В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Культура - путь к духовному единству Назад
Культура - путь к духовному единству


Как праздновать День народного единства? В этом году 4 ноября столичные жители встречали по-разному: кто-то поспешил в храм, чтобы поклониться Казанской иконе Божьей матери, кто-то предпочел использовать лишний выходной для телевизионного отдыха, ну а социально активные москвичи вышли на улицы, чтобы принять участие в митингах и шествиях.

Свой вклад в то, как надо отмечать День народного единства, внесла и Общественная палата. Со 2 по 8 ноября в столице проходил Межнациональный форум "Единение". Главный "мотор" мероприятия - Галина Боголюбова, заместитель председателя Комиссии по вопросам сохранения культурного и духовного наследия. В адрес форума "Единения" поступили приветственные телеграммы от Администрации президента РФ, Государственной Думы, Правительства России и Москвы, от высших государственных чиновников. Как появилась идея форума? - с этого вопроса началась наша беседа.

- Форум "Единение" родился три года назад. Тогда на Межнациональном консультативном совете при правительстве Москвы общественность обсуждала, что можно сделать для развития взаимопонимания между народами. В 2004 году прошел первый форум, он был более масштабным и включал спортивные соревнования, круглые столы, дискуссии, и, конечно, завершающий праздник. Тогда на одной сцене выступили представители разных конфессий, все они говорили о добре, любви, добрососедстве. Так родилась идея провести в День Народного Единства 4 ноября, во всех православных храмах, во всех мечетях, синагогах и пагодах праздничные службы в честь единения России. Нам всем нужна общая молитва за мир и духовную гармонию. Представители всех конфессий к нашему предложению отнеслись с пониманием.

В этом году в форуме приняли участие большинство национально-культурных общин и объединений Москвы. Были организованы "круглые столы", посвященные вопросам толерантности и роли России в современном мире. В столичных школах прошли конкурсы на лучшее сочинение на тему "Образ России в XXI веке" и "Мой дом, моя семья, моя Россия". Завершился форум праздничным концертом "Единение", который прошел в Концертном зале им. П.И.Чайковского.

Вопрос межэтнической солидарности - сегодня, это вопрос номер один. Потому что сохранение целостности России - это основная, приоритетная задача государства. Это идеология, которая требует средств и вложений.

- В преддверии Дня народного единства много говорилось о "Русском марше". В конце концов это шествие запретили...

- Понимаете, без идеи нет нации. Без идеи народ - обычная толпа. Если государство или партии не могут предложить национальную идею, которая будет превращать народ из толпы в нацию, мы будем иметь "Русский или Турецкий марши". Поэтому "Русский марш" - это попытка выразить хоть за какую-то идеологию. Моя позиция по ноябрьским митингам и шествиям, предельно проста. Я считаю, что запрещать ничего нельзя. Чем больше запретов, тем больше "ассиметричных" ответов. Аналогично с введением в ряде регионов основ православной культуры. Почему возник такой шум вокруг этого вопроса? Да потому, что государство ничего не предложило взамен нравственным постулатам, заложенным в религиозных учениях. Если мы говорим о развитии демократического государства, то необходимо создавать такую образовательную систему, которая выводила бы нас из халуйско-рабского состояния и вела в цивилизованное, просвещённое будущее, основанное на нравственных ценностях. Тогда не придётся мусолить один и тот же вопрос: "нужен ЕГЭ или не нужен ЕГЭ?", "вводить ли основы православной культуры или не вводить?". И незачем государству заниматься "страусиной" политикой, чуть что, прятать голову в песок

Государство обязано знать, с какими лозунгами идут демонстранты. И при подписании разрешений на те или иные массовые мероприятия надо четко обговаривать, что не должно быть шовинистических и ксенофобских лозунгов. Но у нас даже нет людей, которые предметно занимались бы идеологическими вопросами. Только спецслужбы. А у них доминируют запретительные методы - туда не пускать, сюда не пускать. Это не форма взаимодействия в демократическом обществе. Гражданское общество - многолико.

