В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Гришанков: Во всем мире это называется промышленной политикой Назад
Дмитрий Гришанков: Во всем мире это называется промышленной политикой
Дмитрий Эдуардович, какие тенденции и процессы выявляет вышедший рейтинг "Эксперт-400"? Какие его результаты Вам кажутся наиболее значимыми?

Учитывая, что мы этим занимаемся уже больше 10-ти лет и это наш 11-й рейтинг, можно сделать много выводов. Я бы хотел сконцентрироваться на одном: за последние несколько лет мы прожили времена, самые благоприятные для экономической конъюнктуры, и рейтинг это замечательным образом продемонстрировал. В этом году крупнейшие компании представили наивысшие темпы роста за последние 3-4 года благодаря росту цен на нефтепродукты, нефть, металлы. Это с одной стороны. С другой стороны, мы понимаем, и рейтинг это показывает, что благоприятная конъюнктура, увеличив выручку компаний, к сожалению, практически не преобразовалась в инвестиции. Эти деньги не пошли на машиностроение и другие отрасли, которые как раз обслуживают инвестиционный спрос. Несколько лет подряд мы наблюдали закономерность, когда так называемые сырьевые деньги шли в машиностроение и другие отрасли, превращаясь в инвестиции. Сейчас эта закономерность нарушена. Из-за чего - это отдельный вопрос благоприятного инвестиционного климата. Но факт остается фактом - благоприятная конъюнктура не трансформировалась в инвестиции, не создала базы для дальнейшего роста. Какой отсюда вывод? Вывод очень простой - мы уже не можем рассчитывать на столь благоприятную конъюнктуру в будущем. Если предположить, что цены на нефть будут расти и перевалят за отметку в $100 за баррель, то объем реализации вырастет в полтора раза максимум. А последние годы мы наблюдали пятикратный рост. Сегодня рост цен на нефть уходит в налоги, то есть, компании от этого роста практически ничего не получают. И получается, что все сливки с благоприятной экономической конъюнктуры мы сняли, и дальнейший заметный рост возможен только при условии целенаправленных действий федеральной власти. Речь не идет о поддержке каких-то отраслей при помощи денег, речь идет о создании условий, при которых предприятия будут работать.

Если посмотреть на статистику других стран, то условия самого благоприятного экономического роста - это наличие инвестиций на уровне 20% - 25% от ВВП. Для того, чтобы достигнуть такого уровня, нам надо наращивать инвестиции темпом 15% в год в течение нескольких лет. Многие эксперты сходятся во мнении, что для запуска процесса наращивания инвестиций правительство должно расставить приоритеты, дать сигналы бизнесу, чем государство намерено дальше заниматься. И наличие таких приоритетов, проработка этих сигналов и совместные с государством действия - это то, что во всем мире называется промышленной политикой. У нас в последнее время это словосочетание носит негативный характер, но постепенно люди начинают все более и более открыто говорить о промышленной политике как о совокупности мер, которые государство предпринимает, чтобы улучшить экономическую ситуацию. Какие это должны быть меры - это отдельный вопрос. Например, по нашим рейтингам видно, что 2 года подряд промышленная инфраструктура, прежде всего, имеется в виду транспорт, энергетика, отстает по темпам роста от промышленности. Следовательно, внимание государства должно быть направлено именно в эти отрасли. Во вторую очередь, надо выделить те отрасли, которые имеют наибольший потенциал роста, интегрированы в экономику и способны спровоцировать рост других секторов. И здесь вне конкуренции строительство. Если запустить жилищную программу с использованием инструментов ипотеки, то это сразу потянет за собой массу отраслей. Наш рейтинг говорит, что сейчас строительство начинает стагнировать. Пока еще нет отката назад, но есть просто вполне заметное торможение в строительной отрасли, и это не может не настораживать.

Таковы основные выводы рейтинга. Еще одно важное наблюдение - это снижение уровня концентрации нашей промышленности. Конечно, до уровня концентрации ведущих стран мира еще очень далеко, но первый заметный шаг в этом направлении сделан. Если посмотреть на Западную Европу, развитые экономики, то там уровень концентрации по формальным показателям значительно ниже, чем в России. Просто там меньше крупных компаний, есть несколько компаний глобального, мирового уровня. Наша задача, чтобы влияние российских предприятий стало достаточно заметно в глобальной экономике.

Но у нас есть такие компании, как Газпром.

Конечно, в первую очередь, это Газпром, сырьевая газовая компания, которая становится нефтегазовой. Да, это наше преимущество - мы обладаем огромными ресурсами, и было бы отлично, если бы наша нефтегазовая компания возглавляла мировой рейтинг в какой-то обозримой перспективе. Мы должны к этому идти, мы должны провозглашать эти цели. Я думаю, что у Газпрома есть такие перспективы. В перспективе 10 лет капитализация Газпрома может вырасти в разы, и когда его капитализация приблизится к отметке в триллион долларов, это станет реально.

11 октября 2005

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=58093


Док. 351647
Перв. публик.: 10.01.06
Последн. ред.: 10.08.07
Число обращений: 312

  • Гришанков Дмитрий Эдуардович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``