В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Гришанков: Есть интересный феномен: риски страны снижаются, риски регионов растут Назад
Дмитрий Гришанков: Есть интересный феномен: риски страны снижаются, риски регионов растут
Дмитрий Эдуардович, замглавы Минэкономразвития Андрей Шаронов не так давно говорил о том, что регионам надо научиться привлекать иностранных инвесторов. "Эксперт РА" презентует рейтинг инвестиционной привлекательности регионов по итогам 10 лет. С Вашей точки зрения, каков инвестиционный потенциал российских регионов, на что им можно рассчитывать в ближайшем будущем? Какова должна быть роль федерального центра в повышении инвестиционной привлекательности российских регионов?

Если говорить о регионах, то подавляющая часть инвестиций, в том числе, и иностранных, приходит не абстрактно в Россию, а в конкретные регионы. И хотим мы того, или нет, но региональная администрация причастна к тому, что эти инвестиции приходят или не приходят. Потому что не секрет, что любой мало-мальски большой проект в регионе не обходится без внимания главы местной администрации.

Есть интересный феномен, который мы обнаружили еще 5 лет назад, но сейчас он развивается и становится все более и более явным. Дело в том, что с начала этого века риск инвестиций в Россию постоянно падает, и все мы об этом говорим. Международные рейтинговые агентства постоянно повышают нам рейтинг, западные комментаторы говорят, что у нас страна становится все более и более стабильной. Все это так, однако, на этом фоне риски отдельных регионов (я имею в виду не то, что некоторых из 88, а то, что каждого в отдельности и в среднем по России) увеличиваются. Риск страны падает, а риски регионов растут. То есть, реальные риски инвестирования перетекают на уровень регионов. Чем это обусловлено? Тем, что изменилось распределение ответственности между центром и регионами, большая ответственность возлагается на регионы. Перераспределились денежные потоки от налоговых поступлений, и большая часть перераспределяется в центр, и масса других факторов на это повлияло. На мой взгляд, это довольно тревожный процесс, однако, он будет идти по нарастающей до тех пор, пока у нас не завершится административная реформа. Потому что с каждым шагом административной реформы риск регионов постоянно увеличивается, потому что административная реформа все большую и большую ответственность перекладывает на регионы. И потому любое нововведение, а нововведения в основном касаются регионов, это повышение рисков. Достаточно посмотреть на новый порядок управления муниципальными образованиями, во что он выльется - наверное, сейчас точно сказать не может никто. Но совершенно очевидно, что головной боли регионам это доставит немало.

Что должны делать федеральные ведомства и что должны делать сами регионы? Что касается регионов - они должны работать над повышением своей инвестиционной привлекательности. Это абсолютно четко соотносятся со словами Шаронова, - это их работа. Сколько бы мы не говорили об улучшении климата, реально климат создается на местах, и здесь регионы также действуют по-разному. Мы обнаружили только 2 закономерности. Если регион постоянно повышает уровень инвестиционной привлекательности, риски инвестиций в этом регионе снижаются, приток иностранных инвестиций возрастает (прежде всего, иностранных, потому что иностранцы более аполитичны, и эта корреляция абсолютно четко прослеживается). И второе - мы обнаружили закономерность, что в таких регионах очень высока вероятность того, что глава администрации будет переизбран. Сейчас у нас новый порядок - главу администрации по сути дела назначает Президент. Но, несмотря на то, что механизм сменился, решение принимает не электорат, а, по сути, Президент, эта закономерность действует. Из нескольких десятков губернаторов, которые были назначены Президентом, более 3/4 , 18 из 24, - руководители регионов, которые постоянно повышали уровень инвестиционной привлекательности, это результат их деятельности. Понятно, что Президент при назначении не берет наш рейтинг, просто наш рейтинг очень хорошо отражает логику принятия решений инвестором, электоратом и Президентом.

Федеральная власть должна устанавливать правила игры, которые стимулировали бы губернаторов к повышению инвестиционной привлекательности. Одно из таких правил - адекватное назначение глав администраций.

Но при этом привлечение инвесторов - это не только улучшение абстрактной инвестиционной привлекательности региона, но и масса действий по популяризации региона. Вот только насколько велики у регионов возможностей в этой области?

Это можно сформулировать чуть-чуть по-другому - мало создать хороший климат, неплохо было бы его еще конвертировать в деньги. Для этого нужно работать с инвесторами, устраивать презентации, привозить к себе инвесторов и так далее. Здесь, на мой взгляд, основная инициатива должна идти от самого региона, потому что уровень федеральной власти должен заниматься продвижением страны в целом, каждый должен отвечать за свой участок.

Но финансовые возможности регионов в последнее время существенно урезаны, большая часть средств идет федеральному центру.

Да, возможностей у регионов стало меньше, и здесь, я считаю, что это не самое мудрое решение - то, что регионы по существу остались без денег. Я надеюсь, что со временем этот перекос будет несколько ослаблен, на мой взгляд, это необходимо рано или поздно сделать. Но тем не менее, центр не может продвигать какую-то конкретную область, он работает на всю экономику. Задача центра - инициировать некие мегапроекты, которые увлекут за собой экономику целого ряда регионов. Например, таким мегапроектом мог бы быть проект по освоению Восточной Сибири, либо мегапроект по строительству скоростных магистралей. Да, такие проекты должна вести федеральная власть, и от этого ей никуда не деться. Если же говорить о проектах, например, тех же технопарков в какой-то области, то это, прежде всего, проект местной администрации. Да федеральная власть может и в ряде случаев должна поучаствовать долевым образом, но основная тяжесть все равно ложится на местную администрацию.

21 ноября 2005

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=58742

Док. 351650
Перв. публик.: 10.01.06
Последн. ред.: 10.08.07
Число обращений: 305

  • Гришанков Дмитрий Эдуардович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``