В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Президент Республики Марий Эл Л. И. Маркелов отвечает на вопросы агентства `Интерфакс` (15 сентября 2005 года). Назад
Президент Республики Марий Эл Л. И. Маркелов отвечает на вопросы агентства `Интерфакс` (15 сентября 2005 года).
- Леонид Игоревич, какие, на Ваш взгляд, полномочия должны быть переданы на региональный уровень?

- В свое время был такой лозунг: "Сильные регионы - сильная Россия". Этот лозунг не потерял своей актуальности и сегодня. Если регионы будут слабыми, то и федеральный центр никогда не станет сильным. Для того, чтобы отвечать за все процессы, происходящие на вверенной территории, оперативно и компетентно решать те или иные проблемы, глава субъекта должен обладать полнотой власти, а не бегать за согласованием по каждому вопросу за чиновниками на федеральном уровне. Эта беготня отнимает огромное количество времени, сил и энергии. Надо больше доверять руководителям регионов.

- Леонид Игоревич, в стране постепенно начинается процесс укрупнения регионов. Есть даже предложения об объединении национальных республик. Ваше отношение к этому?

- Я отвечаю за Республику Марий Эл. Для меня как руководителя многонационального региона это не приемлемо. В каждой республике есть свои национал-экстремисты, люди, которые хотят прийти к власти на идее откровенного национализма. Их конечно мало, но, тем не менее, они есть. Есть другой опасный фактор - религиозный экстремизм. Эти силы могут использовать идею объединения национальных республик для дестабилизации ситуации. Таких джинов нельзя выпускать из бутылки, иначе потом у нас попросту не хватит никаких сил для ликвидации последствий конфликтов, которые могут возникнуть.

- Сегодня в рамках своих территориальных границ каждый из национальных субъектов динамично развивается, а в целом по стране сложилась система национальных республик и областей. Хотя, возможно, в стране есть такие регионы, которые из экономических соображений необходимо укрупнить. И если у жителей этих регионов появляется желание к укрупнению, то никаких проблем нет. Но я не представляю, как можно объединить Поволжские республики. Это же будет неизбежный взрыв, причем в самом центре России.

- В свое время было немало критики по поводу новой системы назначения глав субъектов путем наделения их полномочиями законодательными органами по представлению президента страны. С Вашей точки зрения, насколько оправдана эта система? Возврата к выборам не будет?

- Каждый исторический период характерен соответствующими периодами власти. Когда-то на протяжении столетий в России был царь-батюшка, потом ему на смену пришли генсеки и первые секретари, сегодня у нас есть президент страны и главы субъектов. По большому счету не важно, какая власть и как она называется, выбранная она или назначенная, важно насколько она эффективна и дееспособна.

- Дело в другом. На мой взгляд, к власти следует привлекать пассионарных людей. Не зря в свое время Петр Первый издал табель о рангах. Если какой-нибудь солдат в ходе боя совершал геройский поступок, то он становился младшим офицером с предоставлением дворянского титула, а если дослуживался до майора, то приобретал уже наследственное дворянство. Таким образом, господствующий класс пополнял свои ряды за счет таких пассионарных граждан. Ломоносов тому - ярчайший пример.

- Сегодняшний принцип избрания глав регионов соответствует текущему моменту, а что будет потом, трудно предсказывать. Система выборов ведь, как таковая, не упразднена, есть выборы в местные парламенты, а также в органы местного самоуправления.

- Как Вы относитесь к идее формирования региональных парламентов исключительно только по партийным спискам?

- Отношусь отрицательно. Я сторонник того, чтобы законодательные органы субъектов формировались по принципу "пятьдесят на пятьдесят" одномандатников и тех, кто прошел по партийным спискам. При такой системе представители оппозиции имеют шанс попасть в законодательный орган, и там могут выговариваться и периодически "выпускать пар". Это вовсе не влияет на принятие тех или иных решений, которые принимаются большинством.

- Если же выборы на региональном уровне также будут проводиться только по партийным спискам, то оппозиция окажется на улице и начнутся митинговые страсти со всеми вытекающими из этого последствиями. Мы уже это проходили.

- Как Вы относитесь к идее создания экономических зон. Не намерены ли Вы в республике создать такие зоны?

- Я бы не стал создавать экономические зоны там, где могут появиться оффшорные дыры, как уже бывало, а пошел бы по другому пути. Если вести речь о предоставлении налоговых льгот, то предоставлять их надо всем субъектам.

- Можно предоставлять квоты или льготы по налогу на прибыль для привлечения инвестиций. Предоставление льгот какому-то отдельному субъекту приведет к оттоку финансовых средств из другого региона, не имеющего таких льгот и, соответственно, к потере налогооблагаемой базы. Подобная система несет с собой стагнацию и паразитирование по территориальному признаку.

- По итогам 2004 года Марий Эл вошела в число лидеров среди субъектов Приволжского федерального округа_ по темпам роста объемов промышленного производства и инвестиций. Каковы прогнозы экономического развития республики на текущий год?

- Мы по прежнему удерживаем первое место по этому показателю и у нас самый высокий рост производства - 12,4%. И мы намерены сохранить этот уровень. Наш принцип - "не высовываться", но при этом входить в число лидеров. У нас действуют реальные программы по развитию различных отраслей промышленности, а также ряд крупных инвестиционных программ. Только в прошлом году объем вложенных в производство инвестиций превысил три миллиарда рублей.

