В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Гришанков: Азиатский рынок очень емкий Назад
Дмитрий Гришанков: Азиатский рынок очень емкий
Дмитрий Эдуардович, в связи с активно обсуждаемыми в российских СМИ перспективами российско-китайских отношений, актуальной становится тема освоения дальневосточного нефтяного пространства. В частности, это касается проекта строительства нефтепровода через бухту Перевозная, планируемого Транснефтью, а также проекта нефтепровода "Ангарск-Дацин", инициированного НК ЮКОС. Каковы, с Вашей точки зрения, перспективы дальневосточных нефтяных проектов?

Вот смотрите - у нас сейчас рынок сбыта ориентирован на Запад по историческим причинам, потому что и все трубопроводы у нас идут на Запада, и портовые терминалы тоже ориентированы на вывоз нефти на Запад. Причем, это в основном европейские страны. Соответственно, сейчас ЮКОС пытается прорваться на американский рынок, и в этой ситуации получается, что мы очень сильно зависим от конъюнктуры западноевропейского рынка. И если там будет спад, то мы все от этого сильно пострадаем. Если же у нас будет выход и на азиатский рынок, то это будет своего рода диверсификацией. Ведь азиатский рынок очень емкий, и в том случае, если произойдет спад продаж на Запад, мы вполне сможем компенсировать это продажами на Восток. В этом смысле, экономика становится более устойчивой, и уже это хорошо.
Другой вопрос, какой ценой это будет доставаться. Например, та сумма, которую в "Ведомостях" репрезентируют как ориентировочную стоимость нефтепровода "Ангарск-Дацин", и которая составляет чуть меньше $2 млрд., для нашей экономики крайне велика. Но у меня есть чисто интуитивное ощущение, что реальная стоимость будет дороже. Я сейчас не готов говорить о каких-то абсолютных цифрах, но, по крайней мере, стоимость транспортных проектов в Западную Европу была, на мой взгляд, больше названной суммы.

Каковы Ваши предположения относительно заинтересованности инвесторов в дальневосточных проектах?

Даже если предположить, что этот проект имеет глубокую проработку и четко обоснован, все равно для того, чтобы собрать пул инвесторов, готовых серьезно проинвестировать такой проект, потребуются годы. Возможно, этот процесс идет, просто об этом не сообщали СМИ, но для того, чтобы обосновать проект, нужно провести глубокую проработку, на которую уйдут если не годы, то, по крайней мере, не один месяц. Надо провести проработку рынка, технико-экономическое обоснование самой транспортной системы, а это несколько месяцев работы очень высококвалифицированных специалистов. Дальше надо провести достаточно большую серию согласований на межправительственном уровне, чтобы было понятно, что проект поддерживают, по крайней мере, правительства двух стран. И дальше надо проводить очень большие согласования с инвесторами, потому что речь идет о сравнительно больших инвестициях и инвестициях в страны с не самым благоприятным инвестиционным климатом.

Тем не менее, со стратегических позиций Вы оцениваете освоение дальневосточного пространства как положительный фактор?

Со стратегических - да. Но повторяю - вопрос в том, какой ценой это будет даваться.

22 августа 2002

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=28080


Док. 350516
Перв. публик.: 08.09.02
Последн. ред.: 08.08.07
Число обращений: 322

  • Гришанков Дмитрий Эдуардович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``