В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
На лечение каждого россиянина выделяется 100 долларов в год Назад
На лечение каждого россиянина выделяется 100 долларов в год

На прошлой неделе в рамках акции "За здоровый образ жизни" в Серпухове побывал директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева академик Л. А. Бокерия. В коротком промежутке времени между участием уважаемого гостя в межрайонной медицинской научно-практической конференции и выездным заседанием комиссии по формированию здорового образа жизни Общественной палаты РФ мы задали Лео Антоновичу несколько вопросов. Конечно, спросить специалиста столь высокого класса хотелось о многом, но удалось лишь вкратце затронуть некоторые причины нынешнего печального состояния российского здравоохранения.

- Лео Антонович, как президент общественной организации "Лига здоровья наций" вы во многих регионах страны проводите акции, посвященные здоровому образу жизни. Какая цель преследуется, и можно ли говорить о результатах?

- Состояние социальной сферы в стране таково, что большинство населения озабочено не здоровьем, а тем, как свести концы с концами. Очень важно вернуть людям понимание ценности здоровья и долголетия. У нас отсутствует пропаганда медицинских знаний. Я был во Франции на международной конференции и с удивлением наблюдал трансляцию по телевидению операции на сердце. Оказалось, у них выделен отдельный телеканал для медицинской тематики, и смотрят его как врачи, так и просто люди, интересующиеся тем или иным направлением. Все это существенно повышает возможности лечения и оздоровления, потому что в этом случае человек уже знает, как нужно поступать, если, например, появилась боль за грудиной. А у нас порой о сохранении здоровья рассуждают в СМИ по большей части одни шарлатаны и знахари. Я считаю, общественность и "Лига здоровья нации" способны сыграть очень важную роль в том, чтобы остановить процесс вымирания населения России.

- Как вы оцениваете состояние специализированного здравоохранения, в частности, уровень высокотехнологичной медицинской помощи в кардиологии?

- Если быть честным, в 40-е годы 20 века у нас в стране прозевали очень важный этап в развитии специализированной медицинской помощи, который пережила вся медицина мира. Еще во время Великой Отечественной войны врачи поняли, что невозможно одинаково хорошо оперировать и ногу, и голову, и грудную клетку. В медицине началась специализация: подготовка врачей определенного профиля, затем и выпуск специального оборудования. Мы же остались на прежних позициях, обусловленных остаточным принципом финансирования медицины. Это отставание продолжается и по сей день - из 10 тысяч наименований материалов и приборов, применяемых в сердечно-сосудистой хирургии, 99% закупается за рубежом. Это - одна сторона проблемы. А другая - организационная, а заключается она в том, что у нас сегодня отсутствует единая система здравоохранения. Существует муниципальная, ведомственная, государственная медицина: все так или иначе потихоньку тянут деньги из бюджета. Страхование как таковое не обеспечивает высокотехнологичную помощь. Поэтому мы оказались перед фактом, что люди выживают по принципу: спасайся, кто может. Возникла ситуация, ставшая совершенно нетерпимой и для государства, и для населения. В связи с этим и появились национальные проекты, которые, по сути, являются только первым шагом на пути создания современного здравоохранения в России. Медицина, как любая другая отрасль человеческой деятельности, должна иметь возможность саморазвития.

- Что может обеспечить такую возможность саморазвития здравоохранению? Медицинское страхование, например, способно служить таким механизмом?

- Проблема в том, что финансирование дорогостоящих видов медицинской помощи невозможно по остаточному принципу. Сегодня на медицинское обеспечение одного человека в России выделяется чуть больше 100 долларов в год. В Европе эта сумма исчисляется от 3 до 5 тысяч долларов. В США - существенно более пяти тысяч долларов. Не надо думать, что там бросают деньги на ветер. Получается, что государство якобы гарантирует общедоступность медицинской помощи, не предоставляя для этого средств. В таком случае врач просто не в состоянии адекватно лечить пациента, и в результате за больного никто не отвечает. Например, на операцию по аортокоронарному шунтированию Минздрав выделяет 181 тысячу рублей. Мы подсчитали и выяснили, что операция у пациента старше 60 лет обходится в 260 тысяч рублей, младше этого возраста - 210 тысяч рублей. И этих 180 тысяч ни в том, ни в другом случае не хватает.
О страховании можно было бы всерьез рассуждать, если бы полис был обеспечен серьезными средствами, позволяющими человеку лечиться там, где он хочет. Что произойдет: человек выбирает хорошую клинику, и плохие больницы либо отпадут сами собой, либо будут вынуждены подтягиваться. А самое главное, когда потенциальные производители медицинского оборудования увидят, что в клиниках достаточно средств, они будут заинтересованы разворачивать производство одноразовых систем, инструментария и прочих принадлежностей. Ведь сейчас за импортное медицинское оснащение мы переплачиваем значительные суммы - наверное, процентов 40 - таможне, дилерам и т. д.

Лео Антонович, понравился ли вам Серпухов? Можно ли предположить, что ваш визит сюда послужит началом сотрудничества?

- Небольшая экскурсия по вашему городу произвела очень хорошее впечатление. С Серпуховом у нас уже налажены деловые отношения, я думаю, мы сможем их сделать еще более эффективными. У Научного центра сердечно-сосудистой хирургии потенциал очень большой: можно приглашать врачей на специализацию, обучение. Возможности есть, просто надо, чтобы все развивалось естественным путем.


Татьяна Трошина





http://www.oprf.ru/

Док. 352261
Перв. публик.: 08.05.07
Последн. ред.: 10.08.07
Число обращений: 360

  • Бокерия Лео (Леонид) Антонович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``