перебои с электроэнергией, причем в самый неподходящий момент. Например, когда на дворе -30#61616;, как мы уже видели на примере Приморья. И это произойдет из-за того, что я недоплачиваю, электроэнергетики не стимулируют свою деятельность, и между нами куча посредников, которые просто растаскивают эти деньги.
Недавно я был в Казахстане, где проведена сходная реформа, там нет монополизации, и электроэнергетика передана промышленным группам. Да, поначалу там были проблемы, но они решились. Дело в том, что, когда промышленная группа закупает какие-либо мощности, она заинтересована в том, чтобы эти мощности работали, а исполнительная власть следит за тем, чтобы они в первую очередь обеспечивали население, и лишь во вторую - потребности самих промышленных структур. И там уже несколько лет, как забыли о том, что такое проблемы с энергообеспечением.

27 июня 2002
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=25832

Док. 350347
Перв. публик.: 08.07.02
Последн. ред.: 08.08.07
Число обращений: 268

  • Гришанков Дмитрий Эдуардович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``