Экс-депутат рады рассказал о последствиях блокады Крыма для Украины
Решение научной сессии академий, имеющих государственный статус Назад
Решение научной сессии академий, имеющих государственный статус
НАУЧНАЯ СЕССИЯ АКАДЕМИЙ, ИМЕЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАТУС "ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ - ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА"
5-6 октября 2006 года

РЕШЕНИЕ

г.Москва, 6 октября 2006 года

Научная сессия российских академий наук, имеющих государственный статус, полностью разделяет оценку Президента Российской Федерации В.В. Путина демографической ситуации в стране и одобряет основные направления решения этой важнейшей проблемы, содержащиеся в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года: снижение смертности, повышение рождаемости, эффективная миграционная политика, поддержка молодых семей, обеспечение потребностей в детских садах и яслях, материальное стимулирование устройства на воспитание в семьях детей, оставшихся без попечения родителей и др. Проблему низкой рождаемости невозможно решать без изменения отношения всего общества к семье и её ценностям. Среди этих ценностей лидирующие позиции занимают здоровье детей, образование и среда обитания.

Негативные тенденции в состоянии здоровья россиян, особенно рост заболеваемости, изменения в показателях физического развития детей и подростков, нерациональное и неадекватное питание детей весь период их роста от продуктов прикорма до питания в детских учреждениях, разработка и реализация мер по их устранению постоянно находятся в поле зрения ученых.

Здоровье и образование детей - основа устойчивого развития российского общества и государства. Именно поэтому четырнадцатая (LXXVII) сессия Общего собрания Российской академии медицинских наук (9-11 декабря 2004 г.) была посвящена научным основам охраны здоровья детей. Сессия отметила, что для коренного улучшения ситуации в состоянии здоровья детей необходимо комплексное решение наиболее актуальных вопросов организации здорового и лечебного питания, детского здравоохранения с использованием новых технологий в медицине, новых биомедицинских технологий в профилактике, диагностике и лечении инфекционных, сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований; клеточных технологий с учётом новых технологий в экологии человека и гигиене окружающей среды.

В феврале 2005 года состоялось совместное заседание Российской академии архитектуры и строительных наук и Российской академии образования: "Среда жизнедеятельности как необходимое условие физического и психического здоровья школьников", на котором были рассмотрены вопросы влияния пространственной организации школьных учреждений на эффективность учебного процесса и психофизическое состояние школьников. Систематически проводились заседания Координационного совета РАМН и РАО, обсуждались наиболее важные вопросы здоровья детей и их образования, определялись решения для их реализации.

Инвалидность детей является важнейшим индикатором ухудшения состояния здоровья детей, что связано, прежде всего, с недостаточным охватом населения медико-генетической помощью, неэффективной дородовой диагностикой патологии плода, недостаточной эффективностью послеродовой реабилитации, наличием различных заболеваний у матери, в том числе формирующихся в подростковом возрасте, прогрессированием алкоголизма, наркомании, токсикомании, недостаточным развитием системы реабилитационных учреждений для детей, плохими градо-экологическими условиями развития детей. Внедрение в широкую медицинскую практику современных технологий эффективной медицинской реабилитации детей с ограниченными возможностями при различных заболеваниях сдерживается из-за отсутствия соответствующих специалистов, реабилитационных учреждений и их необходимого оснащения.

Научная сессия констатирует, что до настоящего времени сохраняются негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков. Нарушения состояния здоровья беременных женщин и кормящих матерей, сопряженные с низкой распространенностью грудного вскармливания и нерациональным питанием детей первого года жизни, лежат в основе высокой частоты рахита, анемий, гипотрофии, острых инфекционных заболеваний и других нарушений в состоянии здоровья детей раннего возраста, что в свою очередь, вызывает рост сердечно-сосудистых заболеваний, болезней почек, желудочно-кишечного тракта, нарушения обмена веществ в последующие возрастные периоды. Значительная доля болезней формируется в школьном возрасте. Изучение фактического питания учащихся выявило явные нарушения в структуре их питания (энергетическая, белковая, витаминно-минеральная недостаточность, биологическая неполноценность), что служит серьёзной причиной алиментарно-зависимых заболеваний.

