В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Проблемы пенсионного обеспечения граждан и пути совершенствования пенсионной реформы в России Назад
Проблемы пенсионного обеспечения граждан и пути совершенствования пенсионной реформы в России

Выступление к вопросу о подготовке Всероссийских общественных слушаний на тему "Проблемы пенсионного обеспечения граждан и пути совершенствования пенсионной реформы в России" 27-28 ноября в Петрозаводске.


В последнее время мы заметили возросшую заинтересованность общественных организаций взаимодействовать с органами государственной власти по вопросам законодательного регулирования проблем социальной защиты, а также пенсионного обеспечения граждан. Однако, к сожалению, тандема и такого взаимодействия пока не получилось. Общественные инициативы и предложения не всегда получают понимание и поддержку чиновников на разных уровнях государственной власти. Чему свидетельствуют тревожные сигналы от семей военнослужащих, региональных комитетов и советов солдатских матерей, ветеранских и инвалидных организаций, занимающихся проблемами защиты прав, социальной защиты и поддержки военнослужащих и членов их семей. Что же касается проблем пенсионного обеспечения военнослужащих, семей погибших военнослужащих, то здесь можно отметить пока провальную политику властей, и особенно это касается в части отсутствия стратегии социальной политики справедливого пенсионного обеспечения и реализации основных прав и свобод семей погибших военнослужащих. Взаимоотношения гражданского общества и органов государственной власти находятся не только на уровне отсутствия взаимодействия, но и зачастую, на уровне противостояния друг другу. К тому же по проблемам отсутствия социальной стратегии государства голос общественности мало звучит в прессе и на телевидении. И задача Общественной палаты, экспертного сообщества ОП научить гражданское общество и органы государственной власти не только прислушиваться друг к другу, но и находить компромиссы в решении социальных проблем, пенсионного обеспечения, взаимно сотрудничать и взаимодействовать. При таком подходе к решению существующих проблем социальной защиты и пенсионного обеспечения, мы постепенно выработаем концепцию (стратегию) социальной политики справедливого пенсионного обеспечения граждан, проведем экспертизу законов, где отсутствуют механизмы их реализации.

- В системе законодательного регулирования прав и свобод граждан четко обозначена тенденция - ограничивать защитника Отечества и членов его семьи в общегражданских правах. При этом такие ограничения не вызваны, как этого требует Конституция РФ, интересами обеспечения обороны страны и безопасности государства.

- Выплата стоимости продовольственного пайка военнослужащим и приравненных к ним Законопроектом, внесенным в Государственную Думу Правительством РФ No 251555 "О внесении изменений в статью 43 закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, в государственной противопожарной службе (МЧС), органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" предусматривает замену в пенсионном законе слов "стоимость продовольственного пайка" словами " денежная компенсация взамен продовольственного пайка". Таким образом Правительство РФ полностью проигнорировало решение Конституционного суда и Общественной палаты РФ. Законопроект, кроме того, "прощает" военным пенсионерам образовавшийся с 2000 года долг государства перед ними.

- Пенсии военнослужащих ФСБ намного выше военнослужащих других силовых структур, что вселяет надежду военных пенсионеров об установлении единых стандартов пенсионного обеспечения военнослужащих (и приравненных к ним). Обещанное государством повышение пенсий на 20% из-за инфляции вряд ли состоится.

- Военный пенсионер, продолжающий трудовую деятельность, в отличие от других граждан, лишен права на получение выплат из накопительной части трудовой пенсии ( законом установлено, что накопительная часть трудовой пенсии является "возвратной");

- Военный пенсионер лишен, в отличие от других категорий граждан, права на получение второй пенсии по случаю потери кормильца, если гибель ребенка - военнослужащего произошла при исполнении им обязанностей военной службы;

- Военный пенсионер - участник войны, в отличие от такого же участника войны, но получающего трудовую пенсию, лишен права на получение второй пенсии по инвалидности( участники Великой Отечественной войны из числа граждан, получающих трудовую пенсию, получают вторую пенсию. Получающие же "военную пенсию" имеют надбавку к ней. При этом размер второй пенсии превышает надбавку более чем в 3 тысячи рублей);

-Военнослужащие, в отличие от граждан, получающих трудовую пенсию по выслуге лет, лишены права на приобретение статуса ветерана труда со дня выхода на пенсию. Им надо для получения такого статуса еще дожить до 60 лет мужчинам и до 55 лет женщинам;

Голос общественности по данным проблемам должен быть услышан. Только объединив усилия общества и власти мы сможем что-то изменить.

- И прежде всего необходимо все-таки разобраться с социальными стандартами пенсионного обеспечения матерей и вдов погибших военнослужащих. Семьи погибших военнослужащих должны получать более достойную поддержку государства. Также разобраться с долгами государства, в части выплат компенсаций за погибших сыновей, перед матерями погибших военнослужащих в Афганистане.

- Необходимо также отметить, что социальная политика по поддержке членов семей погибших военнослужащих многие годы формировалась исключительно по инициативе

родительской общественности. Получить мизерные льготы и дополнительные пенсии за погибших сыновей и мужей было не просто. Приходилось обивать пороги чиновников и терпеть унижения. Два с лишним десятилетия добивается общественность компенсационных выплат за нанесенный материальный и моральный ущерб, связанный с гибелью военнослужащих на войне в Афганистане. Нам говорят, что нет денег. В тоже время Правительство России с радостью рапортует о досрочном погашении долга Парижскому и Лондонскому клубу.

