В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Реставратор - не маляр Назад
Реставратор - не маляр

Начало октября было насыщено трагическими событиями, и внимание прессы было переключено на проблемы, связанные с Грузией, нелегальными иммигрантами, криминальным и игорным бизнесом, обманутыми инвесторами. И в этом потоке конфликтной информации затерялся голос архивистов, которые бьют в набат о тяжелейшем положении в архивной отрасли. Зачастую архивные материалы хранятся в картонных коробках, здания архивов находятся в аварийном состоянии, во многих из которых есть проблемы с элетропроводкой, отоплением и водоснабжением. Особенно в плачевном состоянии находятся социальные архивы, архивы, где собраны документы на каждого человека - о его трудовой деятельности, рождении, перемещении и так далее. В случае чрезвычайной ситуации, когда документы утеряны, только через архив их можно восстановить. Это сложно, но все-таки реально. А теперь представьте, если из-за такой неисправной проводки архив сгорел? Все - сведения утеряны. Что тогда будет делать человек?

В начале октября прошли общероссийские слушания о сохранности документации и дальнейшей судьбе Архивов. Съехались архивисты со всей страны, обсуждались эти и другие проблемные вопросы. И какая реакция? Полная тишина! Мало того, что правительственные чиновники не хотят заниматься этой отраслью, которая обеспечивает документооборот всего государства, так еще и пресса молчит.

Может ли государство развиваться, не имея исторической памяти? Нет! А может ли государственный механизм нормально работать, если у него изношены ключевые механизмы? Нет! А наше государство еще движется исключительно за счет энтузиазма и энергии отдельных личностей. К таким энтузиастам относятся и архивисты. В российских архивах работают удивительные люди - историки, искусствоведы, филологи, 90% из них уже давно достигли пенсионного возраста и работают исключительно по велению собственного сердца. Государство за их труд выплачивает мизерную зарплату в 3000 рублей. Раньше архивисты были приравнены по оплате труда к госслужащим, и на них распространялся определенный социальный пакет, включая молоко "за вредность". После административной реформы, они стали просто работниками учреждений культуры, в результате этого потеряли свой статус и лишились притока образованной молодёжи, которая достаточно прагматична и хочет работать в нормальных условиях и получать нормальную заработную плату.

Так что же случилось с вектором государственной политики, что он престал замечать проблемы сбоя в работе своего механизма, который функционирует исключительно для того, чтобы обеспечивать жизнедеятельность человека? Чтобы человек мог жить и работать в нормальном цивилизованном и просвещенном обществе? У нас все делается наоборот. Задумываем новые реформы - они превращаются в мучения для самих себя. Принимаем такие законы, что половина страны оказывается за чертой бедности. А те, для кого написаны эти законы, думают о том, как бы их обойти.

Такие законы, как 94 Федеральный Закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" парализуют всю духовную сферу страны и не должны применяться в сфере культуры и искусства, реставрационной и архивной деятельности. Согласно этому закону, "Товары и Культура" введены в одну понятийную плоскость. Теперь, если режиссер хочет поставить спектакль, автором которого он является, то вынужден проводить "тендер" на право своего авторского замысла со своим ассистентом; или, чтобы реставрировать картину, надо провести "тендер" между реставратором и маляром. Кто менее затратен для государства, тот и будет выполнять эту работу. Что это? Непонимание того, что реставратор не маляр, или это умышленное уничтожение нашей истории и культуры?

Как можно понять такую административную реформу, когда целая архивная отрасль, включающая в себя много ведомственность, в том числе и силовые структуры, была отнесена в ведение Министерства культуры? И Министерство культуры должно выпрашивать у правительства деньги для ремонта или модернизации архивов не своего ведомства? Что у Министерства культуры нет своих проблем? У нас библиотеки, музеи и театры, даже федерального уровня нуждаются в реставрации, ремонте и модернизации. А архивы нуждаются в модернизации особенно остро. Давно назрела необходимость перевести архивные документы на электронные носители, тем самым, обеспечив их сохранность на тысячелетия и сократив срок по передаче информации в разные регионы.

Сейчас финансовое положение в стране стабилизировалось. И вопрос состояния архивной отрасли становится как никогда актуальным, тем более, в связи с внедрением федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наши Архивы могут в одночасье быть вычеркнуты из системы финансовых приоритетов. Согласно этому закону, на местах остаётся всего 30% от общего финансового дохода региона на всю бюджетную составляющую, следовательно, культура будет финансироваться по остаточному принципу. Уже сейчас, в городских поселениях на приобретение литературы для библиотек с трудом из бюджета выделяется всего 1400 рублей в год на всю библиотечную систему города, включая деревни и поселки. О каком просвещении, о каком интеллектуальном развитии может идти речь, если нет книг, а те, что есть, зачитаны "до дыр". До ремонта, реставрации и строительства вообще дело не дойдёт. 65% учреждений культуры, включая архивы, находятся в памятниках исторического наследия, которые нуждаются в капитальном ремонте и реставрации. Мы имеем вопиющие случаи нарушения чиновниками прав детей на просвещение, например в Нарьян-Маре, когда вместо расширения детской библиотеки, согласно проекту по улучшению условий досуга детей, к библиотеке присоединяют ЗАГС и получается "Библиотека-ЗАГС в одном флаконе". О каких архивах можно говорить? Ко мне обратился смоленский архив, попросив хоть как-то разобраться в их ситуации. Губернатор области, Министр культуры России просят председателя Правительства России включить в федеральный инвестиционный план по строительству на 2007-2010 годы на паритетных началах с областью, строительство нового архивного здания в Смоленске. И что же в ответ они получили? - Ни письмо от Председателя Правительства, ни письмо от заместителя председателя, ни даже от министра, нет! Они получили отписку мелкого чиновника Минимущества, что он, этот мелкий чиновник, считает строительство нецелесообразным, без объяснения причин.

У нас в стране много проблем. Вся социальная сфера - это огромная проблема. И мы, члены Общественной палаты, стараемся привлечь общественное внимание к болевым точкам этих проблем, но без помощи прессы делать это очень сложно.

Гражданское общество будет формироваться тогда, когда голос гражданина будет услышан. И только вместе мы сможем, что- то изменить.



http://www.oprf.ru/

Док. 352235
Перв. публик.: 20.10.06
Последн. ред.: 10.08.07
Число обращений: 314

  • Боголюбова Галина Васильевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``