В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мир без России` - это возможно? Назад
Мир без России` - это возможно?

www.kreml.org

Интервью с Галиной Боголюбовой, президентом Славянского фонда России, заслуженным работником культуры РФ, писателем, заместителем председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам сохранения духовного и культурного наследия.


- "Мир без России" - это возможно?

- Конечно нет.

- Какой ценностный смысл несет в себе российская государственность?

- В первую очередь, Россия является евразийской страной. Этого нельзя отрицать. Хотя выдающийся русский ученый Н.А.Бердяев подвергал данную теорию глубокой критике и считал ее вредной для России. Полагая, что теория евразийства отделяет Россию от Европы, отрезает от славянского мира, и отодвигает ее далеко на Восток. Россия всегда была в поиске своего статуса в мировой цивилизации.

В.Брюсов писал: "Не надо несбыточных грёз. Не надо красивых утопий. Мы старый решаем вопрос: Кто мы в этой старой Европе?".

В стихотворении А.Блока звучат строки: "Да, скифы мы, да, азиаты мы с раскосыми и жадными очами".

А выдающийся русский славяновед, доктор исторических наук, В.К. Волков вывел такую формулу: "О нет, не скифы мы, не гунны, не сарматы. Мы европейцы, а не азиаты". Этот спор, начатый Н.А. Бердяевым ещё в XIX веке, продолжается и по сей день. Но история доказала, что Россия - евразийская страна, являющая собой особую зону между Европой и Азией. Несомненно, Россия - это тот столп, та буферная зона, без которой мир не может существовать.

- Чем обусловлено территориальное, культурное и историческое единство России? Можем ли мы согласиться с популярным сегодня в экстремистских кругах концептом "русская нация"?

- Понятие "нация" используют несколько неправильно. Понятие "нация" в России - это, в первую очередь, сплочение народов, а не одного русского народа. Нация - это когда народ из толпы превращается в нацию, сплоченную едиными целями, едиными идеями и едиными стремлениями. Главная черта нации - это монолитность. Но монолитность не в раболепии, не в нищете, не в единообразии, но монолитность в осознании своего единства. Поэтому слово "нация" необходимо использовать очень аккуратно. Понятие "нация" - это идеология. Если мы говорим о "русской нации", т.е. о сплочении только русского народа, то мы ведём страну к развалу, к изменению государственного устройства. Сейчас много говорят о создании русской республики. Но тогда Россия уже не будет той прежней Россией, которая всегда была мощна своим многообразием народов. Более 160-ти национальностей, коренных жителей России, проживает на её территории. Если мы говорим только о "русской нации" и "русской республике", то куда деваться остальным?

- Свидетельствует ли, последовавшая за распадом СССР, социально-экономическая катастрофа 90-х гг. о несостоятельности российской государственности и в целом русской культуры?

- Государственности - возможно, т.к. меняется полностью нормативно-правовая база, а вот культуры нет. Ибо она живет вне времени и пространства, вне государственных границ. Мусоргский, Чайковский, Глинка, Пушкин, Л.Толстой, Бунин и Чехов - принадлежат всему мировому сообществу, несмотря на то, что отражают в своём творчестве русскую ментальность.

Советский период внёс свою корректировку в русскую культуры, идеологизировав её, он значительно снизил масштаб и пространственность искусства, упростив и схематизировав образ положительного героя, сведя его до понятия "Ты же советский человек?", а следовательно - ограниченный в своём эмоциональном многообразии. Человек - работяга. К которому привязали уменьшительно-оскорбительное слово "трудоболик".

Но конец XX века внес существенную корректировку в преломлении культуры.

В грядущем периоде после переосмысления прошедших событий ожидается новый русский романтический ренессанс, характерный признак которого одухотворённость, честь и высокие моральные качества.

- То есть, Вы считаете, что сейчас Россия переходит к этапу подъема?

- Да. Я помню первые годы, когда в творческой среде царила полная тишина. Это были первые пять, шесть, даже, может быть, десять лет. Все находились в растерянности, шел процесс переосмысления себя в этом мире. Потом, когда все наелись западной культурой, пошла протестная реакция, во время которой и рождаются выдающиеся произведения.

- Какие обязанности перед нами, ныне живущим поколением, ставит статус России и ее культуры в общемировом контексте?