Негативные тенденции в состоянии здоровья детей за последнее десятилетие приобрели устойчивый характер и стали еще более очевидными, поскольку не преодолен демографический кризис, а численность населения неуклонно уменьшается. В Российской Федерации на каждую тысячу новорожденных приходится 50 детей с врожденными и наследственными заболеваниями. Физиологически протекающие роды встречаются не более чем у 30-35% женщин. Перинатальная патология регистрируется у 39% детей в неонатальном периоде и остается основной причиной младенческой смертности (13,3 на 1000). К окончанию школы более половины детей имеет ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья. Ранняя трудовая занятость подростков является существенным фактором ухудшения их здоровья. Темпы роста предотвратимой смертности подростков выросли в 6 раз у юношей и в 3 раза - у девушек, преимущественно за счет увеличения злокачественных опухолей, травматизма и отравлений, а также возникающих в результате загрязнений окружающей среды воздействий как на детей, так и на их родителей. Проведенные исследования показали, что дети являются наиболее уязвимой группой риска, у которой наблюдаются не только токсические поражения различных органов и систем, но и отдаленные, в том числе канцерогенные эффекты. Ранняя заболеваемость и ее неуклонный рост сопровождаются увеличением числа детей - инвалидов.

Инфекционные и паразитарные болезни остаются самыми распространенными в детском возрасте, сохраняется высокой заболеваемость детей краснухой, гриппом, острыми кишечными инфекциями, туберкулезом. Одной из наиболее острых и тревожных проблем в настоящее время является распространение ВИЧ/СПИД среди детей, четко определилась крайне неблагоприятная тенденция - рождение детей от ВИЧ-инфицированных матерей (23%), не решены вопросы обеспечения лекарственными средствами для профилактики ВИЧ-трансмиссии в родах и у новорожденных детей. До настоящего времени в стране не существует специализированных научно-исследовательских учреждений, разрабатывающих проблему ВИЧ/СПИД.

Актуальными остаются проблемы диагностики и лечения внутриутробных инфекций. В условиях меняющейся экологии и снижения иммунной защиты любая инфекционная болезнь у матери может представлять опасность для плода. Поэтому необходимо внедрение новых молекулярно-генетических технологий специфической диагностики и создание биотехнологических средств нового поколения для эффективной терапии инфекционных болезней.

Высокая заболеваемость и инвалидность среди детского населения свидетельствует о том, что проблема охраны здоровья детей переросла медико-социальный уровень. В связи с этим дальнейшее ускорение разработки научных основ охраны здоровья детей и повышение их эффективности является приоритетной проблемой, которая должна решаться на межведомственном уровне.

На фоне неуклонного уменьшения численности детей отмечаются неудовлетворительные показатели состояния их здоровья. Число детей-инвалидов в возрасте до 18 лет составляет 605 тыс. человек, оно увеличилось за последние 5 лет на 155 тыс. При этом изменилась и структура причин инвалидности: на первое место вышла соматическая патология (34,5%). Существует тенденция к снижению числа детей, имеющих нормальную массу тела, и увеличению числа низкорослых детей. Отмечается снижение жизненной емкости легких на 15% и силовых возможностей на 20%. У 30% юношей и девушек выявляется задержка полового развития, а 40% юношей и девушек имеют болезни, которые могут ограничить возможность реализации репродуктивной функции.

За последние 5 лет заболеваемость детей в различных возрастных группах увеличилась на 18-20%. По состоянию здоровья 30% выпускников школ имеют ограничения в выборе профессии, уровень годности к военной службе не превышает 70%. Число детей с недостаточным уровнем развития школьно необходимых функций увеличилось с 20% до 41,4%. Частота психических расстройств и отклонений в поведении возросла среди подростков на 27%.

Число практически здоровых детей снизилось до 30%, нервно-психические нарушения выявляются у 60% выпускников школ. Показатели психической болезненности детского населения и подростков в два раза выше, чем взрослых, и имеют неуклонную тенденцию к росту.

За последние десять лет детский алкоголизм вырос в два раза и продолжает расти. Смертность от самоубийств очень высока по сравнению с другими странами, суициды наблюдаются даже у детей 5-10 лет.

По данным Всемирной организации здравоохранения превышение порога 20 случаев самоубийств на 100 тысяч населения указывает на чрезвычайную ситуацию в обществе. У нас этот показатель среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет составляет 21,55 %. В то же время число социальных сирот в России приближается к миллиону.

