В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Гришанков: Потерянный РАО $ 1 млрд. ничего не стоит. Нельзя потерять то, чего нет... Назад
Дмитрий Гришанков: Потерянный РАО $ 1 млрд. ничего не стоит. Нельзя потерять то, чего нет...
Дмитрий Эдуардович, запутанная история со вторым чтением законопроектов об реформе РАО ЕЭС, как пишут "Ведомости", уже стоила акционерам холдинга $1 млрд. - настолько с начала года упала капитализация холдинга. Тем не менее, неразбериха продолжается - предложение фракции центристов о том, чтобы разрешить сделки с имуществом ФСК и СО послужило поводом к высказываниям о том, что центристы собираются удешевить выкуп сетевых активов для государства. Как это отразится на ходе реформ?

Вы говорите о стремлении отдать как можно больше под ведение государства. РАО ЕЭС, вообще говоря, государственная компания, потому что у государства находится контрольный пакет этой компании. Теперь представьте себе такую ситуацию. Там два уровня управления - оперативный менеджмент во главе с Чубайсом, и стратегическое управление, то есть совет директоров и те организации, которые стоят за советом директоров. Что касается оперативного управления, я могу с чем-то соглашаться, с чем-то - нет, но здесь более-менее понятны и направленность действия, и расклад интересов. Что касается верхнего уровня управления, который и определяет ценность компании - то здесь его просто нет. Даже хуже, потому что этот верхний уровень управления в течение последних двух лет демонстрирует полный паралич воли. Там ни разу не было сделано какого-то шага без того, чтобы через день-два государственная часть не сказала бы, что этот шаг был неправильным, что этот шаг надо сделать в обратную сторону, и не предпринимались бы попытки что-либо "перерешить" обратно. Та же самая реформа РАО ЕЭС - там был период, когда менеджмент и государство в лице правительства и совета директоров долго по этому поводу "бодались". Потом был достигнут некий компромисс, и этот компромисс был освещен правительством в лице Миниэкономики. После этого идет "бодание" между Думой, Советом Федерации, правительством, менеджментом, советником Президента Илларионовым... Мяч идет по кругу, а решений никаких не принимается.
Прошло столько лет с того момента, как заговорили о реформе РАО ЕЭС, а ничего не сдвинулось с мертвой точки. Было объявлено, что поезд тронулся, но в какую сторону - до сих пор непонятно. До сих пор, уже на достаточно позднем этапе реформ, принимаются принципиальные решения, когда будет создан рынок, в какой форме создан рынок, на какие активы распространяется разрешение их продавать, а на какие - нет. Если говорить о капитализации компании, то упомянутый вами $ 1 млрд., на мой взгляд, ничего не стоит, потому что нельзя потерять то, чего нет. Та капитализация РАО ЕЭС, которая была и на начало года, и в прошлом году, не соответствует стоимости компании, которая должна быть, и тому стратегическому положению, которое эта компания занимает на российском рынке. Поэтому, здесь терять уже нечего. Речь идет о том, что по-старому жить нельзя, а как по-новому жить, никто сказать не может.

Решение о снятии обременения со сделок с ФСК и СО стало поводом для возмущения со стороны миноритариев - один из акционеров сказал, что в случае, если активы исчезнут, то акции ничего не будут стоить.

Дело в том, что говорят, что обычно есть некие миноритарии, которые обладают определенной волей и чего-то добиваются. Миноритариев много, и у разных миноритариев разные интересы. Если говорить о миноритариях в лице структуры ЮКОС или других нефтяных компаний, либо о промышленных холдингах - у них один интерес. Сейчас они заинтересованы в том, чтобы создать свои локальные энергосистемы. Если говорить о миноритариях в виде западных инвестиционных фондов, то их интересует просто капитализация компаний, они не собираются активно участвовать в ее работе, в оперативной деятельности, поэтому они будут выступать за целостность компании. Есть миноритарии, которые специализируются на грин-мэйле, чего греха таить, здесь цель - чем больше скандалов, тем больше они могут получить откупных. Так что миноритарии - крайне неоднородны. Поэтому, когда говорят о миноритариях, сразу возникает вопрос: а какие миноритарии? Если говорить о тех, чья цель - грин-мейл, и о финансовых миноритариях, то они будут выкупать компанию до тех пор, пока не будут определены более-менее справедливые принципы отделения активов, при котором миноритарии не потеряют свое.
То, что сейчас провели центристы - это сделано для тех миноритариев, которые заинтересованы в создании своих энергосистем на базе РАО ЕЭС.

Кроме того, РАО ЕЭС предрекают, что иностранные покупатели будут сбрасывать акции РАО. Тем не менее, в "Ведомостях" была опубликована статья члена правления РАО Дэвида Херна "Почему я поверил в реформу", где он утверждает, что все у нас не так плохо, и хорошее время для иностранных инвестиций еще настанет. Вы разделяете подобный оптимизм?

Безусловно, настанет. Я считаю, что и сейчас неплохое время для инвестиций. Многие западные инвесторы тихо, но активно инвестируют в Россию. Сейчас многие активы недооценены, есть достаточно широкий выбор этих активов. Можно, обладая сравнительно небольшими ресурсами, войти в российский бизнес, а дальше заниматься его раскруткой, только и всего. Этот бизнес будет дорожать не просто на проценты, а в разы, в десятки раз. Если говорить о том же РАО ЕЭС, в принципе, никуда оно не денется, энергосистема сохранится, и при более-менее разумном направлении эта система должна стоить гораздо больше $ 10 млрд., хотя сейчас капитализация составляет $ 2-3 млрд. ЮКОС - канонический пример тому, как можно делать деньги на капитализации. Компания выросла в десятки раз за полтора года.

28 января 2003

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=34025

Док. 351235
Перв. публик.: 09.02.03
Последн. ред.: 09.08.07
Число обращений: 265

  • Гришанков Дмитрий Эдуардович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``