Каждый народ имеет свой менталитет и право на привлечение внимания к своим проблемам.

Надо знакомиться с культурой и историей народов, проживающих на территории России. И, конечно, коренные жители России должны иметь возможность сохранения и развития своих культур. У меня был такой случай в Москве - захожу в аптеку, а там по-русски никто не говорит... Ну, разве это нормально? Дети приезжих не знают русского языка. А ведь это не только язык межнационального общения внутри нашей страны, это государственный язык и базовый язык европейской цивилизации.

- Вы работаете в Комиссии по вопросам сохранения культурного и духовного наследия. А культура, как мне кажется, это основа взаимопонимания...

- Да, это так? Что такое национальность? Это принадлежность к определенной культуре и языку. Мы обязаны сохранить природу, культурное и историческое наследие, которое было создано предыдущими поколениями. Сейчас в России среди охраняемых государством 50 тыс. памятников архитектуры не менее трети находится в аварийном состоянии, т.е. без рестав-рационной поддержки не проживут 10-15 лет. Простой подсчет по-казывает, что мы теряем около тысячи построек в год, или три - ежедневно. Федеральная программа финансирования реставрационных работ равна пятистам миллионам рублей - столько стоит 16-ти этажный панельный дом. Общая сумма финансирования реставрационных работ - федерального, регионального, местного, за счет арендаторов - в десять раз меньше необходимой. Вот такое у нас отношение к культуре. А ведь культура является отражением духовного состояния общества и от того, каким будет духовное состояние общества зависит будущее нашей страны, будущее цивилизации.

- Многие аналитики видят выход в приватизации памятников культуры. Что вы скажете по этому поводу?

- Не так давно в Санкт-Петербурге прошёл международный семинар, где обсуждались проблемы применения рыночных механизмов в сфере культуры. Все участники обсуждения проблемы приватизации со-гласны с тем, что целью государства является не коммерческий успех и прибыль, идущая в казну, а спасение объектов культурно-го наследия, находящихся в плохом состоянии. Что для этого необходимо? Прежде всего чётко прописать в законе условия приватизации, доверительного управления, долгосрочной аренды и концессии. Понятно, что некоторые памятники, находящиеся в плохом состоянии, придется продать. Процесс ценообразования при этом должен быть таким, чтобы инвесторы были готовы стать собственниками объекта и нести полную ответственность за его со-хранность.

Единственным про-давцом объектов культурного наследия на рынке сегодня высту-пает государство. Оно обязано подготовить товар к продаже, обеспечить юридическую чистоту объекта. А это требует полного оформления документов Государственного реестра объектов культурного наследия с обязательным определением предмета охраны, фиксации территории памятника и границ зон охраны в Земельном кадастре (именно на этом основании и составляется ох-ранное обязательство будущего собственника). При продаже па-мятника архитектуры, находящегося в плохом или аварийном со-стоянии, к моменту продажи должно существовать общее планово-реставрационное задание и общая смета работ, вменяемых инве-стору. Ни один памятник архитектуры не должен подлежать при-ватизации без наличия подобного пакета документов, и вся эта ра-бота обязана быть выполнена государственными органами.

- Кто будет выполнять эту работу?

- Думаю, что подготовка памятника к продаже именно таким образом требует высокой квалификации. Общественная палата, отражающая интересы гражданского общества считает, что состав-ление охранного обязательства никоим образом не может быть до-верено Госимуществу и его подразделениям. Эти организации не имеют никакого опыта в описании и понима-нии свойств памятников архитектуры. Передача Госимуществу этой работы наше культурное наследие отнюдь не преумножит.

Далее. Стоимость реставрационно-восстановительных работ, вменяемых инвестору, должна быть учтена при определении цены памятника или величины арендной платы. Наши памятники находятся в очень тяжелом состоянии, и без финансового поощрения они на боль-шей территории страны (за исключением центров крупных городов) не найдут собственника.

