В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Позгалев: `Самое страшное -если власть почувствует себя успокоенной` Назад
Вячеслав Позгалев: `Самое страшное -если власть почувствует себя успокоенной`
Это интервью с Вячеславом Позгалевым планировалось к его "юбилею" - десятилетию пребывания в должности губернатора Вологодской области. В марте 1996 года успешный и эффективный мэр Череповца был брошен Борисом Ельциным поднимать вовсю стагнирующую тогда область. По причине большой загруженности губернатора в марте - поездки в Китай, во Францию и т.д. - "юбилейный разговор" не состоялся. Однако во&-просы, подготовленные для него, не утратили актуальность. И были заданы главе области, когда у Вячеслава Позгалева появилось свободное окошко. Но беседа сама собой свернула в несколько иное русло, отчего, пожалуй, стала только интереснее.

Культура - всему голова.

- Вячеслав Евгеньевич, в нашей политической элите все больше разговоров о том, что вертикаль власти необходимо довести до самого "низа", отменив выборность мэров крупных городов. Как бывший мэр и действующий губернатор, что скажете по этому поводу?

- В такой огромной стране, как Россия, безусловно, нужна жесткая вертикаль власти до уровня субъектов Федерации. Если внимательно посмотреть нашу Конституцию, можно заметить определенное противоречие: власть на уровне регионов тоже называется государственной, а формируется по образу и подобию местного самоуправления. Что является нонсенсом. Поэтому президент полтора года назад вполне справедливо изменил порядок формирования губернаторского корпуса. Что касается местной власти, то, я считаю, выборы должны быть сохранены на всех уровнях местного самоуправления: будь то поселковые муниципальные образования, будь то городские округа, к которым относятся и Вологда с Череповцом. Другое дело, что субъект Федерации может делегировать на места исполнение ряда государственных полномочий, что у нас сейчас и происходит.

- Тем не менее инициатива по отмене выборности мэров есть. Насколько велики ее шансы на прохождение через Госдуму и Совет Федерации?

- Мне сейчас трудно оценить расклад сил в целом. Я знаю, что многие из моих коллег настаивают на назначении мэров...

- Им так удобнее...

- Да, удобнее, потому что, по их мнению, назначаемыми мэрами легче управлять. Но на мой взгляд, это приведет к тем же последствиям, что были в сове&-тские времена. Когда жесткая централизация власти привела к полной утрате инициативы на местах. Многие нынешние пороки оттуда: безынициативность местной власти, как я уже говорил, по&-стоянная оглядка на вышестоящие структуры, мол, "приедет барин и рассудит". Думаю, наши люди еще не скоро поймут, что от их воли и усилий, через выборные органы власти, зависит очень многое. Не раньше, чем через поколение.

Приведу простой пример. Я целую неделю прожил в Череповце и обошел весь город пешком. Удивился состоянию улиц и дворов, скверов и газонов, подъездов. Все загажено. Кем? Самими людьми. Почему? Потому что люди привыкли, что кто&-то, но не они, уберет за ними. Мне довелось много поездить по другим странам, и нигде я такого свинарника не видел. Финляндия, Венгрия, Италия и другие государства, где я был, - это страны с хорошо развитым местным самоуправлением. Жители там настолько понимают свою ответ&-ственность за окружающую среду, что не ждут команды из "горкома" или "исполкома", а наводят порядок сами.

- "Люди" - это местные власти или горожане?

- Горожане в первую очередь. Они имеют возможность влиять на местную власть, и поэтому появляется инициатива снизу. А у нас что? Вспомним русские пословицы: "Моя хата с краю", "Не лезь поперед батьки в пекло" и т.д. Все они говорят о социальном иждивенче&-стве, которое достигло своего пика во времена СССР. Поэтому я уверен, что, развивая местное самоуправление, мы убедим наших людей в том, что они способны жить лучше и сами влиять на свою жизнь. И пусть будут пока неудачи на этом пути, пусть будет порой не лучший выбор, постепенно все наладится и встанет на свои места.