По критериям Всемирной организации здравоохранения в России недоедает 30% населения, при этом самая страдающая группа -дети от 10 до 14 лет. Смертность детей в возрасте от 0 до 5 лет превышает у нас европейскую в 5,3 раза. Каждый грамм питательных веществ, недополученный во внутриутробной жизни, отражается на здоровье рожденного ребенка, а у нас, по существу, невозможно найти полноценно питающуюся беременную женщину.

Необходима активная государственная поддержка детства. Программы "Здоровый ребенок", "Дети России", "Дети инвалиды" реализуются крайне слабо.

Совершенно очевидно, что в настоящее время для коренного улучшения ситуации с состоянием здоровья детей необходимо комплексное решение наиболее актуальных проблем детского здравоохранения. Для их решения ключевое значение имеют разработка комплексной стратегии сохранения здоровья нации, формирование и законодательное закрепление государственной политики в области охраны здоровья детей, развитие фундаментальных исследований и осуществление структурной перестройки педиатрической службы, которая, повышая качество медицинских услуг, гарантирует для детей право на доступность и бесплатность всех видов медицинской помощи.

В целях эффективного использования научного потенциала страны необходимо постоянно осуществлять российскими академиями наук, имеющими государственный статус, совместно с Министерством образования и науки России, Министерством здравоохранения и социального развития России, Министерством сельского хозяйства России и другими ведомствами координацию фундаментальных и прикладных исследований по проблемам профилактики, диагностики и лечения детей и подростков, их образования и организации здорового питания.

Укрепление здоровья подрастающего поколения россиян, которое на 50-60% зависит от правильного питания, профилактика заболеваний, обеспечение безопасных условий их жизнедеятельности во многом будут зависеть от успешной реализации национальных приоритетных проектов, открывающих новые возможности в медицинском обеспечении детей и подростков, в развитии концепции здорового питания, в создании здоровых жилищных условий.

Повышение конкурентоспособности России на мировом уровне во многом определяется благополучием и здоровьем населения и, в первую очередь, - детей, их успешным развитием, своевременным включением в социально значимую деятельность, что определяет будущее любой страны. Чем ниже качество жизни детей, тем выше риск роста масштабов бедности, ухудшения показателей здоровья, социальной напряженности и экономической нестабильности. Предотвращение этих негативных тенденций - ключевая задача государственной политики.

Деятельность академий наук, имеющих государственный статус, направлена на решение задач, определенных в Программе социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.), в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, приоритетных национальных проектах в сфере здравоохранения, образования, сельского хозяйства и жилищного строительства.

Исследования и разработки ориентированы на решение проблем охраны и укрепления здоровья обучающихся детей и подростков, поиск отвечающих им решений по строительству и реконструкции зданий общеобразовательных учреждений, адекватных режимов учебной деятельности, организации учебного процесса, обеспечения учащихся здоровым питанием, развитие личности, повышение качества жизни и образования человека, раскрытие его всестороннего потенциала в условиях глобализации, укрепления стабильности социокультурной базы жизнедеятельности российского общества.

Здоровье детей и подростков в значительной степени формируется под влиянием градо-экологического и архитектурно-художественного состояния среды обитания. От качества архитектурно-градостроительных решений зависит состояние здоровья, воспитания и образования детей. Требует всестороннего изучения влияние на здоровье и психику детей световой и цветовой среды, объемы помещений и их ориентация, применение новых строительных материалов. Необходим комплексный подход к формированию среды жизнедеятельности подрастающего поколения, совместное определение основных функциональных, технических и эстетических сторон пространственной организации зданий, сооружений и их комплексов, обеспечивающих физическое и психическое здоровье детей. Необходимо вести научные и проектно-экспериментальные разработки типологии зданий и сооружений для детей, где оптимально сочетались бы требования по медицинским, педагогическим, общеразвивающим показателям, формирующим полноценного человека. В этой связи необходимы специальные разделы в национальных проектах, посвященные детям.

