В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Гришанков: Российские регионы: `взгляд назад` и `взгляд вперед` Назад
Дмитрий Гришанков: Российские регионы: `взгляд назад` и `взгляд вперед`
Дмитрий Эдуардович, агентство "Эксперт РА " провело конференцию "Кредитоспособность российских регионов". Расскажите о ее итогах. Какие выводы можно сделать из того, что на ней говорилось?

Я бы выделил два момента: "взгляд назад" и "взгляд вперед". Что касается взгляда назад, то рейтинговое агентство "Эксперт РА" было единственной структурой, которая на регулярной основе выпускала в течение 7 лет некий аналитический продукт по сравнительной оценке российских регионов. Мы 7 лет делали рейтинг инвестиционной привлекательности регионов. В этом году, мы решили проанализировать, от чего зависит инвестиционный климат в регионах, и на чем он сказывается. Прежде всего решили сопоставить политику и экономику региона. Как раз за 7 лет произошло около 150 региональных выборов, я имею в виду выборы глав регионов, губернаторов, где-то - президента, где-то - главы администрации. 150 выборов плюс 7 лет наблюдений за экономикой - достаточно обширная статистика. Мы решили все это проанализировать. И главный вывод во "взгляде назад" оказался в том, что экономика и политика, несмотря на все рассуждения о том, что очень влияет черный PR, очень влияет харизма, близость к Кремлю, все-таки тесно взаимосвязаны. То есть, если губернатор в течение всего срока своей деятельности проводит меры, направленные на улучшение инвестиционного климата, и этот климат улучшается, то он имеет очень высокие шансы на переизбрание. По нашей статистике, если общий тренд положительный, то губернатор переизбирается в 72% случаев. Если каждый год наблюдаются такие движения вперед, то практически 100% ставка там получается. Если же за все время правления губернатора основной тренд был низкий, то есть увеличивались риски инвестиций в регионе, ухудшался потенциал, то губернатор, по статистике за 7 лет, переизбирался только в одной трети случаев. То есть, несмотря на нашу неурегулированность, на то, что у нас не работает демократический механизм, о чем так много говорят, на самом деле, все это работает и достаточно четко в том направлении, что выбираются те губернаторы и главы регионов, которые ведут регион к экономическому процветанию. Я не готов сказать, что эта связь прямая, что снизил риск, к примеру, на 2%, а повысил свои шансы на выборах на 5%. Скорее всего, этот механизм более сложный. Возможно, это происходит на уровне чувства населения, при помощи опосредованной цепочки, что климат оценили иностранные инвесторы, за иностранными пришли российские инвесторы, не было денег - появились деньги, у людей появилась работа, зарплата, какое-то ощущение стабильного будущего. Может быть, это другая цепочка причин и следствий. Например, эти успехи заметили в Кремле, оценили и поддержали губернатора. Может быть, эта цепочка развернута совсем в обратную сторону: губернатор нащупал хорошие связи в Кремле, Кремль ему помог, и у губернатора все получилось. Я не готов анализировать причинно-следственные цепочки, скорее всего, в каждом регионе она своя. Тенденция заключается в том, что политическое долголетие и экономическая стабильность региона тесно взаимосвязаны.
"Взгляд вперед" - это то, чему было посвящено мероприятие, которое мы провели. Мы решили внести свой посильный вклад в развитие регионов, а именно - в привлечение инвестиционных и финансовых ресурсов. И так как мы являемся рейтинговым агентством, естественно, мы решили идти по линии рейтинга. Мы объявили о запуске проекта по представлению кредитных рейтингов регионов. И объявили не просто, а о создании специального консорциума для этого проекта, в который вошли информационное агентство АК&М и рейтинговое агентство "Эксперт РА". Почему мы пошли на такое объединение, чего раньше никто не делал в России? Да потому что регионы пока недостаточно сильны, чтобы разбираться среди аналитических структур и делать выбор между АК&М, "Экспертом" и еще кем-то. С другой стороны, такой предмет как регионы - достаточно сложный для исследования, поэтому мы решили объединить наши информационный и аналитический заделы, многолетний опыт. И в-третьих, мы решили задать некий уровень качества аналитического продукта, который пока на нашем внутреннем рынке отсутствует. И вот мы объявили о таком консорциуме, который будет заниматься представлением кредитных рейтингов регионов.
И эта идея консорциума себя оправдала. Потому что, если раньше у нас была цепочка событий, мы заявляли об очередной рейтинговой программе, например, рейтинг страховых компаний, которым мы присваиваем рейтинг надежности. Сначала мы присвоили рейтинг фирмам и компаниями, потом все долго присматривались к результатам нашего рейтинга, потом потянулись еще компании, которые стали заказывать нам исследования с целью получить рейтинг. Потом уже, потихоньку, сначала стали признавать какие-то государственные органы, потом этот рейтинг стал учитываться при проведении иных рейтингов. Сейчас ими начинают пользоваться некие финансовые институты при выборе страховых компаний.
Ситуация с региональными рейтингами получилась немного другая. Уже сейчас на старте, авансом, учитывая опыт и "Эксперта", и АКМ в аналитической работе, заявили о том, что намерены пользоваться этими рейтингами и ждут их с нетерпением. Например, такая мощная структура как агентство по ипотечному кредитованию. Вчера мне показалось, что они с нетерпением ждут первых рейтингов, потому что перед ипотечным агентством стоит большая проблема - оно должно выбирать себе партнеров, исходя из обоснованности их гарантий, а гарантии выдает местная администрация. Нужно понимать, за какой администрацией стоит финансовая мощность, за какой - нет. Понятно, что администрация Москвы и администрация Чечни - две разные администрации. Я несколько утрирую, конечно.
Кроме того, у нас вчера на круглом столе присутствовал представитель Пенсионного фонда, заместитель главы ПФ Александр Васильевич Черноиван. Он говорил о том, что сейчас ПФ начинает инвестировать деньги в накопительной части, и доля этих денег будет с каждым годом увеличиваться в прогрессии. Опять же, пока направление этих вложений ограничено госбумагами или бумагами, которые гарантированы государством. Но совершенно очевидно, что вечно так продолжаться не может, и Фонд заинтересован в том, чтобы набор инструментов расширялся. Надо сказать, что Пенсионный Фонд готов учитывать рейтинг регионов в том случае, если у него появится возможность инвестировать в региональные активы.
Первое - то, что мы связали экономику и политику, то есть мы обнаружили эту связь не в словах, а на деле, то есть демократический механизм работает. И второе - то, что мы решили помочь регионам внедрить такой новый продукт как кредитный рейтинг регионов, который будет делаться консорциумом "Эксперт" и АКМ.