- А может быть, то, о чем вы говорите, все&-таки больше следствие отсутствия общей культуры? Вот извест&-ный режиссер Андрей Кончаловский не устает повторять, что культура начинается не с Пушкина с Достоевским, а с того, что люди, извините за выражение, в туалет аккуратно ходят.

- Совершенно справедливо. Когда говорят, что в Новгороде открыли культурный слой ХIII века, что находят в этом слое? Чашки, поварешки, другие предметы быта; все, что окружает человека, и есть культура. А библиотеки с театрами лишь тонкий слой этой культуры...

Если поднять вашу газету 1990 года, то первое интервью со мной после избрания председателем горисполкома было озаглавлено "Все наши проблемы - в бескультурье". Посмотрите для интереса эту публикацию и сравните то, что говорил тогда, в 1990 году, и сейчас. Мои взгляды совершенно не изменились. Я по&-прежнему глубоко убежден, что наше плохое отношение к культуре бьет бумерангом по нам самим. Еще пример. Недавно был в одном из российских городов (не буду его называть, чтобы не обижать людей) вместе с Германом Грефом, и тот очень резко отозвался об этом городе, хотя там произошло много положительных перемен за те пять лет, что я его не видел. Так вот, Греф и о мест&-ных властях резко отозвался, и о жителях. Мол, если горожане так относятся к своим усопшим, то они не заслуживают уважения. А вы сходите на череповецкое кладбище! Я нашим руководителям сказал: если Греф к нам приедет, вы заслужите еще более уничижительную характеристику. Если не займетесь городским кладбищем. Нельзя так относиться к памяти о своих предках! А это все тоже от бескультурья. Наша трагедия началась в 1917 году со строчек "Интернационала": "...разрушим до основанья, а затем..." А кто давал право "разрушать до основанья" тысячелетнюю историю России?! Были отринуты все победы и достижения нашего народа. Все в одночасье перечеркнули и объявили "пережитками проклятого прошлого". Процесс разрушения народного самосознания и культуры начался именно тогда, с большевиков. Это было самое страшное историческое поражение России. Сейчас мы пытаемся все это возродить, но насадить культуру сверху невозможно, она будет формироваться внизу. А для этого нужно через развитие местного самоуправления дать людям возможность почувствовать свою силу.

Или еще пример. Я был недавно на открытии конкурса "Кубок Севера". И кто там был из руководителей города?

- Кто?

- Да никого, кроме Афанасьева с Шахомировым. Не было руководителей общественных или партийных организаций, всех тех, кто претендует на право управлять обществом. Все они пренебрегли самым престижным в мире конкурсом исполнителей на народных инструментах. А ведь что такое народные инструменты? Это и есть культура, наша связь с прошлым. Можно сегодня два прихлопа три притопа на синтезаторе изобразить. Но это не музыка, а суррогат. Балалайка - символ России, как гитара - символ Испании. А зал был полупустой. Вот наше отношение к культуре.

- Зато битком был зал на недавнем концерте полублатной группы "Лесоповал". Там почти весь череповецкий бомонд присутствовал...

- Да, группа с уголовным репертуаром. Но и винить, и судить особо некого. Насильно никого не осчастливишь и не "окультуришь". Человек будет со всем соглашаться, а в кармане фигу держать.

Рано успокоились.

- Скажите, учитывая свой богатый опыт, когда сложнее было работать мэром Череповца - в начале и середине 90&-х или сейчас? И когда интереснее?