Наличие причинно-следственной зависимости в системе "здоровье детей - условия организации образовательного процесса" имеют особую актуальность. И связано это, прежде всего, с тем, что современные инновационные процессы в образовании происходят на фоне неблагополучного состояния здоровья детей и подростков России. Целью проводимой модернизации образования является: повышение качества образования, совершенствование его структуры, укрепление здоровья учащихся и обеспечение психологического комфорта обучающихся, подготовка учащихся к будущей успешной интеграции во взрослое общество. Проводимая модернизация школьного образования должна содействовать изменению негативной тенденции существенного ухудшения состояния здоровья детей и подростков в последние годы.

Доказано, что большая учебная нагрузка создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе. Напряженный характер учебы, значительный объем учебного материала, дефицит времени для усвоения информации являются выраженными психотравмирующими факторами для ребенка, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает стрессорное воздействие на развивающийся детский организм, формирует невротические расстройства с последующими нарушениями работы сердца, желудочно-кишечного тракта, других органов и систем.

Степень утомления учащихся, уровень их невротизации, эмоциональный комфорт и, в конечном итоге, состояние здоровья детей зависят не только от объёма учебной нагрузки и её содержания, но также и от методов, режимов и технологий обучения, от качества школьных помещений.

Организация начавшегося в порядке "пилотного" проекта предшкольного образования в обязательном порядке должна учитывать то обстоятельство, что у детей 6-ти лет диагностируется наиболее высокий уровень школьной дезадаптации и тревожности, лежащих в основе нарушений их психического здоровья. Раннее начало обучения детей 5-ти лет без соблюдения надлежащих условий приведет к ухудшению их здоровья, которое сегодня вызывают большую тревогу. Форсированная выработка у дошкольников готовности к обучению негативно отражается на их психическом и физическом здоровье, развитии, гармоничном включении в школьную жизнь.

Санитарно-эпидемиологическое состояние большинства школьных зданий и их оборудования не позволяют развернуть эффективное обучение и воспитание детей с целью выравнивания стартовых возможностей к систематическому обучению в школе, а материально-техническая база многих образовательных учреждений и, прежде всего, дошкольных, особенно в сельской местности, разрушены и требуют коренного улучшения.

Важной межведомственной и междисциплинарной проблемой является введение профильного обучения старшеклассников. В школе практически отсутствует система психолого-педагогической поддержки для формирования у подростков осознанного выбора профиля обучения. Всего 8-10% учащихся при выборе профессии используют помощь школы, т.е. в сложившихся условиях школа мало влияет на процесс профессионального самоопределения школьников. Подавляющее большинство юношей и девушек, заканчивающих школу, имеют ограничения в выборе профессий, причем численность подростков с ограниченным по состоянию здоровья профессиональным выбором за последние 10 лет увеличилась практически на одну треть.

Современные компьютерные информационные технологии являются весьма агрессивной средой для детей и подростков, что требует нового подхода к планировке и архитектуре помещений с учетом требований информационной культуры школьников.

Опыт увеличения объемов физкультурных занятий до 3-5 часов в неделю способствует снижению острой заболеваемости в 3-4 раза, повышению уровня физической подготовленности учащихся, уменьшению распространенности курения и употребления спиртных напитков среди детей и подростков. Однако, состояние и количество спортивных залов и бассейнов в школьных зданиях основательно отстает от западных образцов.

Медицинской и сельскохозяйственной науками обоснованы нормативы и принципы организации здорового питания детей и подростков в образовательных учреждениях. Разработаны методические рекомендации по внедрению системы экологического мониторинга при производстве детских продуктов гарантированного качества и их сертификации.

Недостаточное финансирование, слабая инфраструктура и материально-техническая база питания в образовательных учреждениях, медленное внедрение новых форм организации питания, основанных на использовании продуктов повышенной пищевой ценности, недостаточная эффективность производственного контроля усугубляют негативное влияние среды образовательных учреждений на здоровье детей.

От пространственной организации системы детских учреждений, типологии, новых норм и стандартов зданий, учитывающих специфику детского организма, психологию, методику обучения, зависит полноценное формирование человека. При проектировании и строительстве детских учреждений особо следует учитывать вопросы безопасности. Развитие отечественной градостроительной и архитектурно-строительной науки следует считать основой охраны и укрепления здоровья детей, их всестороннего культурного и художественного воспитания, устойчивого развития современного общества.