- Мы всегда говорим, что мы кому-то чем-то обязаны, и мало говорим о том, что мы рождены с правом на жизнь, с правом впитывать в себя многообразие, красоту и гармонию существующего мира. И главная наша обязанность не лишать этого права последующие поколения. Хотя у каждого из нас есть своя обязанность. Композитор пишет музыку, поэт - стихи, кто-то выполняет совершенно другую работу - обязанности у всех разные. Но, бесспорно - одно, сохранить природу, культурное и историческое наследие, которое было создано предыдущими поколениями, мы обязаны. Сейчас в России 65% памятников истории и культуры находятся в аварийном состоянии. Сегодня появилась возможность возродить, сохранить и передать историческое наследие последующим поколениям. Это движимые, и недвижимые памятники истории, культуры и литературы. Более того, сейчас появилась возможность перевести книжные фонды, архивные документы, которые не могут храниться вечно, на современные носители, и тем самым сохранить их для последующих поколений. Цивилизация дает свои преимущества. Используя современные методы можно восстановить и фильмы, и архитектуру. Пускай это будет "новодел", как говорят искусствоведы, пускай не памятник, а архитектурная копия, но она несет в себе ту эпоху, то культурное пространство, в котором находились наши предки. Человек не может жить только в каменных и стеклянных коробках, у него меняется мышление и разрушается психика от однообразия. У меня даже есть одно стихотворение, посвященное таким коробкам. Несколько строк из стихотворения звучат так: "Я брожу по квадратным улицам, мой взгляд окружают квадратные дома, люди блуждают по квадратным лужам, меня гнетёт квадратная тоска". Вся жизнь в квадрате. Не случайно Малевич нарисовал квадрат - это отражение целой философии. Мы не можем жить в квадратном пространстве. Европа сохранила архитектурный облик своих городов. Хотя это было совсем не легко. Однако они сделали это. И многие стремятся поехать посмотреть Лондон, Париж, Милан... И мы, обязаны сохранить облик и архитектурные особенности наших городов.

- В чем смысл и содержание патриотического чувства?

- Смысл патриотического чувства в сохранении нашего культурного наследия. И патриотизм наш в том, чтобы Россия заняла свое место в системе мировых держав. До революции Россия имела статус мировой державы. Он был создан ею с нуля. Несмотря на то, что люди всегда жили бедно, за исключением небольшой части населения. И, тем не менее, Россия на мировом поле играла ведущую роль и в политике, и в экономике, и в культуре. Россия как центр, как ядро, притягивала к себе малые народы, тем самым создав мощнейшее государство. Поэтому наш патриотический долг состоит в том, чтобы сохранить наш статус, чтобы снова сделать Россию выдающейся культурной и научной державой. Это наш главный приоритет. И тогда она снова станет притягательной. Мы не можем не учитывать экономическую и индустриальную интеграцию мирового пространства. Одни хорошо шьют одежду, другие хорошо разрабатывают новые технологии, например японцы. Третьи хорошо строят и отлаживают производство, как американцы, у которых очень быстро и оперативно решаются индустриальные проекты. А Россия всегда славилась своей гуманитарной направленностью. Мы всегда славились своей духовностью и культурой. И, конечно, всплеском научных знаний, мощнейшей образовательной и культурно-просветительной системой, которая, к сожалению, у нас в последние годы увядает. Поэтому смысл патриотического чувства в том, чтобы сделать Россию выдающимся духовным стержнем мира.

- Какие шаги может предпринять государство для развития патриотизма в обществе?

- В первую очередь, надо сделать культуру одним из национальных проектов. Должен быть разработан проект для поддержания и развития творчества, где будет отражено сохранение архитектурного облика городов, модернизация системы библиотечного и архивного дела, расширение информационных носителей. Необходимо поддерживать писателей, поэтов, художников. Они живут в нищете. Ведь хорошая литература не может родиться за пять минут, но творец биологическое создание ему надо, что-то есть и где-то жить, поэтому надо поддерживать творческих людей, разработав специальную программу госзаказа. Назрела огромная потребность в создании образа положительного героя эпохи русского романтизма. Человека высокой чести, нравственности, достоинства, человека одухотворенного. Надо создавать эти образы, вкладываться в это. Наша идеология в нашем менталитете. И его надо формировать. Также необходимо поддерживать ученых. Возможно, сегодня одна из отраслей кажется неперспективной. Например, исследование Марса. А завтра, когда на Земле начнется экологическая катастрофа, эта тема окажется самой актуальной. Надо работать на будущее.