- Хорошо работать всегда сложно. Разве легко было нашим предшественникам в советский период? Я помню эти оперативки и штабы, эти совещания и прорывные решения. Эти стройки пятилеток, когда люди работали с надрывом, не считаясь со временем. Лично мне пришлось работать мэром в переломную эпоху, когда одна социально&-экономиче&-ская формация сменялась другой. Было очень интересно и очень сложно. Часто приходилось балансировать на грани возможного. Дважды меня пытались арестовать за то, что был неугоден. Приходилось рисковать, принимая решения, выходить одному против толпы. Я помню митинг 1991 года, когда толпа ревела: "Уничтожить Позгалева!" В суд на меня подавали - то "правые", то "левые". Одни упрекали меня в пособничестве ГКЧП, другие - в "продаже" коммунистических ценностей и "перерождении" в демократа. Пришлось вынести очень многое, но удалось удержать равновесие, сохраняя все хорошее, что было создано в советский период, и впитывая все новое и передовое, что могло дать импульс для развития общества. И вот синтезируя опыт прошлого - а мы в Череповце не отказывались от прошлого, не меняли названия улиц, не сносили памятники, новые ставили, - удалось и город сохранить, и промышленность, и пройти приватизацию без стрельбы, без крови. Мы постепенно перестраивали общество и экономику, и я могу однозначно сказать: люди сейчас живут лучше, чем в 80&-е и 90&-е годы прошлого столетия. Когда мы делили по талонам колбасу, спички, мыло, когда люди недоедали, причем все. Сейчас тоже есть бедные, есть голодающие и беспризорники, есть много проблем, возникших с этой перестройкой. Однако большинство людей стали жить лучше.

- То есть нынешним череповецким властям живется поспокойнее, чем вам тогда?

- Вот это будет самое страшное, если власть почувствует себя спокойной. Успокаиваться нельзя ни на минуту, потому что общество развивается очень быстро и динамично... Череповец несколько раз признавался одним из самых благоустроенных городов России. И у меня создалось впечатление, что успокоились городские власти и за по&-следние два года сильно провалились на фоне других городов. Таких, например, как Сыктывкар, Петрозаводск, Калининград, Астрахань. А как изменился к лучшему Ярославль!.. А у нас - десять лет напряженной работы, и растерять все за пару лет?! Вот это цена успокоенности.

- Значит, город&-скому руководству нужен сегодня какой&-то новый стимул?

- Сейчас - другие горизонты, другие возможности и задачи. Поэтому нельзя ни минуты простаивать, нужно продолжать раскручивать маховик экономики и общественной жизни, чтобы быть все время в лидерах.

Строить и еще раз строить...

- Еще не так давно вы критиковали череповецкие власти за низкие темпы жилищного строительства. Теперь все признают, что из четырех национальных проектов жилищный - самый сложный. Одной из главных проблем называют выделение участков под строительство. А в Череповце какие проблемы со строительством и как их решать?

- О том, что Череповец сильно отстал со строительством жилья, говорят цифры. В лучшие годы здесь строили по 220 тысяч квадратных метров, сейчас в год сдаем около 60 тысяч. Это - провал! Вологда по 100 тысяч ежегодно строит, хотя там менее мощная строительная индустрия. Что касается возможностей, то они у Череповца огромные. В свое время здесь был заложен хороший потенциал по подготовке документации, сегодня ее имеется, как минимум, на 700 тысяч квадратных метров. Когда мы предоставляли в Минрегионразвития областные проекты на получение федеральных грантов, по Череповцу мы выделили две территории, готовых к застройке, полностью обеспеченных документацией. Можно туда выводить технику и развивать строительство. У города - хороший запас земли, поэтому проблема с участ&-ками для нас не актуальна. Актуальна - организация строительства жилья. Поэтому мы ставим перед Череповцом задачу буквально в течение двух лет удвоить темпы строительства, выйти на уровень 120 - 150 тысяч квадратных метров. А через пять лет - достичь уровня 220 тысяч. Строительная индустрия и строители здесь есть, земля есть, нужна, повторюсь, четкая организация. Нет сегодня важнее проблемы, чем жилищное строительство.

- Правительство обещает к 2008 году снизить ставки по ипотечным кредитам до 7,5 %. Но не приведет ли это к новому витку роста цен на жилье?

- Нужно опережающими темпами обеспечивать рынок предложенияжилья. И только потом - рынок доступности кредитов. Что произойдет, если сегодня кредиты резко подешевеют? Моментально вырастут цены. Вот почему необходимо, создав конкурент&-ную среду, строить больше жилья. Программа ведь называется "Доступное жилье", а не "Доступные деньги".