Научно обоснованное решение современных проблем гигиены окружающей среды и экологии человека являются основой обеспечения безопасных условий роста и развития детей и подростков, в подготовке которого активное участие приняли ученые академий, имеющих государственный статус. Профилактика рисковых для здоровья форм поведения детей и подростков - важный резерв снижения их заболеваемости и социальной дезадаптации. Разработаны научные основы массовых программ профилактики детского травматизма, нарушений репродуктивного здоровья девочек, табакокурения, наркозависимости и психогигиены.

Требуется разработка соответствующей Государственной программы по формированию здорового образа жизни детей, подростков и молодёжи. В формировании здоровья и заболеваний детей и подростков важна роль семьи и институтов гражданского общества. Российские ученые участвуют в реализации проекта Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения "Европейская сеть школ, содействующих укреплению здоровья".

Решение накопившихся в сфере образования, здравоохранения, градостроительства и обеспечения детей и подростков здоровым питанием в образовательных учреждениях, достижение целей образовательной политики, определённых Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепцией государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации и другими документами, требует скоординированной и системной работы коллективов образовательных и медицинских учреждений, органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций.

Научный потенциал академий наук, имеющих государственный статус, позволяет обеспечить научные основы сопровождения развития приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, сельского хозяйства и доступного обеспечения жильём с целью формирования здорового поколения россиян, а также выход России из демографического кризиса и решение других важнейших социально-экономических проблем общества.

НАУЧНАЯ СЕССИЯ АКАДЕМИЙ НАУК, ИМЕЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАТУС,

РЕШИЛА:

1. В соответствии с утверждёнными Президентом Российской Федерации Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации 21 мая 2006 г. (No Пр-843), а также рассмотренными на данной Научной сессии вопросами и внесёнными предложениями, считать важнейшими направлениями в области фундаментальных исследований по проблемам здоровья и образования детей:

- комплексные исследования в современных условиях возрастно-половых закономерностей роста, развития и формирования здоровья человека от рождения и на последующих стадиях жизненного цикла;

- совершенствование критериев и подходов к оценке состояния здоровья на индивидуальном и популяционном уровнях;

- совершенствование подходов к оценке нутриентной адекватности нового поколения специализированных продуктов детского и лечебного назначения;

разработку:

- новых возрастных нормативов развития детей и подростков, критериев оценки адаптационных возможностей детей к учебным нагрузкам и к воздействию факторов среды;

- новых технологий сохранения здоровья, основанных на прогнозе адаптации, повышении функциональных резервов организма и воздействии на факторы риска;

- медико-педагогических критериев, нормативов и показателей адекватности учебных нагрузок, программ и технологий обучения функциональным возможностям детей;

- медико-биологических основ биологической и химической безопасности жизнедеятельности детей и подростков;

- пространственной организации системы детских учреждений в городах и сельских населенных пунктах страны, норм и стандартов проектирования зданий, сооружений и их комплексов с учетом современной методики образования и требований здравоохранения, разработку современной типологии детских учреждений с учетом их безопасности.

2. Просить Правительство Российской Федерации:

2.1. Инициировать подготовку и принятие Федеральным Собранием Российской Федерации Федерального закона "Об охране здоровья детей и подростков";

2.2. При планировании приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования и сельского хозяйства в 2007 и последующих годах включить в них Программы медицинского обеспечения детей и подростков в образовательных учреждениях ("школьное здравоохранение"), обеспечения детей и подростков здоровым питанием в образовательных учреждениях ("школьное здоровое питание"), развития физической культуры и спорта на базе образовательных учреждений.

2.3. Предусмотреть в 2007 году:

- выделение дополнительных средств на восстановление базы отдыха детей и подростков, а также на проведение комплексных мероприятий по профилактике микронутриентной недостаточности среди детей и подростков в северных регионах страны;

- увеличение финансирования Федеральной целевой программы "Дети России" и подпрограммы "Здоровый ребёнок" в части медицинского обеспечения детей и подростков в образовательных учреждениях, а также в обеспечении расширения календаря профилактических прививок;

- государственный заказ на разработку подпрограмм "Формирование здорового образа жизни детей и подростков" и "Охрана репродуктивного здоровья детей и подростков" в рамках Федеральной целевой программы "Дети России";