- Наши погибшие военнослужащие с честью исполнили свой воинский долг, чему свидетельствуют награждения их высокими правительственными наградами. И всего- то речь идет о семьях погибших в Афганистане не более 10 тысяч, и 3-5 тысяч погибших военнослужащих в других странах (Лаос, Куба, Никарагуа и т.д.).

- Ст.21, пункт 2 закона "О ветеранах" гласит: "... льготы предоставляются супругу или супруге погибшего (умершего) инвалида войны не вступившей (вступившего) в повторный брак".

- В результате безответственной, безграмотной формулировки вдовам погибших военнослужащих не предоставляются соответствующие льготы. Необходимо все-таки признать, что семьи погибших военнослужащих являются жертвами войны и пострадавшими от военных действий и долг государства и правительства окружить такие семьи вниманием и заботой.

- Компенсация за гибель военнослужащих до 1991 года не выплачивается, несмотря на многократные обращения общественных организаций и семей погибших военнослужащих в органы государственной и законодательной власти. Необходимо решить вопрос выплаты пенсий по потере сына, мужа- с момента гибели военнослужащего, независимо от возраста его матери или вдовы, а также разобраться с механизмом оплаты проездных для семей погибших военнослужащих к месту лечения. Не все могут приобрести путевки и зачастую пользуются курсовками на лечение и в этом случае им не положена компенсация за проезд.

- ФЗ No 122 серьезно ущемил права ветеранов , участников боевых действий, инвалидов, семей погибших военнослужащих.

- Для более четкого представления о проблемах пенсионного обеспечения семей погибших военнослужащих нам необходимо систематизировать данные по всем регионам РФ по количеству семей погибших военнослужащих. Незавидная участь вдов погибших военнослужащих. Пока офицер жив, его жена пользуется медицинским и санаторным обеспечением, в случае гибели мужа - вдова лишается данных льгот, а также ряда других (налог на автомашину, недвижимость), негоже государству требовать оплату за излишки жилой площади у матери погибшего военнослужащего, образовавшейся вследствие гибели ее сына.

- Нам следует выработать механизмы поддержки семей погибших военнослужащих, проживающих за пределами России. Сын служил в России, посмертно присвоено звание Героя России, а его мама на Украине оказывается " матерью не того Героя". Необходимы межправительственные соглашения по этим вопросам, а также серьезная экспертиза нормативно-правовых актов, законодательства в России по вопросам пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей.

- В общественные организации и в центры реабилитации поступают письма от родителей и военнослужащих- участников боевых действий с нареканиями на органы государственной власти, допускающих волокиту и проволочки в назначении им пенсий , решения вопросов протезирования, оформления социальных льгот.

К примеру, четыре года награжденный боевой наградой "За воинскую доблесть II степени" из-за потери выписки - решения ВВК об освобождении от воинской обязанности по четырем статьям болезни из госпиталя им.Бурденко , солдат не может оформить инвалидность и пенсию. Военный комиссариат Аргаяшского района Челябинской области разговаривает высокомерно с солдатом-инвалидом, или вообще не хотят не только направить запрос в госпиталь Бурденко, помочь солдату, но не хотят даже разговаривать с ним и его родственниками. Такое халатное, преступное отношение военного чиновника к проблеме солдата, потерявшего здоровье во время боевых действий, просто недопустимо, потому что сводит на нет заботу государства о социальной поддержке бывшего военнослужащего.

- В последнее время отмечается активизация взаимодействия с Общественной палатой РФ и более плодотворное сотрудничество общественных организаций, защищающих права военнослужащих и членов их семей, а также ветеранских организаций.

- Членам и экспертам подкомиссии по делам военнослужащих и членов их семей более детально предстоит изучить противоречащие друг другу федеральные законы: "О ветеранах", ФЗ-122, "О статусе военнослужащих" и др. и предложить рекомендации по усовершенствованию механизмов действующего законодательства в вопросах пенсионного обеспечения граждан Общероссийским общественным слушаниям, организованных Комиссией ОП по вопросам социального развития по теме: "Проблемы пенсионного обеспечения граждан и пути совершенствования пенсионной реформы в России" 28-29 ноября 2006 года в Республике Карелии с целью осуществления общественного анализа и оценки состояния и эффективности проводимой в России пенсионной реформы а также разработки плана мероприятий по совершенствованию имеющейся нормативно-правовой базы пенсионного обеспечения граждан России.

Принципиально важно сохранить исторически сложившуюся традиционную обязанность государства - гарантировать военнослужащим и членам их семей достойные компенсации за их материальные и иные лишения, связанные с выполнением обязанностей военной службы . Ограничение военнослужащих в ряде конституционных прав, которые обусловлены особым характером военносй службы, а также высокая интенсивность, социальная значимость и ответственность, повышенный риск для жизни и здоровья граждан,- все это непременно должно быть адекватно выполнено государством.

Реалии нынешней социально-экономической ситуации в Российской Федерации требуют того, чтобы реформирование всех сторон жизни общества сопровождалось сильной военно-социальной политикой государства, эффективной системой социальных гарантий военнослужащим и членам их семей, что выступает базовыми условиями повышения эффективности строительства Вооруженных Сил, других структур военной организации страны, способных обеспечить безопасность России в ее успешном противостоянии глобальным вызовам XXI века.




http://www.oprf.ru/

Док. 352459
Перв. публик.: 15.11.06
Последн. ред.: 12.08.07
Число обращений: 698

  • Большакова Мария Артемовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``