Без веры и храмов - нельзя.

- Недавно вы говорили о необходимости строительства в Череповце нового храма, на закладку которого может приехать сам Патриарх. В связи с этим два вопроса. Определены ли источники финансирования этого строительства? Нужен ли городу еще один храм, если до сих пор здесь не могут определиться с судьбой уже восстановленной Источнической часовни?

- Храм городу нужен, у меня есть обращение жителей Зареченского р&-айона, в числе которых и руководители предприятий, с просьбой поддер&-жать там строительство православной церкви. Я обратился к мэру Михаилу Ставровскому с просьбой поддержать это начинание. Но в мэрии есть другое мнение - построить новый храм в Зашекснинском районе. Город должен сам определить место строительства. Если отнестись к этому делу серьезно, то построить можно. Пример тому - храм Рождества Христова. Возвращаясь к началу нашего разговора: если люди проявляют инициативу, надо сделать все, чтобы ее поддержать.

Надо ли вообще восстанавливать храмы? Если мне задают вопрос, когда мы будем хорошо жить, я всегда отвечаю: когда восстановим последний разрушенный храм. В Череповце их до революции было пять, сегодня - два, значит, надо еще три восстановить. Что такое вера? Когда тебя сызмальства учат заповедям "не убий", "не укради" и другим, это впитывается с молоком матери. Такие люди с детства понимают, "что такое хорошо и что такое плохо". Большевики, кстати, тоже понимали, что без веры жить нельзя. Потому православную веру и заменили Кодексом строителя коммунизма, который фактически повторял 10 заповедей, только без Бога. Но власть была двуличной: говорила одно, а делала совсем другое. А народ все это видел и осуждал - на кухнях, в компаниях, курилках. И народ перестал верить власти. Это неверие, заложенное тогда, приносит печальные плоды и сейчас. Не веря власти, люди не соблюдают закон, поэтому мы и живем сегодня в мире беззакония. Популярность таких групп, как "Лесоповал", говорит о том, как мы деградировали. Герои у нас сегодня - бандиты и проститутки. Посмотришь на иных молодых людей... Простой пример: я часто бываю у памятника основателям города Афанасию и Феодосию. Все заплевано и загажено, место для пьянок! Это такое неуважение к своей истории. А пример кто подал? В советское время на месте могилы Милютина был построен общественный туалет! Когда, будучи мэром, приказал его снести и восстановить могилу, на меня в суд подали. А сегодня население превратило в туалет памятник основателям города... Разве с таким самосознанием можно рассчитывать на какое&-то восстановление нравственных устоев общества? Поэтому надо постепенно возрождать веру, поддерживать Православную церковь, которая всегда несла только хорошее.

Правда, мы, государство, не имеем права помогать финансами. Но я убежден: Череповец настолько богатый город, что собрать деньги на новый храм не представляет никакого труда. Восстановили же за счет частной инициативы и на частные пожертвования часовни у Ягорбы и на вокзале, привели в порядок Воскресенский собор и территорию вокруг него... Следующий шаг - закладка нового храма. Я недавно был в Сыктывкаре - там поставлен прекрасный новый храм. Неужели мы хуже?

- Но на какие деньги его содержать, если два православных прихода в Череповце из&-за финансовых трудностей не берут на свой баланс Источническую часовню?

- Мне это комментировать трудно, надо поговорить с Владыкой. У Церкви есть свои правила. Схожая история была в Харовске, где построили большую новую церковь и сначала тоже не могли найти общий язык с Вологодской епархией. Но начиная новое дело, нельзя лезть со своим уставом в "чужой монастырь". Так что если городские власти войдут по вопросу часовни в контакт с архиепископом Максимилианом, уверен, вопрос будет решен.




Сергей Комлев
Wobla.Ru
19.04.2006
http://www.governors.ru/?regmode=fio®ion=35&okrug=0&razdel=smi&statja=9786

Док. 351717
Перв. публик.: 19.04.06
Последн. ред.: 10.08.07
Число обращений: 449

  • Позгалев Вячеслав Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``