- разработку в рамках национальных проектов новой целевой программы "Развитие индустрии детского питания на 2007-2010 годы";

- меры по расширению отечественного производства продуктов повышенной пищевой и биологической ценности для обеспечения питания детей в образовательных и лечебных учреждениях;

- выделение средств на улучшение ресурсного обеспечения системы образования и медицинского обеспечения детей и подростков в образовательных учреждениях на базе новых принципов финансирования, основанных на использовании программно-целевого метода, введении нормативного бюджетного финансирования образовательных учреждений, финансирования школьной медицины как первичного звена здравоохранения;

- рассмотрение вопроса о развитии педиатрической науки и модернизации её материально-технической базы;

- принятие Государственной программы по реабилитации здоровья подростков, проживающих на территориях, подвергшихся экологическим и техногенным катастрофам, а также регионам, где проводились антитеррористические операции.

3. Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации:

3.1. Создать на базе высших учебных заведений в медицинских и в немедицинских вузах структурные подразделения, занимающиеся образовательной политикой в области охраны здоровья молодежи и основ семейных отношений.

3.2. Создать сеть экспериментальных площадок на базе крупных ВУЗов России и других образовательных учреждений системы непрерывного образования по выработке образовательных программ в области охраны здоровья и программ мониторинга показателей здоровья детей, подростков и молодежи.

3.3. Объявить конкурс (или серию грантов) на лучшее образовательное учреждение средней и высшей школы по формированию здоровьесберегающего образовательного пространства.

3.4. Разработать и включить в образовательный курс средней школы программу "Основы семейных отношений" с подразделами: физиология семейных отношений, экономика семейного бюджета, культура и эстетика питания, психология семейных отношений, формирование здорового образа жизни в семье, юридические основы семейных отношений.

4. Рекомендовать Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разработать:

4.1. Эффективные методы и нормативы определения безопасности и пользы для здоровья различных продуктов питания, поступающих на российский потребительский рынок, ориентированных на детский и подростковый контингент.

4.2. Систему контроля эффективности и комплексности региональных программ, направленных на повышение уровня здоровья населения страны.

5. Просить Торгово-промышленную Палату Российской Федерации создать независимый национальный центр по мониторингу контроля подлинности, безопасности и качества товаров и услуг, реализуемых на потребительском рынке России.

6. Просить Федеральное агентство по делам печати и массовых коммуникаций существенно расширить эфирное время на центральных и региональных каналах теле-радио передач для детей и юношества, развивающих творческие, технические, научные интересы и интеллектуальную активность молодых людей, формирующих у них осознанную потребность к здоровому образу жизни. Предусмотреть возможность создания с 2007 года государственного "Образовательного телевизионного канала".

7. Просить Общественную Палату Российской Федерации создать рабочую экспертную группу из специалистов по согласованию и контролю тем, качества, творческого, информационно-воспитательного, развивающего уровня теле-радио передач для детей и юношества.

8. Просить законодательные инстанции субъектов Российской Федерации разработать региональные законы с наиболее благоприятными условиями деятельности коммерческих, общественных и благотворительных организаций, выделяющих денежные, материальные и людские ресурсы для строительства, оборудования и организации работы реабилитационных, творческих, технических и спортивных центров, действующих на безвозмездной основе для детей и подростков.

9. Президиумам академий наук, имеющих государственный статус:

9.1. В целях возрождения профилактической направленности российского здравоохранения рекомендовать Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации включить в программу обязательного медицинского страхования технологию "Навигатор здоровья", разработанную в ГНУ РФ ИМБП РАН, одобренную Росздравнадзором в 2006 году и включенную в Госреестр медицинских технологий. Использовать данную технологию при проведении диспансеризации детей и молодежи и оформлении индивидуального паспорта здоровья учащихся.

9.2. Просить Министерство здравоохранения и социального развития и Министерство образования и науки Российской Федерации ходатайствовать перед субъектами Федерации, органами управления здравоохранением и образованием:

- об увеличении финансирования программ охраны здоровья учащихся, организации здорового питания и медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях;

- о поддержке развития сети школ, содействующих укреплению здоровья детей.

