В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О состоянии образования в детских исправительных учреждениях Назад
О состоянии образования в детских исправительных учреждениях

Как человека и гражданина, меня постоянно мучил вопрос: " Как живут дети в исправительных колониях? И смогут ли они по выходе из колонии адаптироваться к нормальной жизни? Какое образование они получат в этих колониях? В понятие "образование", я включаю - воспитание и систему знаний. Без гуманитарных знаний - человек не может развиваться, через просвещение он начинает приобщаться к высшим духовно-нравственным ценностям, и только тогда начинает понимать, что есть зло, а что добро. И вот здесь, роль воспитателя и священника очень высока, ибо они подготавливают внутренний мир ребёнка к восприятию иного мира, мира, где есть гармония, есть любовь, есть добрые и светлые чувства. Не случайно, многие в колониях становятся верующими, может быть потому, что простые истины, заложенные в религиозных учениях (не убей, не укради...), становятся для них более понятными и их души начинают понемногу отогреваться.

В рамках национального проекта "Образование", наша комиссия по сохранению культурного и духовного наследия Общественной палаты РФ решила рассмотреть вопрос "образования" в детских колониях, потому что это наши дети и мы в ответе за их будущее. Наша вина, что они, в эти сложные для России годы, ожесточились и стали изгоями. Наша задача - вернуть их полноценными людьми в общество, ибо от их будущего зависит и будущее нашей страны.

В настоящее время в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) функционируют 62 воспитательных колонии (далее - ВК) для несовершеннолетних осужденных, в том числе 3 учреждения для содержания несовершеннолетних женского пола. На 01.11.2006 в воспитательных колониях содержалось 13269 подростков, из них 862 девочки. Во всех учреждениях для содержания несовершеннолетних осужденных действуют общеобразовательные школы. Их организация регламентируется приказом Минюста России от 21.11.2005 No 223 "Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы". В 2006 году утверждены новые уставы школ воспитательных колоний, приведены в соответствие печати и штампы, в которых исключены слова "ФСИН России". В аттестатах также отсутствуют сведения о принадлежности их к уголовно-исполнительной системе.

В 2005-2006 учебном году обучение в общеобразовательных школах воспитательных колоний ФСИН России проходили 11922 осужденных. На конец учебного года число обучающихся составляло 12045 человека, из которых освоили программу и были аттестованы 11770 человек. Начальные и специальные (коррекционные) классы окончили 1135 человек, 5-9 классы -7018 человек, 10-11 классы- 3617 человек.

В воспитательных колониях несовершеннолетние осужденные имеют возможность в процессе отбывания наказания получать профессии, которые в настоящее время наиболее востребованы на рынке труда. В профессиональных училищах и на производстве несовершеннолетние осужденные получают профессии по 25 специальностям.

С целью расширения возможностей получения образования и доступа к всемирным источникам информации общеобразовательные школы воспитательных колоний в текущем году включены в реализацию приоритетного национального проекта "Образование", основным направлением которого является внедрение в учебный процесс инновационных технологий. В настоящее время к всемирной сети Интернет уже подключены Канская, Колпинская, Жигулевская, Бобровская ВК, а в течение 2007 года все школы будут подключены к сети Интернет.

С введением новых форм обучения у осужденных появилась возможность получать высшее образование дистанционным методом. В настоящее время 97 осужденных обучаются по заочной форме в различных вузах страны. В целях повышения заинтересованности учащихся в получении образования, придания школам ВК позитивного имиджа ежегодно проводится конкурс "Лучший учащийся школы воспитательной колонии".

Совершенствуется процесс обучения, осуществляется поиск новых форм и методов его организации. Для повышения профессионального мастерства работников общеобразовательных школ, распространения положительного опыта работы один раз в два года проводится конкурс "Лучший учитель школ воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы".

Принимаются меры к укреплению материальной базы школ ВК. В текущем году из федерального бюджета на эти нужды было направлено около 6 млн. рублей. В рамках реализации федеральной целевой программы "Дети России" все школы ВК уголовно-исполнительной системы оснащены компьютерными классами, автотранспортом.

Несмотря на имеющиеся положительные изменения в деятельности школ воспитательных колоний, имеется ряд нерешенных проблем.

Учитывая, что значительная часть объектов, в т.ч. и школы воспитательных колоний относятся к постройками прошлого века, требуются значительные средства на проведение капитального и текущего ремонтов. В текущем году ФСИН России направил в ВК на проведение ремонтных работ свыше 100 млн. рублей. Однако данных средств недостаточно. В решении вышеназванных вопросов свою положительную роль могли бы сыграть попечительские советы при ВК, созданные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 No 1295.

В этой работе в ФСИН России имеется определенный положительный опыт. Много сделано попечительским советом при Казанской воспитательной колонии в Республике Татарстан. В Канской ВК при финансовой поддержке руководителей Красноярского края и членов попечительского совета была построена общеобразовательная школа. В Тюменской области для проведения ремонтных и строительных работ в Тюменской воспитательной колонии из бюджета области направлено около 30 млн. рублей. Но таким образом дела обстоят не везде. Практически бездействует попечительский совет при Димитровградской ВК Ульяновской области. Никакой помощи не оказывается попечительскими советами при Абаканской (Республика Хакассия), Новоалтайской и Бийской (Алтайский край), Камчатской, Костромской, Омской и других воспитательных колониях.

Имеется и еще одна проблема. Согласно статье 19 Закона Российской Федерации "Об образовании" основное общее образование является обязательным. Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет. Это является одной из причин, по которой подростки, по достижении указанного возраста, бросают учебу. Между тем, имеющиеся статистические данные свидетельствуют о том, что половина подростков до осуждения не работала и не училась. ФСИН России инициировал предложения в Минобрнауки России о целесообразности внесения изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части, касающейся увеличения возраста обучающихся, к которым применяется требование обязательности получения основного общего образования, по достижению ими не 15-летнего, а 18-летнего возраста. Однако поддержки эти предложения в названном министерстве не нашли. Общественная палата РФ будет поддерживать это предложение и контролировать его внедрение.

http://www.oprf.ru/

Док. 352236
Перв. публик.: 10.08.05
Последн. ред.: 10.08.07
Число обращений: 389

  • Боголюбова Галина Васильевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``