В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Гришанков: Без инвестиций и качественного изменения технологий мы двигаться дальше не сможем Назад
Дмитрий Гришанков: Без инвестиций и качественного изменения технологий мы двигаться дальше не сможем
Дмитрий Эдуардович, какими Вам видятся итоги уходящего 2002 г.? Каков Ваш прогноз на 2003 г.?

По поводу года прошедшего могу сказать, что поразительными итогами он не блещет, и понятно почему. Потому что в этом году мы, наконец, исчерпали все те преференции, которые получили после кризиса. Этот потенциал мы съедали сначала быстро, потом все медленнее и медленнее. На мой взгляд, он практически полностью исчерпан. За счет этого потенциала мы добились довольно высоких темпов роста экономики, промышленного производства. Сейчас мы вышли к той знаковой точке, когда мы либо должны развиваться дальше за счет новых факторов, либо этот рост будет полностью исчерпан, и мы войдем в очередной период стагнации. Есть шансы, что мы перейдем в качественно новое состояние, и развитие продолжится. Может быть, поначалу оно будет не столь бурным, как год или два назад, когда были большие темпы - но оно продолжится.
Что питает мой оптимизм? Прежде всего - то, что по итогам прошедшего года мы обнаруживаем достаточно обнадеживающие признаки того, что бизнес начинает инвестировать деньги в свое развитие. Я, в принципе, этот пример уже приводил, но он самый показательный. Мы 8 лет подряд делаем рейтинг 200 крупнейших промышленных компаний, и внимательно наблюдаем за теми процессами, которые связаны с крупнейшими компаниями. До 1998 г. объем их выручки, объем реализации и объем инвестиций (как в эти компании, так и в бизнес вообще), были совершенно никак не связаны. Инвестиции (видимо, прежде всего, иностранные), были связаны с политическими процессами, а объемы реализации - с ценами на нефть. Это объяснялось как угодно, но эти два процесса были совершенно не связаны между собой. Начиная с 1998 г., они четко коррелируют между собой. И хотя, на первый взгляд, говорить о корреляции за такой короткий период бесполезно, но это практически две совпадающие кривые. Это означает, что объем средств, которые инвестируются в экономику, четко пропорционален объему средств, который вырабатывает компания. Или, если это выразить в более приземленных бытовых понятиях, то, грубо говоря, те деньги, которые бизнес зарабатывает, он вкладывает в свое развитие. То есть, не откладывает на черный день, не отправляет за рубеж (хотя этот процесс и присутствует, не стоит надевать розовые очки). Этот фактор я бы назвал одним из основных по результатам прошедшего года.
Что будет в следующем году? Это зависит от того, продолжится ли этот процесс инвестирования в развитие, потому что без инвестиций, без качественного изменения технологий мы двигаться дальше не сможем. Например, если взять химическую промышленность, то здесь мы как раз вышли на эти ограничения по конкурентоспособности, когда мы не можем дальше расширять свои позиции на внешних рынках из-за того, что отстаем по технологиям. Дай Бог сохранить то, что есть. А внутренний рынок не дает того развития, который требуется для поступательного развития отраслей. Отрасль в этом году была в стагнации. Где источники для инвестиций? Пока их нет.
Главное, что беспокоит по предстоящему году - это то, что у нас до сих пор, в плане реформ сохраняется крайняя медлительность. Кроме того, у нас до сих пор нет масштабных инвестиционных механизмов: ни из государственных, ни из частных компаний, ни через фондовый рынок, ни через кредиты. Деньги от тех, у кого они есть, не перетекают туда, где они могут работать на развитие экономики. Население по-прежнему держит деньги на руках, и соответственно, в банках кредитуют мало и ненадолго. Притока денег в промышленность нет. Есть зачатки механизмов, и это немножко придает оптимизма, но как раз следующий год покажет, насколько эти зачаточные механизмы можно реализовать.
Я бы выделил два механизма, которые могут оказать наиболее быстрое влияние на развитие инвестиционных процессов. Прежде всего - ипотека. Здесь выстроен довольно масштабный механизм в виде агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) и, если этот механизм удастся запустить, то это придаст большой импульс развитию как рынка жилья, так и притоку инвестиций. А это даже по самым скромным оценкам - многие миллиарды долларов, которые можно направить на инвестиции в строительство - в промышленное производство строительных материалов, машиностроение и так далее. И второй стартовый механизм - лизинговые услуги. Мы как раз недавно провели исследование рынка лизинговых услуг, и я могу сказать, что это тоже достаточно эффективный механизм, который, как показало наше исследование, буквально за 2 года развился во вполне самостоятельный инструмент финансирования технического перевооружения компаний. По нашим оценкам, в этом году на лизинговый рынок пришло $ 2,5 млрд., в следующем году эта цифра может увеличиться примерно в 1,5 раза. Цифра пока скромная, но вполне ощутимая.
Если смотреть назад, огорчает то, что тот гандикап, который у нас был, уже кончился. А радует то, что экономика наконец-то работает как экономика. Те деньги, которые зарабатываются, в частности, тратятся на развитие производства. Если смотреть вперед, то следующий год будет знаковым относительно того, удастся запустить новый механизм экономического роста, связанный с инвестициями, или не удастся. Здесь наиболее перспективной является ипотека.

18 декабря 2002

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=32771

Док. 351186
Перв. публик.: 09.01.03
Последн. ред.: 09.08.07
Число обращений: 342

  • Гришанков Дмитрий Эдуардович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``