9.3. Просить Министерство регионального развития Российской Федерации сформировать с участием академий наук, имеющих государственный статус, Координационный совет по пространственной организации системы детских учреждений в городах, городских и сельских населенных пунктах, реалиемой в рамках приоритетного национального проекта "Доступное жилье - гражданам России".

9.4. Совместно с федеральными органами исполнительной власти и другими ведомствами постоянно:

- осуществлять координацию фундаментальных и прикладных исследований по проблемам здоровья и образования детей и подростков;

- содействовать эффективной работе Координационного совета Президиумов Российской академии медицинских наук и Российской академии образования "Здоровье и образование детей, подростков и молодёжи".

9.5. Считая здоровье и образование детей, обеспечение их полноценной жизни важнейшей государственной задачей, обеспечению устойчивого развития российского общества, президиумам академий наук, имеющих государственный статус, подготовить Федеральную целевую программу по фундаментальным проблемам в сфере охраны здоровья и образования подрастающего поколения и представить в 2007 году Программу на рассмотрение Правительства Российской Федерации.

10. Академикам-секретарям отделений академий наук, имеющих государственный статус, руководителям научных учреждений предусмотреть при планировании НИОКР комплексные разработки по приоритетным направлениям:

- оценка современных инновационных форм обучения, в том числе дистанционного, интернет-образования с позиций медико-биологических, психолого-педагогических требований, а также функциональных и возрастных особенностей детей;

- современные технология и техника производства нового поколения продуктов нутриентно адекватных специфике беременных и кормящих женщин, здоровых и больных детей с различными метаболическими статусами;

- современные технологии медико-психолого-педагогической поддержки учащихся образовательных учреждений, осуществляемой врачами, психологами, педагогами и социальными работниками;

- обоснование, оценка эффективности и внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий;

- психолого-педагогические и физиолого-гигиенические основы профильного обучения;

- разработка современных научных положений медицинской и психофизиологической профориентации и консультации в системе общего и профессионального образования;

- совершенствование форм и методов физического воспитания детей и подростков как одной из базовых дисциплин общеобразовательной школы.

- физиолого-гигиеническое обоснование удобочитаемости информации на видеодисплеях; разработка гигиенических требований к многоцветным дисплеям и характеристикам, обеспечивающим визуальный комфорт пользователей персональных компьютеров; регламентация предельно-допустимой продолжительности занятий с использованием информационных технологий в зависимости от возраста учащихся и содержания занятий;

- типология, нормы и стандарты при проектировании зданий, сооружений и комплексов для детских учреждений с учетом современных требований охраны здоровья, методики обучения и безопасности;

- научное обоснование методических подходов и алгоритма оценки риска развития школьнообусловленных заболеваний;

- обоснование современной системы медицинского обеспечения учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования;

- обоснование медицинского обеспечения военно-патриотической и морально-этической подготовки молодёжи;

- научные основы разработки, внедрения и оценки эффективности массовых профилактических программ в современных условиях;

- оценка современных архитектурно-планировочных решений образовательных учреждений в различных регионах страны, создание современной образовательной среды обучения детей и подростков в сельских территориях путем формирования групповых систием расселения с охватом более крупных поселений, включая городские;

- разработка специальных образовательных программ, мероприятий, направленных на снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья, привитие устойчивых навыков безопасного поведения, программ гигиенического воспитания участников образовательного процесса и родителей;

- разработка научных обоснований основ формирования устойчивых градо-экологических условий, обеспечивающих духовное и физическое здоровье детей в крупных городах.

11. Редакционно-издательскому совету Российской академии медицинских наук предусмотреть издание материалов настоящей Научной сессии, а также трудов по наиболее актуальным и перспективным направлениям охраны здоровья детей на современном этапе, по профилактике заболеваний детей, созданию новых реабилитационных и оздоровительных технологий.

Президент РАН, академик Осипов Ю.С.

Президент РАМН, академик РАН и РАМН Давыдов М.И.

Президент РАО, академик РАО Никандров Н.Д.

Президент РАСХН, академик РАСХН Романенко Г.А.

Президент РААСН, академик РААСН Кудрявцев А.П.

Академик РАХ, академик РАХ Церетели З.К.




http://www.oprf.ru/

Док. 352462
Перв. публик.: 06.10.06
Последн. ред.: 12.08.07
Число обращений: 280

  • Баранов Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``