В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Гришанков: $18 млрд. - инвестиционная квота Востока России Назад
Дмитрий Гришанков: $18 млрд. - инвестиционная квота Востока России
Дмитрий Эдуардович, в Красноярске прошел Экономический форум "Развитие Востока России". Рейтинговое агентство "Эксперт" было одним из соорганизаторов этого мероприятия. На Форуме были представлены перспективные инвестиционные проекты, которые, впрочем, были весьма неоднородны: какие-то действительно потенциально могут претендовать на роль локомотивов развития региона, а какие-то значимы максимум в масштабах одного города. Каковы, с Вашей точки зрения, итоги Форума?

Если говорить об итогах форума, то, прежде всего, это форум не только Красноярска, но всего востока России, это Сибирь и Дальний Восток, и, наверное, основной итог в том, что удалось провести ревизию тех инвестиционных проектов, которые можно реализовать на востоке России. То есть, наша основная задача была провести публичную ревизию тех инвестиционных проектов, которые сейчас можно реализовать, на мой взгляд, эту задачу удалось решить. Во-первых, была проведена выставка, на которой были представлены наиболее яркие проекты. Возможно, они действительно не очень однородны, но более системный взгляд на возможные инвестиционные вложения в регионе содержится в том исследовании, которое было подготовлено к выставке и конференции, исследование называется "Развитие востока России", и там сделана попытка более-менее системно изложить все эти проекты. Общая потребность в инвестициях под эти проекты, на наш взгляд составляет порядка 18 млрд. долларов, и это позволит в ближайшее время кратно увеличить ВВП Востока России. Такие возможности, наверное, присущи только востоку, потому что, если брать европейскую часть России, то там для подобного эффекта понадобится несоизмеримо больше средств и усилий, здесь просто таких проектов нет. Дело в том, что те проекты, которые сосредоточены в Сибири, более близки к реализации, более понятны, и самое главное - более понятны их коммерческие перспективы.

Исключительно за счет того, что они сырьевые?

Ну, да, большая часть - это проекты по освоению месторождений нефти, газа, это проекты по строительству инфраструктуры. Да, в очень большой степени это связано с сырьем. Но если говорить о переработке кремния, а это один из проектов, рассматривавшихся на конференции, то это я бы уже не назвал сырьевым, огромные затраты электроэнергии, хотя сырье сейчас доступно, но в результате получается высокотехнологический продукт - кремний, который используется в солнечных батареях, в электронной промышленности. И что здесь интересно, получается, что в примере, о котором я сейчас говорю, максимально используется преимущество востока - это относительно дешевая электроэнергия и не нужны большие транспортные затраты для того, чтобы увеличить выпуск продукции. Продукт-то легкий.

А каков может быть эффект от реализации в долгосрочной перспективе подобных инвестиционных проектов на востоке для экономики России в целом?

Для экономики России в целом, если говорить о непосредственном эффекте, то это прирост ВРП, валового регионального продукта востока страны, это может быть кратный рост. Если говорить о более широких последствиях, социально-экономических, то это позволит обеспечить достойными рабочими местами и повысить уровень жизни людей, которые живут в этом регионе. А это очень проблемный регион, по крайней мере, многие части этого региона имеют большие проблемы с занятостью населения, с обеспеченностью жильем и т.д.

Это при том, что населения в этом регионе не так много?

Да, согласен, но здесь еще одна опасность, население меняется в структуре, практически во всех крупных городах появляются китайские кварталы, но при этом не получая никакой отдачи от этого. Я приведу, может быть, несколько маргинальный пример, но за возможность жить в Америке, строить там китайские кварталы Китай заплатил строительством железной дороги в США. Я думаю, что и здесь, если идет приток рабочей силы, мы должны понимать, для чего мы ее используем, для реализации каких проектов.

А противостоять этой тенденции вообще возможно?

Я думаю, что объективно экспансия этого народа идет, нам надо быть готовыми не к тому, чтобы противостоять этой тенденции, а к тому, чтобы уметь ею управлять.

В том числе, это, видимо, должно подразумевать привлечение новых масс своего населения на эту территорию?

Да, во-первых, новых масс своего населения на эту территорию, во-вторых, самое главное, чтобы это население было обеспечено рабочими местами и доходами, иначе, мы получим ситуацию, которая имеется в приграничных районах Китая, когда это китайское население в ущерб нашему населению, просто в тихую вывозит лес и другие сырьевые товары контрабандным путем. При этом наше население от этого не имеет ничего, а мы теряем свои ресурсы.

Но если посмотреть на уровень доходов, если судить о нем опосредованно через цены, то Красноярск, например, производит впечатление очень дорогого города, в чем-то даже дороже Москвы.

В этом плане Красноярск для Сибири - это нечто схожее с Москвой для европейской части России, это благополучный город. Если пойти дальше, то Иркутск - менее благополучный. А если пойти еще дальше, то в Бодайбо, городе который стоит на золоте в буквальном смысле этого слова, население нищее.

Насколько реально, что в ближайшей перспективе мы увидим конкретный результат реализации тех проектов, о которых шла речь на Форуме?

Если говорить о базовых проектах, по большей части сырьевых, то здесь нет ничего невозможного, и все упирается в то, чтобы правильно организовать так называемое частно-государственное партнерство, чтобы государство помогло построить инфраструктуру, а дальше бизнес все сделает сам, потому что все проекты достаточно выгодные, они обеспечены и природными ресурсами, и при необходимости людские ресурсы туда можно перекинуть. Сейчас нужны некие усилия со стороны государства. Это та пропорция, о которой часто говорят чиновники - один к четырем, единица государственных вливаний, к которой присоединяется четыре единицы вливания от частного бизнеса. Это сейчас прослеживается. И первый такой проект как раз в Красноярске был передан МЭРТ - заявка о финансировании из Инвестиционного фонда.

Только одна особенность - инвесторы все-таки не спешат приходить на восток. Потому что на этом Форуме, где были презентованы проекты, из инвесторов присутствовали МЭРТ со своим Инвестфондом, Сбербанк и Внешэкономбанк. И все. Инвесторов-то, по сути, не было.

То, что вы перечислили - это крупные прогосударственные инвесторы, которые должны сказать А, за которым должно следовать Б от бизнеса. Если говорить об инвесторах со стороны бизнеса, то я думаю, что сейчас не следует ожидать, что туда рванутся инвестиционные фонды, тем более, портфельные фонды. Основными инвесторами здесь будут промышленные компании, как западные, так и российские, может быть, на первом этапе в большей степени российские, и такие компании, как РУСАЛ, СУАЛ, инвестируют достаточно большие средства в освоение региона, тот же Газпром, РАО ЕЭС.

То есть, те компании, которые имеют стратегический интерес там и уже там работают.

Да, это, прежде всего, стратегические инвесторы, совершенно верно. И уже после того, как сюда войдут стратегические инвесторы, вслед за ними могут прийти портфельные, финансовые инвесторы. Последовательность будет такая - государство, стратегические инвесторы, а потом уже массовые инвесторы. Но и сейчас уже компании, работающие в регионе, выходят на открытый рынок и привлекают средства через IPO.

15 мая 2006

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=60711

Док. 351658
Перв. публик.: 10.06.06
Последн. ред.: 10.08.07
Число обращений: 293

  • Гришанков Дмитрий Эдуардович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``