Поэтому патриотизм будет формироваться в обществе, если оно будет видеть перспективу позитивного развития. И государство предложит систему мер способствующих развитию патриотизма.

- Какой Вы видите Россию сквозь призму той сферы деятельности, в какой Вам удалось состояться и проявить себя? Иначе говоря, что Вам лично дала принадлежность к русской культуре?

- Я не могу назвать себя человеком с глубокими знаниями, но бесспорно, я человек, чувствующий красоту и гармонию окружающего мира. Я росла в интернате, любовь к культуре мне прививали воспитатели. Моей воспитательницей в интернате была бывшая актриса, которую я запомнила на всю жизнь. Она привила мне любовь к театру, к искусству. Я хочу сказать, что очень многое зависит от педагогов, воспитателей, учителей. Все послевоенные дети были детьми улиц, и наше будущее зависело от того, с кем мы общались. Воспитатели того времени относились к своим воспитанникам как к своим детям, интернат был для них домом и семьей. Поэтому моя личная привязанность к культуре связана с моим педагогом, с моей воспитательницей. Через призму их взглядов, я стала воспринимать окружающий мир, и судьба сводила меня с выдающимися людьми. Кстати, разных национальностей. Принадлежность к русской культуре дала лично мне своеобразную ментальность, особое восприятие мира, способность к состраданию, нравственные основы, заложенные христианством и конечно широту души. Поэтому я всю жизнь занималась общественной деятельностью и по мере своих физических возможностей, наперекор чиновничьему примитивизму, стараюсь сохранить то ценное, что нам оставили предшествующие поколения.

- Можно ли выразить духовный облик России через какой-либо зримый символ?

- Это огонь. Огонь, заключенный в сердце. Россия - это энергетическое ядро. Людей с таким темпераментом, как в нашей стране, мало где встретишь. В западных странах совершенно другой менталитет. Россия - это особый энергетический сгусток, огонь. Это мои спонтанные ассоциации. Возможно, так и лучше, потому что спонтанно рождаются лучшие идеи, чем идеи, рожденные в долгих думах. Я, например, предложила сделать значок Общественной палаты в виде раскрытой книги, на которой лежат очки Глеба Павловского. Он ведь действительно неординарная личность. Идея такого значка родилась спонтанно. Но потом начали предлагать те же значки в виде флажков, что и у всех. Очень примитивно.

- В чем Россия бесспорно состоялась? Что она дала миру?

- Она дала миру выдающуюся культуру и выдающихся ученых. В России всегда был бесплатный доступ к культурным и научным ценностям, чего не встретишь ни в одной стране мира. Поэтому мы дали миру выдающуюся культуру, выдающуюся науку, способствовали развитию этой науки в других странах. Мы всё время находились в состоянии соревнования с Западом - кто первый. И эта гонка дала возможность мирового научного рывка. Мы сделали огромный цивилизационный скачок, показав всему миру, что имея идеологию можно превратить страну из косной, лапотной, мало образованной державы в страну индустриальную, высокообразованную и бесспорно культурную и духовную сокровищницу мира. Это мы дали миру, за это мир нам должен быть благодарен.

- С чем Вы связываете будущее российской государственности и ее культуры в целом?

- В первую очередь нам надо сохранить целостность России. Если у нас не будет целостности, нечего и говорить о будущем, без нее у России будущего просто не будет. Появятся мелкие княжества с национальными элитами, которые будут враждовать между собой. В данном случае наша миссия - сохранение России как целостного государства. В историческом плане все цивилизации развиваются по спирали. Они то объединяются, то разъединяются, и спираль то сжимается, то разжимается. Этот процесс нам надо пережить. Это задача трех-четырех поколений. Когда существовали разрозненные немецкие княжества, Бисмарк титаническими усилиями смог объединить их в великую Германию, за что ему благодарны все последующие поколения. В России объединение иногда шло даже вопреки воли государя, просто потому, что Россия была очень притягательной страной, в том числе притягательной своей толерантностью. И сейчас мы не должны раскалывать страну из-за мелких корыстных интересов. Наша основная миссия в сохранении России как единого целостного государства, и культуры как её духовного стержня. Ибо культура есть материализованная субстанция духовного состояния общества и от того каким будет духовное состояние общества зависит будущее нашей страны, будущее цивилизации, будущее планеты Земля.





http://www.oprf.ru/

Док. 352232
Перв. публик.: 10.08.06
Последн. ред.: 10.08.07
Число обращений: 279

  • Боголюбова Галина Васильевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``