Необходимо четко определить процесс приватизации и ответст-венность инвестора за сохранность памятника, штрафные санкции за утрату объекта. Инвестиционный договор, на мой взгляд, должен содержать возможность одностороннего расторжения со стороны государства. Пока могу привести печальный пример - а Москве в Оружейном пер. снесена кузня XVIII века - памятник культуры. Собственники земли ограничились штрафом в 300 тыс. рублей...

- Как вы относитесь к предстоящим поправкам в Федеральный Закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"?

- В целом положительно. Но я, и мои коллеги по Общественной палате, выступаем против упразднения Федерального контроля за федеральными памятниками. Такая ситуация даёт возможность давления инвесторов на чиновников, провоцирует их "договоренности" с региональной властью. В наших отдаленных городах и весях очень час-то нет квалифицированных специалистов по реставрации, охране и определению ценности объекта. Вот почему необходимо иметь единый государственно-общественный контрольный орган по охране наследия. На сегодняшний день полномочия федерального органа охраны памятников в России разделены между тремя ведомствами - Минкультуры, Роскультуры и Росохранкультуры. А, как известно, у семи нянек дитя без глаза.

Вообще, попытки каким-то образом ослабить государственный контроль за приватизацией памятников культуры являются опаснейшим прецедентом для нашей страны. Вспомним многочисленные нарушения законодательства при реализации крупнейших проектов реставрации и рекон-струкции лучших памятников Москвы и Санкт-Петербурга. Строительство нового здания Мариинки не проходило федераль-ного согласования - ни на уровне конкурсного, ни на уровне про-ектного задания, ни на уровне проекта. То же было и с территорией знаменитого памятника архитектуры - Малой Голландии. Несмотря на протесты общественности проводится конкурс на строительство 300-метровой башни Газпрома, грозящей непозволительному искажению основной па-норамы города. В Москве "реконструируется" здание Средних торговых рядов, во дворе кото-рых сносятся четыре подлинных корпуса, а новые корпуса элит-ной гостиницы поднимутся выше кровель основного здания, уби-вая кружево силуэта, специально рассчитанного на существование в ансамбле Красной площади. И все это на территории памятника, отнесённого ко Всемирному наследию!

Подобные примеры действий органов госвласти печальны для начинающейся приватизации, и они свидетельствует о необходимости усиления контроля за судьбой именно федеральных памятников. Поэтому гражданский контроль, широкое участие общественности в градостроительных Советах на федеральном и региональном уровне необходимо. Только когда мы научимся выполнять Законы и считаться с мнением общественности, только тогда мы сможем сделать цивилизационный шаг на пути демократизации общества.

- Галина Васильевна, цивилизация, как известно, дает свои преимущества, в том числе и в деле сохранения памятников культуры...

- Да, сейчас появилась возможность перевести книжные фонды, архивные документы, которые не могут храниться вечно, на современные носители, и тем самым сохранить их для последующих поколений. Используя современные методы можно восстановить и фильмы, и архитектуру.

Человек не может жить только в каменных и стеклянных коробках, у него меняется мышление и разрушается психика от однообразия. У меня даже есть одно стихотворение, посвященное таким коробкам. Несколько строк из стихотворения звучат так: "Я брожу по квадратным улицам, мой взгляд окружают квадратные дома, люди блуждают по квадратным лужам, меня гнетёт квадратная тоска". Вся жизнь в квадрате. Не случайно Малевич нарисовал квадрат - это отражение целой философии...

Россия всегда славилась своей гуманитарной направленностью. Россия как центр, как ядро, притягивала к себе малые народы, тем самым создав мощнейшее государство. Поэтому наш нравственный долг состоит в том, чтобы сохранить наш гуманитарный статус, чтобы снова сделать Россию выдающейся культурной и научной державой. Смысл нашего патриотического чувства состоит в том, чтобы сделать Россию выдающимся духовным стержнем мира.



http://www.oprf.ru/

Док. 352238
Перв. публик.: 10.07.07
Последн. ред.: 10.08.07
Число обращений: 334

  • Боголюбова Галина Васильевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``