А сейчас в регионы инвестиции идут?

Очень трудно идут. По статистике за последние годы сразу после кризиса прямые иностранные инвестиции резко выросли, но этот поток снижается с прошлого года, и глупо надеяться только на иностранные инвестиции, хотя это основной индикатор, который показывает инвестиционное здоровье всего организма. Соответственно, вслед за снижением инвестиций снижаются темпы экономического роста, и, что самое неприятное, снижаются не только сиюминутно, но закладывается снижение темпов роста на будущие годы. И здесь регионы играют ключевую роль в привлечении инвестиций. Важно помочь регионам создать каналы для внесения этих инвестиций. Причем каналы не только и не столько для администрации, да, администрация может оздоровить свой бюджет, реализовать какие-то бюджетные проекты при помощи этих инвестиций, но основные инвестиции должны идти в региональный бизнес. Но инвестиции в региональный бизнес сильно зависят от здоровья бюджетной системы региона.
Грубо говоря, когда голова здорова, то и весь организм имеет шансы на выздоровление. Поэтому нам крайне важно выделить те регионы, которые финансово вполне здоровы, которые показывают нормальную положительную динамику. Необходимо активизировать этот процесс и тем самым вывести из застоя инвестиционный механизм.

5 декабря 2002

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=32241


Док. 351172
Перв. публик.: 09.01.03
Последн. ред.: 09.08.07
Число обращений: 253

  • Гришанков Дмитрий Эдуардович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``