В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Гришанков: Вряд ли предложение депутатов найдет отклик у правительства Назад
Дмитрий Гришанков: Вряд ли предложение депутатов найдет отклик у правительства
Дмитрий Эдуардович, в ходе обсуждения реформы электроэнергетики у правительства возникли противоречия с депутатами: парламентарии выступают против пропорционального распределения акций в компаниях, образуемых на основе РАО ЕЭС, однако Г. Греф, в частности, однозначно высказался против того, чтобы государству принадлежали 100% акций ФСК и системного оператора. Удастся ли депутатам настоять на своем?

Все это замечательно, но лучше бы они об этом вспомнили лет 10 назад, когда проводилась приватизация этой отрасли, когда распределялись пакеты акций. При этом следует учитывать, что начальная приватизация отрасли была проведена принципиально неправильно. Когда, например, проводилась приватизация Газпрома, то там приватизировалась центральная контора, то есть сам Газпром. Что касается дочерних структур, то все принципиально важные структуры либо на 100% принадлежали Газпрому, либо там у него было квалифицированное большинство. Я даже не помню, чтобы у Газпрома был только контрольный пакет, уж не говоря о том, чтобы у него было меньше контрольного пакета. Словом, как было газовое министерство, так оно и осталось, только оно постепенно, плавно переходило на путь образования концерна, да и сейчас я не могу сказать, что оно перешло на этот путь. Да, там идет процесс реструктуризации, но Газпром по-прежнему остается неким "слепком" с министерства времен СССР.
Что же касается РАО ЕЭС, то там изначально была проведена приватизация на всех уровнях: приватизировался холдинг, приватизировались все его дочки до самого низа, свою долю приобретали и местные администрации. В результате, если посмотреть на структуру электроэнергетической отрасли сейчас, то становится удивительно, как холдинг еще чем-то там управляет. У многих структур холдинг не имеет квалифицированного большинства, у половины структур холдинг не имеет контрольного пакета, более того, есть АО-энерго, которые вообще не зависят от холдинга. И если рассматривать это "дореформенное" состояние, то вообще непонятно, как управлять отраслью. Ведь, с одной стороны, отрасль очень "расструктурирована", а с другой стороны, все там устроено так, чтобы система регулировалась сверху. В общем, одна из основных проблем электроэнергетической отрасли - это структурная проблема.
И вот тогда, во времена приватизации, эта проблема волновала депутатов не очень-то сильно. Встрепенулись они в конце 1990-х., когда группа депутатов решила, что нельзя давать в собственность больше 50% акций РАО, и тогда же был выпущен соответствующий законопроект. И получилось так, что по закону нельзя владеть больше, чем 25% акций, но по факту акционеры владеют куда большими пакетами. Теперь депутаты выступают за то, чтобы государство владело инфраструктурой на все 100%. Можно с этим соглашаться, можно с этим спорить... Но важно одно - государство должно контролировать ключевые структурные элементы. А как это сделать? Вот теперь мы говорим, что начинаем расчленять эту большую, рыхлую отраслевую структуру. Часть этой структуры мы отдаем государству, часть - акционерам. Естественно, любой акционер может задать вопрос: а какую часть акций я получу? Когда у меня была, скажем, одна акция РАО, то все было понятно: я был миноритарным акционером, владельцем акции. А с этими преобразованиями становится непонятно - почему это я должен свою акцию кому-то отдавать?
Каков выход из этой ситуации? Предлагалось следующее: совет директоров РАО ЕЭС должен выработать типовой вариант распределения, и на базе этого типового варианта в каждом регионе ведутся переговоры с владельцами АО-энерго и акционерами РАО ЕЭС, определяются темпы обмена акций. Процесс это длительный, болезненный, и основная организационная проблема реформ в этом процессе. А тут депутаты говорят: мы возьмем все, отнимем, а все, что останется, пожалуйста, разбирайте. Однако я считаю, что у этого варианта не так-то много шансов пройти. И у депутатов хватит разума заблокировать это решение.
Так что должны быть проведены переговоры, должна быть проведена оценка активов, и только на основании этого можно определить параметры, в соответствии с которыми в дальнейшем будут вестись переговоры.

3 сентября 2002

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=28483

Док. 350533
Перв. публик.: 08.09.02
Последн. ред.: 08.08.07
Число обращений: 271

  • Гришанков Дмитрий Эдуардович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``