В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Гришанков: Осознанная промышленная политика пока даже не декларирована Назад
Дмитрий Гришанков: Осознанная промышленная политика пока даже не декларирована
Дмитрий Эдуардович, согласно рейтингу, составленному агентством Эксперт РА, лидерами промышленного роста стали машиностроение и пищевая промышленность. По этому поводу Вы сказали "Ведомостям", что через каких-нибудь лет двадцать-двадцать пять доля сырьевого сектора в крупном российском бизнесе снизится до вполне пристойных для цивилизованной экономики до 25-30 %? А что послужило для Вас поводом к таким оптимистичным прогнозам?

По поводу двадцати пяти-тридцати лет - я бы не относился к этому заявлению чересчур серьезно. Дело в том, что этот срок таким видится, исходя из сегодняшней тенденции. А сегодняшняя тенденция такова, что доля сырьевого сектора на нашем рынке сократилась на 4 процентных пункта, соответственно, роль обрабатывающих отраслей возрастает гораздо быстрее, чем сырьевых, это нас очень сильно, честно говоря, порадовало. Да, можно рассматривать это с той стороны, что отчасти это результат того, что на мировых рынках сложилась неблагоприятная для сырьевиков конъюнктура. Да, это на самом деле так, и выручка нефтяников из-за этого сократилась, и у металлургов не все хорошо, но только этим объяснить те изменения, которые мы зафиксировали, невозможно. Дело в том, что эти изменения начались еще в прошлом году, когда конъюнктура была вполне хорошая. Тем не менее, тогда уже движение по сокращению сырьевых отраслей на нашем рынке было зафиксировано, это были доли процентов. Сейчас это уже несколько процентов, и они объясняются и мировой конъюнктурой, и тем, что очень сильно выросли обрабатывающие отрасли.
В том, что касается обрабатывающих отраслей, то здесь мы зафиксировали три тенденции, из которых две - приятные, а одна - не очень. Во-первых, те деньги, которые зарабатывают наши сырьевики (а они продолжают их зарабатывать, потому что рентабельность сырьевого сектора максимальная), начинают инвестироваться, и с 1999 г. мы уже зафиксировали 100%-ую корреляцию с заработками сырьевых отраслей. Примерно так: заработали деньги, они не проелись, а пошли в инвестиции, закупку оборудования. Это первая хорошая тенденция, потому что до 1999 года связи между инвестициями и доходами практически никакой не было, как-то они терялись в политической конъюнктуре. Выборы прошли, пришли иностранные инвестиции, нет выборов - нет иностранных инвестиций. Заработали наши нефтяники, а куда эти деньги делись? Тоже непонятно. Соответственно, связи никакой нет. То, что это работает сейчас, очень радует, потому что экономический механизм работает так, как ему положено работать.
Вторая положительная тенденция заключается в том, что у нас растут доходы населения, и, соответственно, это очень сильно вытягивает прежде всего, пищевую отрасль. Пищевые предприятия появились уже во главе второго эшелона. По крайней мере, их уже несколько, а раньше такого не было. Это все построено на том, что растут реальные доходы населения, в том числе за счет роста и обрабатывающих, и сырьевых отраслей. Это положительная тенденция. Если мы посмотрим на времена пятилетней давности, то тогда реальные доходы населения уходили на оплату импорта, и тут наши пищевики выглядели не очень конкурентоспособными. Сейчас ту паузу, которую дал кризис, они использовали на реструктуризацию производства, на освоение новых технологий, и в общем-то, они борьбу с импортом выигрывают.
Теперь о том, что не очень радует. Не очень радует то, что в большинстве отраслей (как раз это касается обрабатывающих отраслей и, прежде всего, машиностроения) основные фонды крайне изношены. Несмотря на все благоприятные тенденции нынешнего времени, на то, что там идет рост, и, соответственно, эти отрасли обслуживают и сырьевиков, и конечных потребителей, эти предприятия не могут опереться на то, что их продукция станет конкурентоспособной на внешних рынках. Это сейчас произошло с рядом компаний нефтехимического комплекса, когда износ оборудования, который там доходит до 80 %, вылился в то, что они нашли себе внутренний рынок и дальше быстро не могут развиваться из-за устаревшего оборудования. В результате нефтехимия, то есть та отрасль, которая была лидером по темпам роста год - два года назад, которая имела просто фантастические темпы роста (по некоторым параметрам были даже перекрыты показатели времен СССР), сейчас очень сильно отстает от промышленности в целом. Здесь получился такой кризис конкурентной борьбы, если не будет инвестиций, то смотреть вперед достаточно грустно. В течение нескольких лет подобный спад ожидает и некоторые другие отрасли. Поэтому нынешнюю благоприятную обстановку надо подгонять для того, чтобы не просто использовать приток внутренних инвестиций, но и попытаться привлечь средства иностранных инвесторов, потому что это единственный источник крупных инвестиций на сегодня. Собственных средств компаний плюс средств банков недостаточно для того, чтобы обеспечить стабильность роста в ближайшее пятилетие.
Инвестиции нужны, но они не придут без соответствующей реструктуризации менеджмента компаний и смены отношений между менеджментом и собственниками. Нужны соответствующие команды менеджеров, которые понимают, как должны развиваться их компании, понимают, что надо для этого сделать, понимают, в чем их конкурентное преимущество, как это можно разыграть на внутреннем и мировом рынке. Без этого нельзя. И, кроме того, нужно более осознанное политико-государственное управление промышленностью, потому что сейчас такой политики нет вообще, на мой взгляд. Я не говорю, что правительство ничего не делает, потому что оно много чего сделало за последние годы, но осознанная промышленная политика пока даже не декларирована.

А что нужно сделать в том, что касается развития технологической базы?

Это уже проблема самих компаний, это не проблема правительства. Правительство должно сформировать условия, задать какие-то приоритеты, создать систему таможенных пошлин, систему налогообложения путем поддержки каких-то отраслей, которые она считает ключевыми. Оно может, например, сказать: мы сейчас развиваем телекоммуникации, либо дороги, либо для нас сейчас важно установление лизингового бизнеса, который даст толчок техническому переоснащению компаний. Какие-то такие направления должны быть определены, это задача правительства. Без этого компании тоже могут многое сделать, но это будут лебедь, рак и щука, то есть каждый будет заниматься своими делами. А для того, чтобы наша промышленность выросла, уйдет вместо десяти - лет тридцать. Мы добьемся результатов, но не так быстро, как хотелось бы. Да за примером не надо далеко ходить. Важное направление промполитики - военный экспорт. Здесь без государства ничего не делается. Здесь это просто видно явно, в некоторых отраслях это не настолько очевидно, но государство должно играть в данном процессе свою определяющую роль.

4 октября 2002

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=29780

Док. 351072
Перв. публик.: 09.01.03
Последн. ред.: 09.08.07
Число обращений: 262

  • Гришанков Дмитрий Эдуардович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``