- Я всех руководителей крупных предприятий знаю лично и регулярно с ними встречаюсь. Мы вместе решаем все вопросы, связанные с увеличением основных фондов предприятий, привлечением инвестиций, а также повышением зарплат и ростом поступления налогов.

- У нас, в частности, действует программа компенсации процентных ставок в случае приобретения тем или иным предприятием оборудования. Ведь новые станки сегодня, завтра - это дополнительные налоги в республиканский бюджет, рост зарплат. В республике делается немало для того, чтобы наш экономический и агропромышленный сектор динамично развивался.

- В отличие от наших соседей, мы не имеем природных богатств, но у нас есть лес. Мы добились того, чтобы лес на корню не вывозился за пределы республики. Для этого построили десяток деревообрабатывающих предприятий, включая предприятия по производству мебели из массива. Фактически по каждому из крупных предприятий у нас есть своя программа развития на несколько лет вперед.

- Хочу сказать, что власть в республике довольно прозрачна, и к бизнесу у меня только одно требование - платите налоги и развивайтесь. Если человек хочет построить завод, то мы ему бесплатно предоставляем площадку, понимая, что это делается для блага республики и окупится впоследствии сторицей.

- Отдельно мне хотелось бы коснуться системы выделения инвестиций со стороны федерального центра. Понятно, что каждый губернатор заинтересован в том, чтобы получить как можно больше денег из госбюджета, мотивируя это необходимостью строительства очередной больницы или детского дома. Получается так, что эти объекты, безусловно нужные, будут строиться до бесконечности.

- Поэтому, подход к этой проблеме надо менять решительным образом. Инвестиционная деятельность должна формироваться на принципах софинансирования, когда часть средств вкладывают регионы, в зависимости от своих финансовых возможностей, другую - федеральный бюджет. И уже, непосредственно, руководство субъекта, исходя из насущных потребностей, определяет куда важнее направить эти деньги - либо на строительство больницы, либо новой дороги или моста, а может и ремонт теплотрассы. Это должна решать власть на местах, а не федеральный центр. А то получается, что когда тебе диктуют правила игры и говорят "даем тебе, но только для строительства больницы", то губернатор, лишь бы получить деньги, начинает подстраиваться, даже если его регион не нуждается в еще одной больнице, поскольку их и так достаточно.

- Должна быть принята определенная методика расчета средств, выделяемых из федерального бюджета, исходя из уровня доходов на душу населения. Сейчас же практика такова, что чем развитее регион, тем больше денег он получает из госбюджета. Такое несправедливое распределение лишь усиливает различия между субъектами. Регионам вообще должны предоставляться инвестиционные трансферты для решения социальных и жизненно важных проблем.

- Для Вас, это какие?

- В первую очередь речь идет о развитии теплоэнергетики. Россия - северная страна и вопросы обеспечения теплом, горячей водой остро стоят восемь месяцев в году. У нас не успевает закончиться один отопительный сезон, как мы тут же начинаем подготовку к новому.

- Я считаю неправильным передачу энергоблоков и всех вопросов обеспечения населения теплом на уровень муниципалитетов. У каждого региона свои специфические условия. У меня в республике были сотни брошенных муниципальных котельных и энергоблоков. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу о необходимости создания единой республиканской теплоэнергетической компании, причем сделали это преимущественно за счет инвестиций, что позволило нам модернизировать устаревшее оборудование. Уже четыре года подряд в республике бесперебойно проходит отопительный сезон.

- Я считаю, инвестиции сегодня надо вкладывать именно в теплоэнергетику и энергосберегающие технологии, в строительство компактных котельных, в газификацию. Все это, в конечном итоге, будет способствовать снижению тарифов и облегчит жизнь людям.

- Причем, речь идет не о каких-то разовых инвестициях со стороны государства, которое может предоставить, в том числе, и кредиты под невысокий процент. Нам надо развивать малую энергетику, поскольку это еще и возможность обеспечить энергетическую безопасность регионов. Если сегодня опоздаем, то завтра будет уже поздно.

- В последние годы мы активно занялись развитием социальной инфраструктуры. В ближайшее время в республике появится самый крупный ледовый дворец на три тысячи мест, большой современно оборудованный бассейн. Строительство социально значимых объектов, в том числе и предназначенных для подростков, ведется сегодня повсеместно. Я убежден, что если мы сумеем оторвать от улицы и вытащить из подворотен хоть 500 ребят - это будет означать, что работа проделана не зря.

- Большое внимание уделяется у нас также развитию системы здравоохранения. Мы нацелены на приобретение качественного медицинского оборудования и расширение сферы медицинской помощи и услуг. За счет средств республиканского бюджета недавно были приобретены несколько аппаратов искусственной почки, томографы, рентгеновские аппараты и другое современное диагностическое оборудование.

- На здоровье людей мы экономить не будем. Что может быть важнее для страны и экономики в целом? Сегодня у нас несколько сотен человек проходит обучение за счет местного бюджета в ведущих медицинских клиниках и медицинских вузах страны.

- Качественное образование и доступная медицина, основанная на современных мировых достижениях, решение жилищного вопроса - это то, что составляет в конечном итоге основу жизни человека.


Агенство "Интерфакс"
от 15 сентября 2005 года

Док. 351453
Перв. публик.: 15.09.05
Последн. ред.: 09.08.07
Число обращений: 609

  • Маркелов Леонид Игоревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``